Ударим маркировкой по контрафакту!
К чему может привести эксперимент с автозапчастями
Минпромторг России подготовил проект постановления правительства, который позволит провести эксперимент по маркировке автомобильных запчастей в 2025–2026 годах. Проект уже даже опубликован для всеобщего обсуждения.
Причина появления такого документа, как объяснили в министерстве, в частности, в том, что в адрес ведомства регулярно приходят жалобы из-за незаконного оборота товаров в отрасли.
При этом в министерство неоднократно поступали предложения о введении маркировки автозапчастей от органов власти и бизнес-сообщества. Так, в проекте учтены инициативы комитета СФ по экономической политике, которые тот направил еще в марте.
В ведомстве утверждают, что доля контрафакта среди импортных брендов на рынке в отдельных категориях превышает 50%.
При введении обязательной маркировки специальный код будет считываться на кассе в магазине. В случае выявления контрафактных технических жидкостей и деталей нельзя станет оплатить покупку.
Система идентификации, как планируется, будет распространяться на любые организации, включая маркетплейсы и автосервисы.
Проблема в цифрах и фактах
После ухода мировых автопроизводителей из России практически весь бизнес по поставке оригинальных автозапчастей свернулся. Россиянам все сложнее содержать транспортные средства европейских, корейских и японских марок.
Доля оригинальных запчастей к таким автомобилям, по некоторым подсчетам, упала до 13%, а контрафакта стало значительно больше. Тем не менее вроде бы сейчас острого дефицита по распространенным запчастям и "расходникам" нет, но есть, как говорится, нюансы.
Для начала давайте определимся с терминами. Вообще-то "оригинальными" считаются только те запчасти, которые маркированы собственным именем автобренда.
Раньше единственным официальным дистрибьютором оригинальных запчастей было представительство марки, которое их распространяло также через официальных дилеров.
Теперь представительства ушли, и "оригинальные" запчасти поступают, как правило, через параллельный импорт. То есть риск нарваться на подделку существенно возрос.
Есть и неоригинальные запчасти - часто они ровно того же качества, что и "оригинальные". Хотя бы потому, что, например, Mercedes-Benz никогда не делал фильтры, а заказывал их крупному мировому производителю (допустим, компании Mann), который потом паковал их в красивую коробочку с надписью МВ.
Всех это устраивало. Формально же, если именно такой коробочки нет, то фильтр считается "неоригинальным", а в некоторых случаях - и контрафактным.
В общем, тут есть путаница с терминами, но, несмотря на это, факт остается фактом: подделок много, и проблемы с качеством - налицо. Особенно если учесть, как подорожали комплектующие для европейских машин: по разным оценкам, только за 10 месяцев этого года - примерно на 30–70%, на корейские - на 25%.
Это и послужило причиной резкого роста доли контрафактных деталей, которые продавцы выдают за дорогие "оригиналы", а также менее дорогие "неоригиналы". В целом в сегменте моторных масел доля подделок составляет около 30% (среди иностранных - порядка 50%).
"Левые" фильтры, тормозные колодки, детали двигателей тоже не редкость. По результатам опроса, который провели в аналитическом агентстве Gruzdev-Analyze, по состоянию на июнь 2024 года 37% автосервисов уже сталкивались с поддельными запчастями, хотя в прошлом году таких было всего 23%.
Цена подделки
Вообще ситуация на рынке запчастей сегодня не одинаковая по всем маркам и моделям. Понятно, что если автомобиль редкий и дорогой, то запчасти на него дороже и дольше ждать их доставку.
Да и подделывать такие невыгодно - мороки много. Другое дело - модели массовые. Специалисты считают, что контрафакт выгодно изготавливать только по самым ликвидным позициям, которые можно продать в большом количестве и которые нужны всем и всегда.
Например, свечи зажигания, тормозные колодки и так далее. В связи с этим понятно, почему именно категория моторных масел остается лидером среди подделок. По остальным техническим жидкостям ситуация тоже не самая хорошая, но и не такая печальная.
Просто тормозную жидкость или антифриз надо менять раз в несколько лет, а вот масло - как правило, каждые 10–15 тыс. км.
Сейчас на российском рынке представлено более 220 брендов моторных масел. Самые популярные марки - наш Lukoil (доля на рынке - 14,9%) и Shell (6,8%).
Причем доля всемирно известных брендов, которые официально ушли из России (Shell, Mobil, Castrol, Total и так далее), закономерно сокращается, а доля национальных брендов (Lukoil, Gazpromneft, Rosneft и другие) - растет.
Например, быстро набирают популярность марки Sintec, Rolf, Takayama, Reinwell, Lemarc (они производятся по современным технологиям в Калужской области, где свои мощности до недавнего времени размещали крупнейшие мировые производители) и Teboil (выпускается на бывшем заводе Shell в Тверской области).
Как я уже отмечал, именно масла с "мировыми именами", которые в РФ уже официально не представлены, фальсифицируются активнее всего. "Цеховики" (производители контрафакта) подделывают канистру, внутрь заливают дешевое масло, которое на глаз рядовой покупатель вряд ли сможет отличить от оригинального продукта. Вот такой бизнес!
Причем на подделку можно нарваться везде - и на провинциальном авторынке, и, например, на популярном маркетплейсе. Так, по статистике Aftermarket-DATA, службы защиты покупателей крупнейших маркетплейсов ежемесячно выявляют до 0,9% контрафакта в обороте площадок.
Промаркируем, но не все
В результате было принято "промежуточное" решение, и уже с 1 июля 2024 года в экспериментальном режиме начала действовать система маркировки моторных масел.
В новом, 2025 году (с 1 февраля по 28 февраля 2026 года) Минпромторг предложил эксперимент расширить и на некоторые автомобильные запчасти - с чего я и начал текст.
Маркировке будут подлежать только отдельные виды запчастей: фильтры, стекла лобовые, "упрочненные" и "многослойные", задние и другие окна, свечи зажигания. Почему-то в список не входят тормозные колодки, которые считаются одним из самых "контрафактных" продуктов.
"Целями эксперимента является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации автозапчастей для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту указанной группы товаров", - говорится в пояснительной записке к документу.
Проект, как подчеркнули мне в Минпроме, разработан в соответствии с инициативой российских производителей автозапчастей в целях защиты рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции.
Кстати, о том, что маркировка может быть применена к автокомпонентам и запчастям, глава Минпромторга Антон Алиханов рассказывал еще в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме.
Как пояснил министр, чтобы принять решение о введении маркировки в той или иной сфере, ведомство вместе с бизнесом выявляет категории, в которых доля нелегального оборота достигает 25–30%.
Система "Честный знак"
По данным оператора системы цифровой маркировки "Честный знак", Центра развития перспективных технологий, программа уже охватывает 24 товарные группы: от молочных продуктов до лекарств и обуви; еще 16 находятся в пилотной стадии.
Маркировку шин вводили поэтапно - она стала обязательной с 1 ноября 2024 года. Регистрация в системе отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей сейчас ведется в экспериментальном режиме.
Но на недавно прошедшем форуме "Антиконтрафакт-М" директор департамента цифровой маркировки Минпромторга Владислав Заславский назвал эту категорию товаров среди прочих, на которые планируется расширить обязательную маркировку с марта 2025 года.
Продажа товара без проверки кода маркировки является серьезным нарушением. Продавцы заплатят штраф - до 10 тыс. рублей, а сама торговая организация - от 50 тыс. до 300 тыс. рублей (с конфискацией немаркированной продукции) согласно статье 15.12.1 КоАП РФ.
За преступления в особо крупных размерах и в случае сговора наступает уже уголовная ответственность: штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до 5 лет (ст. 171.1 УК РФ). "Особо крупным правонарушением" считается, когда стоимость немаркированных товаров составляет свыше 1,5 млн рублей.
При обсуждении темы о маркировке запчастей каждое ведомство решает свои задачи. Например, Минпромторг хочет регламентировать оборот автомобильных масел и запчастей, блокировать контрафактную продукцию при продаже. Для этого и нужна маркировка.
Заинтересовано в появлении такой системы и страховое сообщество. Но у него другой интерес.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) проект неоднократно обсуждался в рамках деятельности по организации использования комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Там считают, что для того, чтобы запустить этот процесс, надо обеспечить прозрачность рынка и легитимность использования б/у запчастей.
Для этого надо обязать участников рынка предоставлять открытую информацию о разобранных автомобилях с указанием VIN-номера и маркировать основные запчасти и агрегаты.
Это позволит контролировать соблюдение требований к использованию такой продукции, обеспечить безопасность эксплуатации отремонтированного автомобиля.
Представители же бизнеса просто пытаются убрать с рынка недобросовестных конкурентов и некачественную продукцию.
Правда, вопрос "Улучшит ли это ситуацию на рынке?" - все еще актуален. Никто не спорит: сейчас на нем довольно много некачественного контрафакта (50% по некоторым позициям - это не шутка), и такие подделки - реальная угроза безопасности (особенно если детали относятся к тормозной, рулевой системам и так далее).
Да и к необходимости ввести систему маркировки в этой сфере шли давно. Если не бороться с контрафактом, то он способен просто захлестнуть страну. В связи со всем этим я приветствую этот эксперимент.
Однако вводить систему надо поэтапно и очень осторожно. Ведь можно и вовсе перекрыть пути. А оказаться в ситуации вообще без комплектующих, при их остром дефиците уж точно не хотелось бы.
Кстати, почему же, собственно, в список "экспериментальных" для маркировки попали именно свечи, фильтры и стекла? У меня только одно объяснение. Видимо, потому, что в России есть заводы, которые их производят и где можно организовать контроль на выходе продукции.
Стоит учитывать, что и эта процедура непростая и затратная.
Как мне объяснили в офисе одной крупной компании, которая производит моторное масло, введение обязательной маркировки смазочных материалов означает, что в существующие производственные линии необходимо внести конструктивные изменения, закупить оборудование для нанесения QR-кода, создать новое или дописать текущее программное обеспечение…
Да, государство планирует компенсировать часть затрат (например, закупку камер для сканирования), но это будет не одномоментно, и в целом нововведение потребует инвестиций - финансовых и трудовых.
Экономику проекта пока только считают, но очевидно, что в перспективе это приведет к увеличению стоимости продукции.
В общем, основная цель этой инициативы - борьба с контрафактом. Но, на мой взгляд, мера вряд ли на 100% решит поставленную амбициозную задачу. Ведь остается вопрос маркировки товара, который у нас не производится.
Как это сделать, кто этим будет заниматься? И самое главное: как убедить покупателя выбирать товар с маркировкой, а тем более если он дороже?
Игорь Моржаретто






























Заседание попечительского совета МГУ
Посещение Государственного Эрмитажа Владимиром Путиным
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвёл итоги года
Аналитики и мечтатели: кто такие интроверты и как их вычислить в толпе
Доставка и такси: почему мы кормим миллион курьеров
"Душа просит праздника". Почему у россиян нет накоплений
Больше, но меньше: рост экономики в 2025-м замедлится до 1,5%
Что известно о 15-м пакете санкций ЕС против России
Россиян атакует банковский троян под видом трекера посылок
"Диаспоры уйдут под контроль террористов"
"Западные спецслужбы используют миграцию для решения задачи по дестаби...
XXII съезд "Единой России": участники СВО включены в состав руководящ...
Почему "звёзды", выступившие против СВО, по-прежнему дают концерты в Р...
Инженерная революция и потрясающие результаты
Небывалое сотрудничество и "палки в колеса"
"Необходимо помнить кодекс чести русского офицера"
"Каждому вору - по шапке"
Народосбережение, нагрузка на педагогов и цифровизация. Что сказал Пут...
"Красавицей себя я никогда не считала". О жизни и творчестве Нины Доро...
Лев Лещенко: "Искусство - это вечная история"
Пронько: Отодрать чиновников от коррупции. Фантастика? Нет!
Папанинские ледовые самодвижущиеся платформы спустя 87 лет. Что измени...
"На встречах всегда даю жителям свой телефон"
Оружие, деньги, власть: как схватка личных интересов влияет на конфлик...
Тяжёлая работа, романтика и первые заработки. Российские политики - о ...
Интервью Такера Карлсона с Сергеем Лавровым: главные темы и выводы
Доходные условия: поступления в бюджет от НДФЛ рекордно выросли
Крах планов Запада, доллар и угрозы Трампа. О чём говорил Путин на фор...
Степень ухода: в Россию возвращаются иностранные бренды
Владимир Путин в день инвалидов посетил сразу два центра реабилитации
"Загнать врагов подальше в стойло, чтоб не выходили больше"
Смотрят в оба: как россиян атакуют при помощи программ для сталкинга
У сирийских боевиков нашлись спонсоры в Москве
Безопасного места нет, караулят прямо у госпиталя: На деньги героев СВ...
Применение "Орешника", инфляция и курс рубля. О чём Путин заявил журна...
Чёрные береты в спецоперации: как морская пехота освобождает российски...
Дорога на новогодних праздниках: на что обратить внимание при автопуте...
"Родина - это святое"
По следам Семёнова-Тян-Шанского, или взгляд из прошлого в будущее
Экс-главу Департамента имущественных отношений Минобороны РФ осудили н...
Заместитель зла: в РФ пытаются ввозить новые синтетические наркотики
Четверть клиентов МФО готовы пойти к "чёрным кредиторам"
Пик в напряжении: инфляция начнёт снижаться не раньше весны 2025-го
Слово "Орешнику": Путин больше ничего говорить не будет
Россия лишит иноагентов главного
Путин выступил с обращением к россиянам. Полное заявление
Творение природы или труд человека? Какие тайны скрывает самая мистиче...
Что взять с собой в отпуск: пособие по сборам
Скандинавская ходьба: лёгкий путь к физической активности
Позирует с оружием и пишет: "Отзовись!"
Армия "невидимок" уже внутри России
Детский сад без стресса: нормативы, режим дня и адаптация
"Пилот любой погоды". К 125-летию лётчика Михаила Водопьянова
Почему умирает "Зелёнка"?
От шести лет и до бесконечности
Жизнь до и после августа 24-го. Как в Судже делали произведения искусс...
Нереализованный потенциал рождений: поможет ли новая стратегия властей...
Золотая осень: мировые цены на драгметалл бьют рекорды
"Торжественно присягаю на верность своему Отечеству"
Ударим маркировкой по контрафакту!
Покоритель Луны и Венеры: что известно о проектах Георгия Бабакина
"Как на этой лодочке мы отчалили, так вместе и плывём"
"В скорби плечи теснее сомкнём"
Верховный суд разъяснил, кто из наследников важнее
Мир в ближайшие 20 лет, диалог с Трампом и границы Украины
Ошибки советской коренизации
Вынесен приговор "трансгендерности"
Арестован бывший начальник 1-го управления Главного управления связи В...
Едет по льду и плывёт по воде
"Наше главное оружие - несгибаемый русский дух"
"Боль прошла через нас всех"
Каким покажут Александра III в новом документальном фильме?
Нити времени: сочетание традиций и инноваций в балахнинском кружеве
Нейрогенетика: как ДНК влияет на мозг и его старение
Будни детского дома в Макеевке
Как составить идеальное резюме
10 тысяч шагов: так ли важно число?
Большая игра олигархов
Историки-иноагенты продолжают зарабатывать на русофобии
Условно-бессрочно: почему растёт объём просроченных ипотечных кредитов
Взять на взнос: россияне смогут разом забрать до 412 тыс. рублей пенси...
Мошенники стали рассылать вредоносное ПО под видом антивирусов
Хакеры нашли уязвимость в Wi-Fi-роутерах
Заместителей министра вызвали на "процедуры"
Аферисты уходят из Telegram на сторонние ресурсы
Повышение ключевой ставки, рост цен и инфляция. О чём рассказала Набиу...
Расширение НАТО, угрозы Трампа и Курская область
Угроза нового кризиса и устойчивость БРИКС
Лаборатория «Гжель»: где наука создаёт красоту, а художникам помогают ...
Список людей с большими звёздами, от которого захватывает дух
Форма Третьего рейха в шкафу экс-замминистра Тимура Иванова
SHAMAN решил продать "Я русский"? Главная ошибка певца
Отбрасывают в тень: чёрный рынок туризма в три раза превышает белый
90 лет назад родился автор Алисы Селезнёвой Кир Булычев и историк Игор...
Центры занятости, медоборудование и отопительный сезон
Снова в сети: мошенники стали использовать неактивные профили россиян ...
Число двери: как цифровизация влияет на стоимость жилья
Зачем работодатели следят за соцсетями сотрудников?
Главному наркологу Евгению Брюну дали 7 лет за мошенничество
Если воспитали выродка - судить со всей строгостью