Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Речной порт Астрахани (Россия)
Источник: Яндекс картинки
10:36 / 25.10.2023

Игорь Бабушкин: все необходимое для работы МТК "Север-Юг" у нас есть
С конца лета 2022 года мы наблюдаем положительную динамику в показателях перевалки через грузовые терминалы Астраханской области. Грузооборот будет только увеличиваться. Основу его по-прежнему составляет зерно, где отмечен рост перевалки в 2,5 раза – до 1,4 млн тонн. Более чем в два раза увеличилась перевалка цемента, на 40 % - перевалка контейнеров, на 70% - оборудования

Власти РФ констатируют сохранение интереса у партнеров и бизнеса к логистическому коридору "Север – Юг" и прогнозируют рост грузопотока по нему. Астраханская область - ключевой регион транскаспийского маршрута, одной из трех веток коридора. 

Как строительство и реализация маршрута окажет влияние на развитие области, как сейчас развиваются логистические мощности региона и какие вопросы поднимаются с соседями - прикаспийскими странами, - нам в интервью рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

- Игорь Юрьевич, одна из веток МТК "Север-Юг", объединяющая и сухопутный, и морской виды транспорта, проходит через порты Астраханской области.

Как вы считаете, смогут ли они взять на себя роль полноценных логистических узлов в этом маршруте, готова ли к этому инфраструктура региона?

Мы активно работаем над усилением международного сотрудничества и наращиванием портовой инфраструктуры в рамках транскаспийского маршрута МТК "Север-Юг". Уверен, что итогом работы станет значительное увеличение грузопотоков по коридору через регион. 

Сегодня мы располагаем всеми необходимыми мощностями для развития международного транспортного коридора. Еще до введения санкций мы активно взаимодействовали с нашими прикаспийскими партнерами – всеми теми, кто заинтересован в развитии этого МТК с использованием  Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).

У нас созданы портовые мощности, которые позволяют нам сегодня переваливать грузы в объеме 16 млн тонн. По решению президента РФ создана портовая особая экономическая зона в районе порта Оля, которая вместе с ОЭЗ промышленного типа "Лотос" сформировали Каспийский кластер.

Прямо сейчас идет первый этап работы по модернизации инфраструктуры двух причалов – 8-го и 9-го, пробный отгрузки там уже начались. Дальше мы перейдем ко второму этапу, который предполагает строительство нового современного портового комплекса в районе ильменя Забурунный в 7 км южнее порта Оля с созданием порядка 18 причалов.

В следующем году сдадим в эксплуатацию новый контейнерный хаб, а также терминалы по перевалке масла и зерна общей мощностью около 3 млн тонн грузов.

- Синхронизированы ли эти планы с планами Росморпорта, которые занимаются дноуглублением ВКМСК, чтобы суда, проходящие по данному маршруту, не садились на мель?

Вся работа идет в тесном взаимодействии с Росморпортом, поскольку мы непосредственно заинтересованы в наращивании объемов грузоперевозок через наши порты. По поручению президента РФ до конца этого года проходные глубины ВКМСК должны составить 4,5 м. На сегодня работы выполнены более чем на 90%.

Наши соседи – все прикаспийские государства также внимательно следят за проведением этих дноуглубительных работ, поскольку от этого напрямую зависит загрузка судов при транзите грузов, экономическая эффективность этого маршрута.

Я считаю, что сегодня все необходимые условия для развития направления МТК "Север-Юг" с использованием водной артерии с выстроенной логистикой, подходящей к нашим портам, то есть железнодорожными и автомобильными дорогами, созданы.

- Какое влияние на регион оказали западные санкции в отношении РФ? Как изменился в связи с этим грузооборот астраханских портов, структура отправляемых грузов?

С конца лета 2022 года мы наблюдаем положительную динамику в показателях перевалки через грузовые терминалы Астраханской области. Так, по итогам прошлого года объем перевалки грузов через астраханские порты составил почти 3 млн тонн. Сейчас по итогам 9 месяцев мы уже превысили эту цифру.

Уверен, что и далее грузооборот будет только увеличиваться. Основу его по-прежнему составляет зерно, где отмечен рост перевалки в 2,5 раза – до 1,4 млн тонн. Более чем в два раза увеличилась перевалка цемента, на 40 % - перевалка контейнеров, на 70% - оборудования.

Нарастить объемы удалось в том числе благодаря увеличению перевозок по МТК "Север-Юг" и развитию сотрудничества с Прикаспийскими государствами и Белоруссией.

Сейчас внешнеторговый оборот портов традиционно сформирован за счет российско-иранской торговли. Развивается транзит грузов по коридору "Север-Юг" через Иран в страны Персидского залива и Южную Азию.

- Какое значение для региона имеет сотрудничество с Ираном? Заявлялось, что крупнейшая иранская судоходная компания IRISL намерена наращивать флотилию грузовых судов на Каспии для обеспечения роста грузопотока по МТК "Север-Юг". 

Есть ли у Ирана планы по расширению своего присутствия в астраханских портах?

Сегодня компания IRISL инвестирует значительные средства в развитие ПАО "Астраханский порт", контрольный пакет акций которого принадлежит иранскому бизнесу.

На сегодняшний день за счет иранских инвестиций профинансировано приобретение портального и автомобильного кранов, строительство складов, осуществлен ремонт подъездных железнодорожных и подкрановых путей на общую сумму 609 млн рублей. В планах инвесторов – строительство зернового и масляного терминалов.

С целью развития судоходства иранскими учредителями принято решение о создании судоходной компании "Астрапорт шиппинг". Астраханским портом заключен контракт с судостроительным заводом «Лотос» на достройку сухогрузного судна проекта RSD 49 на сумму более миллиарда рублей. Завершение его строительства планируется в марте 2024 года. Кроме того, планируется приобретение еще двух судов.

Благодаря постоянному развитию и модернизации грузовых терминалов регион оперативно адаптируется к увеличению грузопотока по МТК "Север-Юг". Разумеется, со своей стороны правительство региона поддерживает развитие порта, для которого такого рода инвестиции помогают сохранять позицию лидера перевалки.

- Ранее Минфин РФ предложил включить порты Астрахань и Оля в перечень пунктов пропуска для импорта алкоголя морским путем, поскольку сухопутный коридор – через Верхний Ларс – просто перегружен.

Поддерживаете ли вы эту инициативу? Известно ли, на какой стадии ее обсуждение? Какой прирост грузооборота портов он может дать в перспективе?

Идею мы, безусловно, поддерживаем, это привлечет большее количество участников внешнеэкономической деятельности, кроме того, это важно для существенного наращивания объемов перевалки через астраханский водно-транспортный узел. В настоящее время проект проходит процедуру согласования.

- Какова судьба других совместных проектов с зарубежными партнерами, в первую очередь – Прикаспийскими странами?

В частности, были планы по созданию центра приграничной торговли с Казахстаном, открытии судоходной линии на Каспии между Астраханью и туркменским портом Туркменбаши?

Вопрос создания центра приграничной торговли находится на стадии обсуждения с казахстанской стороной. Проект включен в мероприятия по развитию сотрудничества между нашим регионом и Атырауской областью (Казахстан) на период до 2026 года. Сейчас наши казахстанские коллеги находятся в поиске инвесторов для осуществления этого проекта.

В стадии активной проработки вопрос открытия судоходной линии между портами нашего региона и портом Туркменбаши.

Мы готовы наладить централизованные поставки в Туркменистан астраханской сельскохозяйственной продукции: овощей, бахчевых, овощных консервов, рыбной продукции, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, мяса баранины и говядины и других видов продукции.

Уверен, наличие регулярной судоходной линии позволит нам выйти на новые объемы грузоперевозок.

Также рассматриваем возможность поставок промышленных товаров из Астраханской области и других регионов России, в том числе из таких крупных центров производства продукции как Волгоградская область, Ставропольский край, Республика Татарстан.

- Еще один международный вопрос. Год назад Астраханской областью было подписано соглашение с белорусскими партнерами, которое должно было способствовать транзиту белорусских товаров через территорию региона в направлении Ирана и Индии.

Скажите работает ли этот транспортный коридор?

Соглашение о торгово-экономическом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве с Белоруссией было подписано в 2021 году.

Сегодня транзит грузов из Белоруссии в Индию, Ирак, Иран и ОАЭ идет через астраханские порты, в том числе с отгрузкой калийных удобрений белорусского производства, что очень важно для наших партнеров. Мы со своей стороны поставляем в Белоруссию овощебахчевые культуры, рыбную продукцию, рис.

У региона подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве с Могилевской, Витебской и Брестской областями. Активно используем потенциал Могилевского лифтового завода, проводя капитальный ремонт лифтов в наших многоквартирных домах.

На территории Астраханской области в 2022 году открыт торгово-сервисный центр Минского тракторного завода, продукция которого очень востребована нашими сельхозтоваропроизводителями.

Взаимодействие с Белоруссией идет также и по гуманитарной линии. Уже не первый год астраханские школьники и студенты из числа активистов встречают дату начала Великой Отечественной войны 22 июня в Брестской крепости, куда мы их отправляем с ознакомительной поездкой.

Они полны впечатлений. Считаю очень важным, чтобы наша молодежь в этот знаковый день в истории страны имела возможность быть на месте событий. Это такой очень патриотический и воспитательный момент, на мой взгляд весьма эффективный.

- В начале 2022 года вы предложили президенту РФ Владимиру Путину программу комплексного развития геостратегической территории "Великий Волжский путь". Глава государства поддержал программу.

На каком этапе сейчас разработка программы?

Волжский бассейн объединяет 24 региона, в которых проживает 45% населения России, они производят более половины совокупного валового продукта всех субъектов страны.

С момента проведения в августе 2022 года первого заседания мы получили 591 предложение и мероприятие от членов рабочей группы, в том числе 52 - от Астраханской области.

Затронутые темы касались оздоровления Волги, обновления флота, увеличения инвестиционной и туристической привлекательности регионов, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. 

Совместно с Высшей школы экономики при поддержке Администрации президента РФ все поступившие предложения были систематизированы и проанализированы с созданием итоговой концепции.

Следующим шагом станет разработка Программы комплексного развития территорий и вынесение на рассмотрение Президиума Госсовета РФ.

Хочу отметить, что вопрос определения объемов и источников финансирования мероприятий программы требует дополнительной проработки на последующих этапах ее утверждения.

В качестве инструмента финансирования рассматривается, в частности, возможность создания программы льготного финансирования проектов с пониженной процентной ставкой. Это позволит к предполагаемому федеральному и региональному финансированию привлечь также частный капитал.

Беседу вела Мария Соловьёва



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.