Алексей Бакулин: «Беспилотный автобус будет стоить дешевле маршрутки»
До конца 2017 года в России появится первая серийная партия беспилотников "Матрешка". За 15 минут электрическую платформу на шасси — основу "Матрешки" — можно превратить в автобус вместимостью восемь человек или грузовик — перевозчик коммунальной техники. "Матрешка" сама обучается и объезжает пробки, а за ее состоянием постоянно следит специальный центр поддержки.
Это, по словам конструкторов машины, позволяет вдвое сократить время на ее обслуживание по сравнению с обычными автобусами.
Во сколько оценивают свою компанию производители умных машин, использование которых фактически остается незаконным, почему в Барселоне беспилотники могут появиться раньше, чем в Москве, какую долю они займут в структуре российских автобусных парков, как машины без водителя будут решать моральные дилеммы на дорогах и кто понесет ответственность за их действия, рассказал нам в интервью генеральный директор Бакулин Моторс Групп ("Волгабас") Алексей Бакулин.
— Что находится под капотом "Матрешки"?
Образно говоря, у нас не один капот, у нас два капота. Это два одинаковых независимых модуля российского производства, которые управляют нашей "Матрешкой". А чтобы понять, как именно мы добиваемся беспилотности, надо идти не под капот, а на "крышу" и на так называемые "крылья".
На "крыше" у нас стоят видеокамеры, которые обеспечивают получение информации, далее через основной блок — так называемую видеокарту — идет обработка информации, затем сигналы поступают в "электронику нижнего уровня". По бокам автомобиля находятся звуковые сонары, которые позволяют обеспечивать безопасность движения. Элементов, конечно, несколько больше, чем в обычном автобусе, но именно эти необходимы для того, чтобы "Матрешка" поехала.
— Кто разрабатывал программное обеспечение для "Матрешки"?
Во-первых, внутренний штат и команда. Также компания EvTech нам разработала двигатели и все системы управления. Систему компьютерного зрения мы подготовили совместно с компанией "Визиллект".
— Как долго надо обучать алгоритм перед выходом на достаточный уровень распознавания, реагирования на разные события?
Уже обученная машина может отработать новый маршрут и за день. Полностью, со всеми проблемами. Надо понимать, что программа почти самообучающаяся — она записывает каждый свой трек, постоянно себя корректирует, выбирая оптимальное поведение на маршруте.
— На том уровне, на котором ваша машина работает сейчас, с какими сложностями в пути она может справляться?
Экстренная остановка перед резко бегущим пассажиром или каким-то домашним животным. Катаклизмы в виде падающих столбов или неожиданных пилотных или беспилотных автомобилей.
Сейчас мы пытаемся решить вопрос работы "Матрешки" в темное время суток в условиях снега. Все остальные задачи практически решены на скорости до 30 км/ч. Не стоит забывать, что наш проект — это проект на закрытых территориях, где не предполагается такого интенсивного движения, как на нормальной автостраде.
— Насколько сложно интегрировать беспилотники в среду таких мегаполисов, как Москва?
Та система, которую мы видим через 5–6 лет, предполагает работу секторами, то есть обслуживание пассажиропотока внутри определенного сектора. Барселона, например, поставила себе новую серьезную урбанистическую задачу — разбить город на сектора и выстроить в них внутреннюю экосистему, которая будет обслуживаться беспилотниками.
В Москве проблемы исходят не только от производителей транспортных средств и поставщиков транспортных систем, это действительно больше урбанистическо-транспортная задача. То, что сейчас делает Москва, — это очень прогрессивные решения, очень интересные.
Не всегда они безболезненные и бесспорные, но тем не менее это движение. То, что предлагаем мы, — это революция. Личный транспорт перестанет существовать. Личный транспорт будет как дорогие и элитные лошади.
Когда ты специально едешь на ипподром и там гоняешь на своем прекрасном автомобиле и чувствуешь этот кожаный руль, этот запах дизельный. А для жизни — беспилотники. Ты просто будешь радоваться и перемещаться — за тобой твои вещи будут перемещаться. К этому все готово.
— В рамках Москвы или регионов у вас уже есть договоренности, чтобы использовать закрытые территории и внедрять там беспилотный транспорт?
Да, есть. Здесь пока все упирается в ограничение в виде правового статуса самого транспортного беспилотного средства и разрешений. Сколково — первые, кто именно с правовой точки зрения нам позволил сделать тестовый полигон.
Полигоном может стать каждая новая улица, которая у них открывается. Мы можем ее тестировать, а потом уже внедрять, когда у нас появится нормальный правовой статус. Сейчас работаем с Олимпийским парком. Пришел запрос из Ульяновской области, от "Лужников", от ВДНХ.
— Сейчас аккумулятора "Матрешки" хватает на 4 часа, или 130 км. Кого вы планируете привлекать для создания инфраструктуры обслуживания — сети зарядочных станций, например?
Мы видим в качестве партнеров "Россети".
— Как вы считаете, какую долю в целом беспилотники займут в структуре автобусных парков в первый год их эксплуатации?
Все будет зависеть от инвестиционной составляющей парков, насколько они готовы к этому. На мой взгляд, доля будет составлять 20%, а затем в течение 5 лет по 20% будет идти замена. Это при условии, что водители станут операторами, потому что пока без человека ездить будет невозможно. Думаю, через 3–4 года после старта доля станет значимой. Вопрос: когда этот старт произойдет? Не пытайте меня, я вам не отвечу. Я хочу, чтобы это было через 3 года.
— Какие российские регионы вы считаете наиболее подходящими для внедрения беспилотного транспорта?
Я бы сейчас работал в трех направлениях: это Санкт-Петербург — их классный новый конгрессный центр с переходом в парковые зоны. Это однозначно Сочи — Олимпийский парк. И это Москва с ее большими закрытыми территориями — университетскими кампусами и производственными и промышленными комплексами.
В последних много внутреннего заводского транспорта. Там работы непочатый край, рынок просто колоссальный. Мы также готовы обслуживать небольшие маршруты в городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу в 2018 году.
— Рассчитываете ли вы на привлечение средств иностранных инвесторов, в том числе азиатских?
Рассчитываем. Сейчас, считаю, стоимость компании не такая большая, чтобы привлекать, но мы готовы к этому разговору. Те деньги, которые к нам придут, нужны для того, чтобы мы окупили время и как можно быстрее стали большими и значимыми для будущего рынка. Кстати, мы готовы, если инвестором выступит государство или мегакорпорации.
— А во сколько вы оцениваете стоимость компании?
По нашим приблизительным оценкам, через 2 года компания будет стоить в районе $300–400 млн.
— Чем цена "Матрешки" отличается от цены обычной маршрутки?
Пока она где-то процентов на 30–40 дороже, потому что пока мы выпускаем ее по обходным технологиям. Но как только мы запустим нормальный производственный процесс, будет дешевле, чем маршрутка (стоимость нового стандартного микроавтобуса ГАЗ варьируется от 800 тыс. до 1,2 млн рублей в зависимости от типа двигателя. — ред.).
— То есть вы считаете, что, даже учитывая всю начинку, ваш автомобиль будет стоить дешевле маршрутки?
Конечно. Пока очень дорогими остаются литиевые батареи. "Матрешка" должна стоить для рынка не больше 6,5 млн рублей к концу следующего года. Сейчас она стоит 8–10 млн рублей.
— Сколько вы планируете выпустить "Матрешек" в первой серийной партии в 2017 году?
Около 50 машин минимум сделаем к концу года.
— Какую в целом экономию бюджетам городов и автобусных парков даст замена на беспилотники полностью?
Мне кажется, она будет колоссальной, но она будет все равно компенсирована тем, что появятся расходы другого уровня.
— В Гарвардском университете есть курс под названием Justice, или "Справедливость", где будущим прокурорам, судьям и адвокатам предлагают решить моральную дилемму: будучи водителем автомобиля, задавить пешехода или умереть самому. Как будут решаться такие этические аспекты в рамках беспилотников?
Я считаю, что в этом не существует проблемы, потому автомобиль копирует поведение человека. Мы берем поведение водителя. Соответственно, машина будет сохранять водителя, пассажира. Когда водитель въезжает в пешехода, давайте уж совсем честно, он не видит этого пешехода. Я ни разу не видел, чтобы водитель взял и сознательно бы въехал в пешехода. Он начинает спасать себя, спасать ситуацию.
— Кто будет привлекаться к ответственности в случае аварии, если транспорт беспилотный?
Страховые компании очень серьезно попадут в эту историю. Они, наверное, будут первыми, кто будет против беспилотного транспорта. Думаю, ответственность распределится между разработчиком и эксплуатантом, так как они будут донастраивать машину под себя.
— Насколько готово наше законодательство к использованию беспилотников?
Сейчас законодательства в отношении беспилотников не имеется в принципе. Законодательная система, конечно, будет провозглашать, что это нужно, но будет сопротивляться до последнего. Россия еще входит в Евразийский экономический союз. То есть нам надо не только своих законодателей убеждать, нужно убеждать еще законодателей других государств.
На мой взгляд, только в течение 3 лет могут произойти серьезные законодательные изменения и инициатива дойдет до закона. Решением для текущего момента станут временные постановления, временные распоряжения по определению правовых статусов беспилотных транспортных средств и по их регламенту эксплуатации.
Беседовала Анна Топорова






























Интернет книге не помеха
Набиуллина: "Есть искушение думать, что нам море по колено"
Глава «Севмаша» Будниченко: мы вложили в подлодки свой труд и душу
Белоусов: "Всего на внешние рынки в этом году вышли более 60 тысяч мал...
Расширенное заседание коллегии Минобороны
Роскосмос: с 2018 года все пуски отечественных ракет-носителей были ус...
Передовые инженерные школы в Томске
На пути к пассажирскому сверхзвуку
"Если Бог с тобой, неважно кто против тебя"
Пленарное заседание Всемирного русского народного собора
Глеб Никитин: нижегородская экономика показывает темпы роста выше сред...
Основа гармоничного развития
Конференция "Путешествие в мир искусственного интеллекта"
Алексей Варочко: сотрудники Центра Хруничева удовлетворены 25-летней р...
Наквасин: основная угроза - слепое доверие к технологиям
Искусственный интеллект и "испуганная интеллигенция"
Путин: уважаемые коллеги предлагают запретить ввоз в Россию отвёрток и...
Незападный мир: возможности и роль России
Путин: "Мы не должны, не имеем права и не можем позволить себе руковод...
Главный конструктор РОС: создание национальной орбитальной станции явл...
Глава Ставрополья: фиксируем взрывной рост экспорта в Латинскую Америк...
Игорь Бабушкин: все необходимое для работы МТК "Север-Юг" у нас есть
Патрушев: "Ради глобального господства Запад поощряет терроризм и экст...
Совбез РФ: США рассматривают возможность глобального киберудара по Рос...
"Главный итог 95-летия коллектива - наши песни живут"
Какие качества нужны оператору боевого беспилотника
Оглушительный эффект: когда войска получат системы РЭБ "Былина"
Путин: "Вы кто такие вообще? Какое вы имеете право кого-то предупрежда...
Вступительное слово Шойгу на совещании с руководящим составом Вооружён...
"Нас ожидает революция в использовании искусственного интеллекта"
Мишустин: "Наша ключевая задача - достижение технологического суверени...
"Мы сейчас оцениваем запас капитала в целом по банковской системе в 6 ...
Путин: "Дальний Восток - наш стратегический приоритет на весь XXI век"
Бой у кишлака Дури
Скоро 8 месяцев как мы отчаянно бьёмся
Код "Путин"
Путин провозгласил Русскую Идею
Прощайте, крысы!
Битва против коллективного Запада
Мишустин: Самое главное - это вовремя вакцинироваться и своевременно с...
Голикова: "Сертификат вакцинированного начнёт действовать с 1 февраля ...
"Дисциплина - это существенное преимущество учёбы в кадетском классе"
"Детей надо вытаскивать из интернета, а не погружать их туда за бюджет...
Углеродная нейтральность - главный тренд в мировой экономике
"Коллеги из ЕС отодвинули необходимость уплаты углеродного сбора на тр...
Радионова: "Для меня Instagram - это возможность понять, что интересуе...
Шадаев: "100 миллионов к 2024 году пользователей мобильного интернета ...
В регионах России привито от COVID-19 38 миллионов 900 тысяч человек
Сергей Нарышкин: "Мир спорта устал от кампании против российских атлет...
Новинки от Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина
Клаус: "Преступления с использованием интернета дают существенный рост...
Голикова: "В 32 регионах введена обязательная вакцинация от COVID-19"
Николаев: "Люди страдают от дыма, от смога, от пожаров"
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолёты с российс...
Мантуров: "Войдёт ли вакцинация от коронавируса в национальный календ...
Абрамченко: "Если говорить о вызовах - это прогнозируемый рост населен...
Некрасов: "Раскрываемость киберпреступлений составила 20% в 2020 году"
Путин: "К 2024 году доля современного оружия и техники в войсках соста...
"За предстоящие 30 лет объём чистой эмиссии парниковых газов в России ...
Александр Карелин: "Нас не любят, потому что не могут затоптать"
Новая Сибириада
Максютов: "На сегодня нами выявлено в России более 5300 мутаций по все...
Путин: "Сейчас нам крайне важно продолжить наращивать темпы вакцинации...
На земле можно отработать любую нештатную лётную ситуацию
Русская выхухоль находится под угрозой исчезновения
"Относиться к жизни как будто бы она бесконечна"
В космосе в пределах прямой видимости над горизонтом обнаруживаем всё
Белоусов: "Новый закон о банкротстве имеет революционный характер"
Решетников: "Около 200 мероприятий плана восстановления экономики реал...
Парк боевой авиации Индии на 80% укомплектован российской техникой
"Перед нами стоит цель - автоматизация как можно большего числа операц...
"Каждый пятый метр жилья должен стать новым"
Комарда: "Мы расследуем дела в отношении профессиональных злоумышленни...
"Необходимо внедрять программы, направленные на снижение выбросов СО2 ...
Аксаков: "Через механизм «зелёного» финансирования в Россию может при...
Сазанов: "Финансовые результаты, которые демонстрирует наш нефтяной се...
Абрамченко: "Мы предотвратили катастрофу в Усолье-Сибирском"
"Очень жёстко ведётся работа по недопущению использования допинга"
"Мы надзиратели, наше дело - следить, чтобы продукция была безопасна"
"Наша задача - автоматизировать учительскую рутину"
Путин: "Человеку неподготовленному трудно разобраться в вашем птичьем ...
"Мест в больницах хватает всем"
"Мы в этом году заработаем более 700 миллиардов рублей чистой прибыли"
Путин: "Искусственный интеллект заменить главу государства не сможет"
Греф: "Мы пять лет работаем над созданием платформы для школ «СберКлас...
Путин: "Искусственный интеллект никогда не заменит человека"
Путин: "Вчера ещё никому ничего не нужно было, сегодня уже ничего нет"
"Создание расы постлюдей - это не философия, а стратегия"
"Много званых, но мало избранных"
Фёдоров: "Род человеческий не достиг ещё совершеннолетия"
Магнус Хиршфельд и "третий пол"
На вопрос о Боге Курцвейл ответил: "Его пока нет"
Силуанов: "2,1% - рост экономики в четвёртом квартале прошлого года"
Котяков: "За три года 400 тысяч семей смогут увеличить свои доходы"
Голикова: "Рост заболеваемости лиц старше 65 лет составил 2,6%"
Путин: "Надо широко информировать людей о важности прививок от гриппа ...
Голикова: "У 37% заболевших коронавирус протекает без клинических проя...
"Мы продолжим практику массового тестирования граждан"
Голикова: "Общая смертность за январь-май 2020 года не изменилась"
Путин: "Россия лидирует по количеству тестов на тысячу человек"