Мадонна с цветком
Автобиографический роман писательницы Марии Глушко, чья юность выпала на тяжёлые годы Великой Отечественной войны, положен в основу спектакля. Роман написан замечательным русским языком, очень искренне и честно.
В 1941 году 19-летняя Нина, студентка Бауманки, простившись со своим мужем, ушедшим на войну, по совету отца-боевого генерала- отправляется в эвакуацию в Ташкент, к мачехе и брату. Будучи на последних сроках беременности, Нина попадает в самую гущу людской беды; человеческий поток, поднятый войной, увлекает её всё дальше и дальше.
Девушке предстоит узнать очень многое, ранее скрытое от неё спокойной и благополучной довоенной жизнью: о том, как по-разному живут люди в стране; и насколько отличаются их жизненные ценности и установки. Испытать боль и ужас, познать предательство и благородство; совершить главный подвиг своей жизни: родить и спасти своего сына.
Спектакль вышел весной 2015 года, когда праздновался юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Ученик Олега Табакова режиссер Александр Марин нашел автобиографический роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» — не слишком известное, но оттого не менее проникновенное произведение.
Трудная (центральная!) роль досталась совсем юной актрисе, ученице Олега Табакова Юлиане Гребе. Ее героиня Нина проходит все круги ада, вера девушки в людей столько раз готова обернуться полным разочарованием и ненавистью…
«Для молодой актрисы главными стали психологическая история взросления молодой женщины, точнее — ее умение не озлобиться и научиться прощать и, конечно же, радость матери, которая помогла выжить своему новорожденному сыну, спасла его, несмотря на все трагические ситуации», — пишет критик Ирина Алпатова в журнале «Театральная афиша».
«Мадонна с цветком» по составу исполнителей — молодежный спектакль, в нем заняты по большей части представители младшего поколения «Табакерки». И в основном девушки. История, за которую взялся Марин, вообще, женская, русская. Можно сказать, это очередной гимн стойкости женщин, которые выживали сами и давали жизнь новому поколению в тяжелейшие годы войны.
Александр Марин стал и художником спектакля. Оформление выдержано в традициях ранней, студийной «Табакерки» — декорации и реквизит аскетичны, функциональны, легко трансформируются по мере развития сюжета и смены обстоятельств действия.
«Визуально «Мадонна с цветком» придерживается принципов «бедного театра», — отметила Александра Солдатова (газета «Экран и сцена»). — Сценографию составляют несколько серых шкафов да стульев, из них легко конструируются и ташкентский почтамт, и саратовская коммуналка, и еще с десяток иных пространств».
Условность — не только в легкоразборных декорациях, но и еще во многих метафорических компонентах спектакля, уводящих действие из бытового в эпический план. Это фирменный стиль «Табакерки», родившейся в тесных стенах подвала. Большого зрелища здесь не создашь, приходится брать фантазией, ярким и точно действующим приемом.
В случае спектакля «Мадонна с цветком» это открытая игра с предметами, фактурами, которая позволяет легко и эффектно «смонтировать» эпизоды этой растянутой в тягучем военном времени истории.
Режисcёр: Александр Марин
В ролях: Юлиана Гребе, Александр Кузьмин, Павел Шевандо, Алена Лаптева, Зоя Кузьмина, Марина Салакова, Алексей Усольцев
Московский театр-студия под руководством О. Табакова | 2016 | Россия | Драма | 160 мин.
Смотреть спектакль:
На YouTube