Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Евгения Юрьевна Малинковская- художник по гриму в театре и кино
Источник: Яндекс картинки
08:32 / 23.05.2024

Профессия - художник по гриму
"Конечно, без ремесла в нашей профессии делать нечего, но все-таки в мастере по гриму главное - творческое начало. Колледж дает навыки ремесла, а для того, чтобы родилось и сформировалось креативное художественное начало, нужны общекультурные системные знания, серьезное образование в области театра и киноискусства.," - Евгения Малинковская

Евгения Малинковская, художник по гриму: «Я счастлива, что мою любимую профессию ГИТИС вывел на уровень высшего образования» 

Евгения Малинковская - член Союза кинематографистов, художник по гриму, основатель бренда Malin’Co - рассказала нам о планах набрать свой первый курс в ГИТИСе и о тайнах профессии, а также объяснила, почему мастера гримерного дела - люди покладистые и легкие.

Грим, что в переводе с греческого «морщина», - искусство древнее и таинственное.

Еще первобытные люди раскрашивали свои тела, скоморохи румянили щеки соком спелых фруктов, загадочные маски закрывали лица актеров в трагедиях времен Античности и многое рассказывали о персонажах в итальянской комедии дель арте.

Орнаменты на лицах шаманов и колдунов, грим японского кабуки таят немало секретов. Лев Бакст еще в позапрошлом столетии не только придумывал визуальные образы танцовщиков, но и сам тонировал им босые стопы и «румянил» пятки.

Теперь обо всем этом узнают студенты ГИТИСа - старейшее высшее театральное учебное заведение нашей страны набирает курс художников по гриму.

Его мастер - Евгения Малинковская, в чьем послужном списке работа над первыми мюзиклами, появившимися в Москве четверть века назад, сотрудничество с театрами, среди которых Малый, «Новая опера»,

Театр Олега Табакова, и немало проектов в кино: «Мы из будущего», «Мосгаз», «Время первых», «Матч», «Григорий Р.», «Сердце пармы», «Пансион», «Праздники».

- Что это за профессия - гример? Она кажется волшебной и загадочной.

Художник по гриму - тот человек, который изменяет внешность актера, придавая ей облик персонажа. Работаем мы с лицом, шеей, волосами, меняем даже форму ушей: увеличиваем мочки или приклеиваем ушные раковины, если герой задуман лопоухим. Отвечаем не только за голову, а за все открытые части тела.

В случае, когда персонаж долгое время провел в тюремном заключении или в изгнании, - немало хлопот с руками: отросшие грязные фактурные ногти и постаревшая кожа. Каждый образ хранит память о прошлом героя.

- Образ - прерогатива режиссера?

Конечно, но все службы - единый механизм, спектакль или фильм - результат творчества команды. Каждый цех работает не сам по себе: грим не может быть без костюма, а костюм - без декораций, те и другие - без света.

Всех объединяет единая концепция, голоса всех участников проекта должны звучать в унисон.

В подготовительный период мы читаем сценарий или пьесу, вникаем в замысел режиссера, задаем ему вопросы, проговариваем все образы. Потом прорабатываем разные варианты имиджа персонажей, и режиссер нас корректирует.

Когда появляется актер - на пробы, на грим, на костюм - у нас уже многое придумано, и мы проверяем, подходят наши идеи конкретному исполнителю или нет.

Актер, утвержденный на роль, становится членом творческой команды и, естественно, тоже высказывает свое мнение. Мы всегда прислушиваемся, пробуем, находим компромисс.

- Давно заметила, что гримеры - люди душевные, покладистые и выдержанные. Или мне только так кажется?

Нет, вы правы! Но это не всегда черты характера. Все мы разные, все подвержены перепадам настроения. Но гример - немного психолог. Он - человек, от которого артист «выходит» в кадр или на сцену.

Актеров - людей темпераментных, с обостренными реакциями - нужно поддержать вниманием, иногда шуткой, а подчас - молчанием. И уж точно не «загружать» проблемами театральными и личными.

Потому гримеры привыкли не раздражаться, сохранять сдержанность, легкость, спокойствие. А мера откровения с коллегами по творчеству зависит от «химии отношений», которые складываются с каждым участником проекта.

- Где учат гримеров?

Профильные колледжи существовали в Москве, Одессе и Казани, два последних из перечисленных, насколько я знаю, закрылись. Периодически в разных регионах проводятся мастер-классы, возникают курсы и школы грима, но, увы, часто они существуют недолго.

Оплот - старейший и престижный Театральный художественно-технический колледж в столице, в который поступить всегда было непросто.

Спасибо ГИТИСу, который вывел нашу профессию на уровень высшего образования. Когда я оканчивала колледж, мечтала пройти высшую школу по своей специальности, но ее не было.

Сейчас у юных коллег появилась такая возможность, и я с гордостью и счастьем набираю в этом году свой первый курс.

- Разве это новость для ГИТИСа? На курсах сценографов уже учатся художники по гриму.

Квалификация «Художник по гриму» в системе высшего образования утверждена только в 2021 году - раньше ее в нашей стране не было. ГИТИС стал первым, кто зарегистрировал и получил лицензию на новую специальность.

С 2022-го на двух курсах факультета сценографов учатся будущие художники по гриму - несколько студентов по платной заочной программе.

Сейчас - иная ситуация: выделены семь бюджетных мест и пять платных, это полноценный заочный курс художников по гриму. В ГИТИСе появилась кафедра грима.

- Нужно ли гримерам высшее образование, все-таки мастерство гримера - это ремесло?

Конечно, без ремесла в нашей профессии делать нечего, но все-таки в мастере по гриму главное - творческое начало.

Колледж дает навыки ремесла, а для того, чтобы родилось и сформировалось креативное художественное начало, нужны общекультурные системные знания, серьезное образование в области театра и киноискусства.

Необходимы интеллект и компетенции по разным эпохам, странам и континентам.

Читая сценарий или пьесу, нужно понимать место действия, возраст и сословное происхождение героев, знать, почему они находятся здесь и сейчас, что их привело в данную точку, - мы же должны гримом показать предысторию: почему у него шрам, о каких событиях свидетельствует седая прядь на молодой голове. Немало всяких нюансов.

- Какие предметы укрепят новую специализацию?

В образовательную программу добавляются колористика по волосам и углубленные занятия по стрижкам, современным и историческим. Программа включает изучение медицинских основ: только знания о том, почему воспалилась кожа актера или появились прыщи на лице, дадут возможность избавиться от причины болезни.

На старших курсах планируем занятия с судмедэкспертами, которые расскажут, как выглядят пулевые ранения, рваные раны, удушья - мастерам гримерного дела знаний в этой области явно не хватает.

Среди преподавателей - квалифицированные профессионалы и активно действующие художники по гриму, имеющие большой практический опыт. Остальные профильные предметы - традиционны на факультете сценографии: рисунок, живопись, история разных видов искусств.

- Как будут проходить вступительные экзамены по специальности?

Для отборочного тура мы выбрали героиню Льва Толстого в двух ситуациях: Анна Каренина на балу, когда она окончательно влюбилась во Вронского, и в момент страшного решения броситься под поезд. Абитуриенты должны ответить на вопрос: как выглядела героиня на этих крутых поворотах своей судьбы.

На данную тему они пишут эссе, по ассоциациям подбирают иллюстрации как из живописных полотен мастеров, так и из современных набросков, найденных в интернете, и представляют свой эскиз.

По результатам этого тура мы допускаем соискателей к вступительным экзаменам. Первый из них: рисунок - изобразить гипсовую голову, и живопись - написать натюрморт. Это - единый экзамен.

Следующее испытание - практическое задание на тему «Грим. Эмоция». Конкретику - о каком персонаже идет речь: злом или добром, разочарованном или веселом, поступающие узнают в день экзамена, на который они приходят со своей моделью.

Завершается отбор собеседованием, потом - испытания по общеобразовательным гуманитарным дисциплинам. Мы с нетерпением ждем талантливых ребят.

- Расскажите о себе.

Еще студенткой колледжа я пошла работать в театр «Московская оперетта». Меня, начинающего гримера, определили на хор и балет, с солистами работали опытные мастера. Театр тогда ставил не только репертуарные спектакли, но и осваивал «Стейдж Энтертейнмент» (entertainment в переводе с английского - «развлечение, забава». - Прим. ред.).

Речь идет о мюзиклах, я застала «Метро», ставшее началом новой эпохи, при мне ставились «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта». Для меня, девочки-студентки, это был увлекательный процесс познания длиною в три года.

На четвертом курсе я получила долгожданное приглашение в кино - на съемки к Эльдару Рязанову в качестве допгримера на фильм «Андерсен». Смотрела на все широко открытыми глазами. Окончив колледж, пошла работать в мир кино, и уже 20 лет в этой профессии.

За моими плечами такие картины, как «Мы из будущего», «Мосгаз», «Время первых», «Матч», «Григорий Р.», «Сердце пармы», «Пансион», один из последних - сериал «Праздники»,

сейчас готовим фильм «Семь дней Петра Семеныча» с Тиграном Кеосаяном. Немало у меня и театральных проектов с Малым театром, «Новой оперой», Театром Олега Табакова.

Два года назад я открыла свою постижерную мастерскую Malin’Co - изготавливаем бороды, усы, парики, шиньоны, ресницы - все, что можно делать из волос. Обслуживаем многие московские и региональные театры.

- Способен ли грим изменить черты лица?

С помощью грима можно трансформировать лицо и даже поменять его черты. Потому в программе уже первого курса мы проходим грим-обрубовку.

- Что это такое?

Объемное лицо мы делим на плоскости для анализа его формы и понимаем, из каких фрагментов оно состоит: какие зоны надо расширить, чтобы сделать толстое лицо, какие сузить - для худого, или как их «надломить», чтобы сделать, например, асимметричный грим Квазимодо.

- Какой еще бывает грим?

Живописный и скульптурно-объемный. В театре больше используем первый - он немножечко с плюсом и более условный. Актеры на подмостках тоже плюсуют - например, говорят так, чтобы услышали на последнем ряду.

«Театральные» морщины делаем живописным способом: прочерчиваем, утемняем, осветляем, что проявляет объем, жировой грим закрепляем пудрой, используем плотные текстуры.

Кино - история более камерная, деликатная, что ли, здесь ценится умение вести себя и говорить, как в жизни. Для фильмов с их крупными планами морщины уже не прорисовываем, прибегаем к помощи пластических деталей из латекса или силикона.

В театре он просто не нужен: маленькие морщинки зритель никогда не увидит, даже из первых рядов. Интенсивность грима зависит от расстояния: чем больше и дальше сцена - тем грим должен быть ярче и сочнее.

- Что более кропотливо и трудоемко - театральный грим или киношный?

Однозначного ответа у меня нет. Это разные техники. Интересно на чистом ровном лице нарисовать объемные морщины - это достаточно сложно, и человек без навыков с этим не справится.

А театральному гримеру сложно нанести латекс и понять, как растянуть кожу, в какой момент припудрить, чтобы эластичные накладки не склеились и были бы незаметны даже всевидящей камере.

- Слышала давно и запомнила на всю жизнь: если кажется, что грима нет, значит есть тонкость мастерства. Согласны?

Да, конечно. Наша задача, как в кино, так и в театре, перевоплотить актера в персонажа так, чтобы все поверили, что это его волосы и морщины, и взгляд принадлежит герою, а не изобретательности хитрого гримера, наложившего линии, свет и тени. Если я вижу парик и следы движений кисточки - значит, мой коллега не очень компетентен.

- Существуют театральные легенды о том, что Михаил Чехов гримировался сам. Как, например, и Иннокентий Смоктуновский. Это правда?


Да, я встречала таких актеров, которые в свою зону, где они переходят от реальной жизни к загадочному миру игры, никого, в том числе и гримеров, не пускают. Это элемент магии для них, постепенное погружение в образ.

В театрах, где небольшая сцена и зрители располагаются недалеко от подмостков, есть актеры, которые сами любят поколдовать над тоном, помадой и румянами, но для ответственных «перевоплощений» и манипуляций с волосами все-таки большинство отправляется к профессионалам.

Гримеру нужно глубоко доверять, дышать с ним в унисон. Многие звезды работают только со своим гримером.

- Вы таких встречали?

У меня теплые отношения с Владимиром Машковым, но сложились они не сразу. Мы познакомились на проекте «Распутин», где он играл главную роль. Он внимательно и трепетно относится к образу и к тому, кто его гримирует.

Он предпочитал работать со своим любимым художником по гриму, но режиссер фильма Андрей Малюков всегда сотрудничал со мной. Владимира Львовича утвердили на роль Распутина, и он сказал: «У меня - свой гример». Режиссер возразил: «Нет, будет Малинковская».

Возник нешуточный спор. Договорились, что мы встретимся, познакомимся, попробуем и потом вернемся к этому вопросу. Мы сделали пробу, а тот гример, которому он безоговорочно верил, работал в соседней комнате.

Он подошел к ней, и она одобрила наш грим - Владимир Львович позволил мне продолжать поиски образа. Мы изначально не хотели добиваться стопроцентного, фотографического сходства, как в «Высоцком».

До первого съемочного дня мы встречались не менее восьми раз: долго подбирали парики и накладки, шили и перешивали бороды. Понимали, что на верном пути, но все-таки чего-то не хватало.

Думали-думали, тысячный раз всматривались в фото Распутина. Я измучилась - где он, этот недостающий нюанс? И вдруг поняла, что дело в ушах.

Мы приклеили уши, и это оказалась та самая необходимая деталь - и перед каждым съемочным днем мы клеили бороду и... уши, готовясь к дублю, Владимир Львович просил зеркало и замолкал - не потому, что мне не доверял, он погружался в состояние Распутина.

Потом мы пересекались на разных проектах, а когда он возглавил Театр Табакова, то приглашал меня, и я заметила, что он гримируется на все роли сам - для него важен этот процесс.

- В исторической драме с элементами фэнтези «Сердце пармы» немало батальных сцен и, как следствие, - сломанные носы, уродливые шрамы, увечья, рубцы, раны.

«Сердце пармы» можно назвать мечтой каждого художника по гриму. XV век, Пермское княжество, представители разных древних племен. Для каждого мы придумывали свои характерные черты и особенности.

Был народ, который мы называли «пьяные рокеры» - носатые и патлатые, с путаными бородами и дредами, в коже и металле. Уроссы - белокурые, как небожители, такие одухотворенные, светлые ангелы.

Клан монголоидов: длинные черные волосы, неказистая редкая бородка. Буквально по крупицам восстанавливали облик наших древних предков - московитов, спасибо художникам, оставившим редкие визуальные свидетельства о внешности людей тех времен.

Именно на «Сердце пармы», готовя исполнителей для батальных сцен, я точно поняла, как необходимы знания, которыми владеют судмедэксперты, и как помогают их рассказы о том, как выглядели раны от копья, последствия от сурового рукопашного боя и ссадины от страшных падений.

На самом деле синяки, повреждения кожи и всякие кровавости любят делать все гримеры - это увлекательный процесс. А в «Сердце пармы» были еще разодранные носы и проколотые глаза.

- Работу над мюзиклом «Ромео и Джульетта» в театре «Московская оперетта» вспоминаете? Спектакль сопровождал грандиозный успех.

Тогда я была студенткой - молодой, но очень амбициозной. Ставилась французская версия, приехала парижская команда, художники привезли свои эскизы. Во французском оригинале роль Смерти играла девушка - гламурная тонкая дама с красивым мейкапом, а у нас - молодой человек.

В нашем понимании Смерть - старуха, карга с черепом, или страшный всадник, как у Жуковского, а то и Вий из преисподней - с бледной кожей, распущенными темными волосами и глазами, прикрытыми огромными веками.

Я сделала несколько эскизов для наших актеров-мужчин и стала приставать к заведующему гримерным цехом: «Давайте покажем эскизы французам…»

Она, женщина скромная, ни в какую, но наконец я ей надоела. «Иди, - сказала, - иди к художнику и поговори». Набралась смелости, подошла, рассказала. Художник заинтересовался. Провели пробы - всем понравилось, и артистам оказалось комфортно.

Смерть получилась таким видением в белом и стала одним из главных героев спектакля - казалось, она была повсюду и со всеми: скользила за спинами сражающихся, поддерживала Ромео, присутствовала в сцене венчания.

Смерть играли Александр Бабенко и Павел Бельков, и их у служебного входа ожидала армия поклонников, как и исполнителей ролей Ромео и Джульетты.

- Отдельная головная боль гримеров - татуировки, не так ли?

Вспоминается мой любимый «Побег» - интерпретация американского одноименного сериала, в котором главный герой - весь в татуировках: живот, спина, руки. Эти изображения передавали некую завуалированную карту с планом тюрьмы, куда решает попасть герой, его играл Юрий Чурсин, чтобы спасти брата.

Режиссер и продюсер поставили передо мной задачу разработать эту татуировку, а каким путем я это сделаю, их не интересовало. Мне, как человеку с художественным образованием, тоже хотелось ее создать самой.

Правда, я обращалась к татуировщикам, художникам-иллюстраторам - они многое рассказывали, но единая концепция так и не складывалась. Я рисовала и рисовала - безостановочно, приближался первый съемочный день, а татуировки нет как нет.

Меня, конечно, охватила паника. Нервничаю и рисую-рисую бесконечно эскизы руки с татуировкой. И, о счастье, продюсер и режиссер показывают на один из эскизов: «Вот, это то, что нужно!» И у меня отлегло - поняла, что они хотят.

Но как наносить на тело огромное количество деталей? Наши американские коллеги не делятся информацией о своем опыте. Сейчас-то у нас полным-полно разных трансферов, переводилок, а тогда, пятнадцать лет назад, ничего подобного не было.

Мы искали средство, которое при соприкосновении с кожей, не стиралось бы, а еще и подводные сцены планировались. Для каждой съемки Юрию Чурсину мы рисовали кисточкой татуировки вшестером, на что уходило шесть часов.

И тогда я решила испробовать принцип переводилок, которые только появились в жвачках. Но ни один завод не брал такую огромную площадь изделия. Нам отказывали и в пробной печати, а без нее мы не могли понять, подходит нам этот способ переводных картинок или нет.

Сколько переговоров мы провели! Только один питерский завод пошел навстречу, пожалел и здорово облегчил нам жизнь. Наши затраты сил и времени сократились вдвое: теперь мы втроем тратили на грим три часа.

Под финал проекта мы все-таки узнали от американцев, что у них была рубашка-сетка, как тонкие колготки, с напечатанными изображениями.

Мы тоже сделали такую, но она подходила только для общих планов, а на крупных сразу было видно, что татуировка ненастоящая. Вот такая история - американским опытом не воспользовались.


Беседу вела Елена Федоренко



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.