На земле можно отработать любую нештатную лётную ситуацию
"Нет права на ошибку". Гендиректор "Технодинамики" о том, как авиатренажеры спасают жизни
Отработка нештатных авиационных ситуаций, сложных полетных заданий и боевых задач начинается на земле. В подготовке военных летчиков и оттачивании их навыков огромную роль играют авиатренажеры, которые с каждым годом становятся все совершенней и реалистичней.
Нам в интервью генеральный директор холдинга "Технодинамика" госкорпорации "Ростех" Игорь Насенков рассказал о том, какие тренажеры в ближайшее время поступят в войска, какие новинки уже разрабатываются для российской армии, а также о самых передовых авиатренажерах на подвижном основании, которые позволяют испытать чувство настоящего полета.
- Игорь Георгиевич, расскажите, для каких самолетов и вертолетов холдинг сейчас готовит тренажеры?
Разработка уникальных тренажеров для подготовки экипажей — неотъемлемая часть комплексной работы в авиастроении, которую мы ведем вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией, "Вертолетами России" и другими предприятиями Ростеха.
В контуре "Технодинамики" на исследованиях и разработках в области авиационных тренажеров специализируется центр научно-технических услуг "Динамика".
Начиная с 1995 года предприятие реализовало более 300 проектов для 50 модификаций различных типов летательных аппаратов. Вместе с тем мы не намерены останавливаться на достигнутом и в настоящее время разрабатываем более десяти новых модификаций тренажеров как для военных, так и для гражданских машин.
Так, для ударного вертолета Ми-28Н мы готовим учебный компьютерный класс для подготовки и переучивания летных экипажей.
Для экспортной версии "Ночного охотника" — Ми-28НЭ линейка разрабатываемых обучающих средств гораздо шире: комплексные тренажеры как на неподвижном основании, так и на подвижной динамической платформе, рабочее место оператора по созданию и редактированию ландшафтных сцен визуализации, учебные компьютерные классы.
Комплексный и процедурный тренажеры для экипажа, а также учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки получит вертолет Ка-28, а Ми-8АМТШ и Ка-52 — автоматизированную систему обучения для теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава.
Если говорить о самолетах, то для военно-транспортного самолета Ил-76МД мы создаем комплексный тренажер (тренажеры самого высокого уровня, зачастую имеют систему подвижности и визуализации, кабина комплексного тренажера полностью повторяет реальную кабину воздушного судна — прим. ред.),
а для многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34 — процедурный (такие тренажеры не предназначены для приобретения навыков пилотирования, они не оборудуются системой визуализации; пульты, приборы и органы управления обычно имитируются с помощью сенсорных мониторов — прим. ред.).
Для перспективного российского легкого транспортного самолета Ил-112В "Технодинамика" разрабатывает комплексный и процедурный тренажеры, а также учебный компьютерный класс для экипажа самолета.
Кроме того, "Динамика" выполняет составные части опытно-конструкторских работ, касающихся, в частности, разработки корпуса кабины комплексного тренажера истребителей Су-35, Су-30МК2, Су-27СКМ, а также аппаратного комплекса системы имитации внешней визуальной обстановки тренажера.
Что касается гражданских летательных аппаратов, то комплексный тренажер с системой подвижности разрабатывается для нового вертолета Ми-171А2, а для Ми-38 — автоматизированная обучающая система для теоретической подготовки летного и инженерно-технического персонала.
- Какие новинки сейчас реализуются в авиационных тренажерах? В чем принципиальное отличие от тренажеров предыдущего поколения?
Самой последней новинкой, реализованной в холдинге, являются комплексные тренажеры на подвижном основании для самолетов и вертолетов Ростеха. Это буквально переход на новый уровень обучения, новое качество боевой подготовки и повышение безопасности полетов.
Они позволяют получить практически полный комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полету. То есть буквально прочувствовать все изменения скорости и движения, улавливаемые вестибулярным аппаратом.
Ну и, конечно же, их основное назначение — отработка целого ряда специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем на неподвижных тренажерах.
"Технодинамика" уделяет большое внимание инвестициям в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения в авиации.
Например, система визуализации тренажера для подготовки парашютистов выполнена с использованием шлема виртуальной реальности. На экран выводится изображение окружающего воздушного пространства, включая специальные эффекты, которые позволяют парашютисту визуально определять скорость и направление ветра у поверхности земли.
Наша разработка позволяет увидеть рельеф местности, наземные и воздушные подвижные и неподвижные объекты. Все это — при различных метеоусловиях и в различное время суток.
Шлем виртуальной реальности используется и в тренажере оператора внешней подвески вертолета, который разработан в рамках проекта создания комплексных тренажеров для подготовки экипажей.
- Какие тренажеры уже поставлены в российские войска? Какие планируются к поставке в ближайшее время?
На сегодняшний день в российскую армию поставлены авиационные тренажеры для самолетов Су-33, Су-34, МиГ-31БМ, Ил-78М, Л-39 и вертолетов Ми-24П, Ми-28Н, Ка-52/К, Ми-8МТВ-1/8МТВ-5/АМТШ, Ка-27М, Ка-29.
В ближайшее время планируются к поставке тренажеры для обучения экипажей вертолетов Ка-226.80, Ми-26, "Ансат-У", Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-28Н, Ка-52, а также для экипажей самолетов Су-34 и Ил-76МД.
- Что на сегодняшний день позволяют отработать тренажеры, какие наиболее сложные ситуации?
Начнем с того, что тренажеры решают огромный спектр задач. Они могут обеспечить как первоначальное обучение экипажа, так и переучивание с другого типа воздушного судна, повышение квалификации летного состава или ее восстановление после перерыва в летной работе.
В качестве примера возьмем комплексный тренажер с системой подвижности для экипажа военного вертолета. Он предназначен для обучения пилотированию, аэронавигации, работе с системами вертолета, ведению радиосвязи и процедурам координации действий экипажа в штатных режимах полета.
Начать можно с азов — с предполетной подготовки и руления по взлетно-посадочной полосе, а закончить фигурами высшего пилотажа.
Кроме того, тренажер позволяет отработать пилотирование в неблагоприятных метеоусловиях, когда полет полностью или частично выполняется по приборам. Экипажи также могут проработать нештатные ситуации, вызванные ошибками пилотирования или отказами систем вертолета — например, отказом двигателя.
Как бы громко ни звучало, но тренажеры спасают огромное количество жизней. Ведь здесь, на земле, можно отработать любую летную ситуацию несколько раз, отточить навык. А в воздухе шанса на ошибку нет.
Другой пример — тренажер самолета-заправщика Ил-78. В него входит кабина оператора заправки. Возможность отработать процесс дозаправки очень важна, ведь это имеет прямое отношение к безопасности полета.
Летчики-испытатели отмечают, что очень важно привыкнуть именно психологически к тому, как самолет подходит к конусу дозаправки, под каким углом, с какой скоростью. Отработать всю цепочку действий, превратив ее в автоматический навык: выпустить шланг, открыть насос и включить перекачку…
Одно дело, когда все происходит в обычных условиях, и совсем другое, когда действовать необходимо в нештатной ситуации. И, повторюсь, тренажеры позволяют все эти ситуации отработать.
Летчики отмечают, что достоверность "полетов" на наших симуляторах очень высока. Уже через пару минут после "взлета" даже профессионалы перестают понимать, что сидят в кабине тренажера, а не реального вертолета или самолета.
- Как долго служат авиационные тренажеры? Есть ли возможность их модернизации?
Назначенный ресурс комплексного тренажера на подвижном основании — 30 000 часов. Гарантийный срок службы составляет 12 месяцев, а гарантийная наработка — 2000 часов в течение гарантийного срока эксплуатации.
Все составные части наших тренажеров имеют модульную структуру. Поэтому и модернизацию изделий мы можем осуществлять по упрощенной схеме.
Такая необходимость может возникнуть не только при модернизации имеющегося авиапарка, но и, например, при появлении вычислительной техники нового поколения или существенном улучшении характеристик систем визуализации.
Но подобный качественный скачок мы можем ожидать не ранее чем через семь-восемь лет. Работы, связанные с модернизацией изделий, уже находящихся в эксплуатации, могут быть выполнены ЦНТУ "Динамика" по отдельному контракту.
- Разрабатываете ли вы тренажеры для новейшего истребителя Су-57 и легкого транспортного самолета Ил-112В?
В настоящее время "Динамика" выполняет составную часть опытно-конструкторской работы, касающейся разработки комплексного тренажера самолета Ил-112В, процедурного, а также учебного компьютерного класса теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава. Относительно Су-57 вопрос находится на стадии рассмотрения.
- Российские авиационные тренажеры экспортируются за рубеж?
Тренажеры и учебно-тренировочные комплексы "Технодинамики" эксплуатируются в десяти странах мира. Помимо России это — Казахстан, Китай, Чехия, Египет, Мексика, Никарагуа, Перу, Алжир и Мьянма. На этом мы, конечно, останавливаться не планируем.
Иностранные заказчики, эксплуатирующие российскую технику, все чаще обращаются к нам за техническими средствами обучения, поэтому в ближайшем будущем мы сможем увеличить свое присутствие на зарубежном рынке.
- Планируете ли представить тренажеры на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021?
"Технодинамика" на МАКС-2021 впервые будет представлять свою продукцию в собственном отдельном павильоне.
В экспозиции будет отражено как наше авиационное направление, в том числе и тренажеры, так и изделия входящих в контур управления "Технодинамики" холдингов "Техмаш" и "Спецхимия". Пока не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что экспозиция будет яркой.
Беседу вела Милена Синева






























Интернет книге не помеха
Набиуллина: "Есть искушение думать, что нам море по колено"
Глава «Севмаша» Будниченко: мы вложили в подлодки свой труд и душу
Белоусов: "Всего на внешние рынки в этом году вышли более 60 тысяч мал...
Расширенное заседание коллегии Минобороны
Роскосмос: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были ус...
Передовые инженерные школы в Томске
На пути к пассажирскому сверхзвуку
"Если Бог с тобой, неважно кто против тебя"
Пленарное заседание Всемирного русского народного собора
Глеб Никитин: нижегородская экономика показывает темпы роста выше сред...
Основа гармоничного развития
Конференция "Путешествие в мир искусственного интеллекта"
Алексей Варочко: сотрудники Центра Хруничева удовлетворены 25-летней р...
Наквасин: основная угроза - слепое доверие к технологиям
Искусственный интеллект и "испуганная интеллигенция"
Путин: уважаемые коллеги предлагают запретить ввоз в Россию отвёрток и...
Незападный мир: возможности и роль России
Путин: "Мы не должны, не имеем права и не можем позволить себе руковод...
Главный конструктор РОС: создание национальной орбитальной станции явл...
Глава Ставрополья: фиксируем взрывной рост экспорта в Латинскую Америк...
Игорь Бабушкин: все необходимое для работы МТК "Север-Юг" у нас есть
Патрушев: "Ради глобального господства Запад поощряет терроризм и экст...
Совбез РФ: США рассматривают возможность глобального киберудара по Рос...
"Главный итог 95-летия коллектива - наши песни живут"
Какие качества нужны оператору боевого беспилотника
Оглушительный эффект: когда войска получат системы РЭБ "Былина"
Путин: "Вы кто такие вообще? Какое вы имеете право кого-то предупрежда...
Вступительное слово Шойгу на совещании с руководящим составом Вооружён...
"Нас ожидает революция в использовании искусственного интеллекта"
Мишустин: "Наша ключевая задача - достижение технологического суверени...
"Мы сейчас оцениваем запас капитала в целом по банковской системе в 6 ...
Путин: "Дальний Восток - наш стратегический приоритет на весь XXI век"
Бой у кишлака Дури
Скоро 8 месяцев как мы отчаянно бьёмся
Код "Путин"
Путин провозгласил Русскую Идею
Прощайте, крысы!
Битва против коллективного Запада
Мишустин: Самое главное - это вовремя вакцинироваться и своевременно с...
Голикова: "Сертификат вакцинированного начнёт действовать с 1 февраля ...
"Дисциплина - это существенное преимущество учёбы в кадетском классе"
"Детей надо вытаскивать из интернета, а не погружать их туда за бюджет...
Углеродная нейтральность - главный тренд в мировой экономике
"Коллеги из ЕС отодвинули необходимость уплаты углеродного сбора на тр...
Радионова: "Для меня Instagram - это возможность понять, что интересуе...
Шадаев: "100 миллионов к 2024 году пользователей мобильного интернета ...
В регионах России привито от COVID-19 38 миллионов 900 тысяч человек
Сергей Нарышкин: "Мир спорта устал от кампании против российских атлет...
Новинки от Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина
Клаус: "Преступления с использованием интернета дают существенный рост...
Голикова: "В 32 регионах введена обязательная вакцинация от COVID-19"
Николаев: "Люди страдают от дыма, от смога, от пожаров"
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолёты с российс...
Мантуров: "Войдёт ли вакцинация от коронавируса в национальный календ...
Абрамченко: "Если говорить о вызовах - это прогнозируемый рост населен...
Некрасов: "Раскрываемость киберпреступлений составила 20% в 2020 году"
Путин: "К 2024 году доля современного оружия и техники в войсках соста...
"За предстоящие 30 лет объём чистой эмиссии парниковых газов в России ...
Александр Карелин: "Нас не любят, потому что не могут затоптать"
Новая Сибириада
Максютов: "На сегодня нами выявлено в России более 5300 мутаций по все...
Путин: "Сейчас нам крайне важно продолжить наращивать темпы вакцинации...
На земле можно отработать любую нештатную лётную ситуацию
Русская выхухоль находится под угрозой исчезновения
"Относиться к жизни как будто бы она бесконечна"
В космосе в пределах прямой видимости над горизонтом обнаруживаем всё
Белоусов: "Новый закон о банкротстве имеет революционный характер"
Решетников: "Около 200 мероприятий плана восстановления экономики реал...
Парк боевой авиации Индии на 80% укомплектован российской техникой
"Перед нами стоит цель - автоматизация как можно большего числа операц...
"Каждый пятый метр жилья должен стать новым"
Комарда: "Мы расследуем дела в отношении профессиональных злоумышленни...
"Необходимо внедрять программы, направленные на снижение выбросов СО2 ...
Аксаков: "Через механизм «зелёного» финансирования в Россию может при...
Сазанов: "Финансовые результаты, которые демонстрирует наш нефтяной се...
Абрамченко: "Мы предотвратили катастрофу в Усолье-Сибирском"
"Очень жёстко ведётся работа по недопущению использования допинга"
"Мы надзиратели, наше дело - следить, чтобы продукция была безопасна"
"Наша задача - автоматизировать учительскую рутину"
Путин: "Человеку неподготовленному трудно разобраться в вашем птичьем ...
"Мест в больницах хватает всем"
"Мы в этом году заработаем более 700 миллиардов рублей чистой прибыли"
Путин: "Искусственный интеллект заменить главу государства не сможет"
Греф: "Мы пять лет работаем над созданием платформы для школ «СберКлас...
Путин: "Искусственный интеллект никогда не заменит человека"
Путин: "Вчера ещё никому ничего не нужно было, сегодня уже ничего нет"
"Создание расы постлюдей - это не философия, а стратегия"
"Много званых, но мало избранных"
Фёдоров: "Род человеческий не достиг ещё совершеннолетия"
Магнус Хиршфельд и "третий пол"
На вопрос о Боге Курцвейл ответил: "Его пока нет"
Силуанов: "2,1% - рост экономики в четвёртом квартале прошлого года"
Котяков: "За три года 400 тысяч семей смогут увеличить свои доходы"
Голикова: "Рост заболеваемости лиц старше 65 лет составил 2,6%"
Путин: "Надо широко информировать людей о важности прививок от гриппа ...
Голикова: "У 37% заболевших коронавирус протекает без клинических проя...
"Мы продолжим практику массового тестирования граждан"
Голикова: "Общая смертность за январь-май 2020 года не изменилась"
Путин: "Россия лидирует по количеству тестов на тысячу человек"