Благослови людей и зверей
Праздник анималистического искусства и фотографии в солнечногорском «Путевом дворце»
А ведь не только в космос русские слетали первыми. В анималистическом искусстве советские художники тоже стали первопроходцами.
Вот что писал один из пионеров жанра Д.В. Горлов: «Вопрос сохранения природы является темой актуальнейшей. Анималистическое искусство мобилизует людей на борьбу за сохранение природы и является жанром очень нужным, требующим внимания и поддержки.
Не случайно, что впервые в истории искусства жанр гуманистического анимализма возник в нашей стране. Мы - единственная страна в мире, в которой анималисты объединены, будучи членами единого Союза художников».
85 лет назад в Московском зоопарке прошла первая анималистическая выставка, а в 1988 году состоялась последняя. Первая выставка прошла незаметной - на фоне надвигающейся угрозы страшной войны с фашизмом, последняя прошла незаметной - потому что страна находилась на финише своего существования.
Какое-то роковое стечение обстоятельств, но мистики не вижу.
Выставка «Люди и звери» откроется 25 мая в Солнечногорске в «Путевом дворце». Рядом озеро Сенеж, рядом леса, где до сих пор ещё живут звери и птицы - герои выставки. Получается, что «Люди и звери» стали X выставкой анималистов, если отталкиваться от 1988 года.
Пауза длиною в 36 лет объясняется тем, что опять было не до природы, а ещё - не было организатора. В 1939 году «локомотивом» стал Д.В. Горлов, взявший на себя все административно-бытовые дела по устройству выставки. Выставку «Люди и звери» выпало организовать, курировать мне. Трудности были.
Во-первых, долго и мучительно выбирались художники из пионеров анималистического жанра, поэтому представлены далеко не все, но зрителям посчастливится увидеть половину авторов - участников выставки 1939 года (А.Н. Комаров, В.В. Ватагин, Д.В.
Горлов, В.В. Трофимов и Г.Е. Никольский). Добавить решено было художников - участников большинства советских анималистических выставок, без кого жанр сегодня не представим (В.А. Фролов, А.М. Белашов, Я.Н. Манухин, В. Федотов, Н.А. Устинов).
И, конечно, особую гордость вызывает участие в выставке живых патриархов - художников В.А. Горбатова, В.В. Симонова, О.П. Отрошко с примкнувшими к ним В.В. Бастрыкиным и С.В. Цигалем. Это, пожалуй, первый блок - анималистический, представляющий отдельную выставку (это раздел «Звери»).
Во-вторых, после раздумий решено было показать работы художников, любящих и знающих природу, но не являющихся анималистами как таковыми (это раздел «Люди»). Имена В.А. Титова, Н.Г. Костаки, В.К. Стацинского, О.И.
Лапшиной, А.И. Иглина, Т. Соостера, В.И. Воробьёва, С.С. Кривощёкова хорошо известны любителям искусства. В какой-то мере дебютантами можно назвать братьев И.В. и А.В. Шульгиных.
В-третьих, особую гордость представляет фотографический раздел, где наряду с фотографиями безусловного классика А.В. Кречмара Е.В. Софронова представила серию портретов художников-анималистов, созданных за восемь лет работы.
Часто приходилось мне читать труды первых советских художников-анималистов, много добрых и мудрых мыслей высказывали художники.
«Делать нужные вещи! Я помню, ты давно этим беспокоился, хотел бросать искусство, мне удалось однажды удержать тебя, хотя я вполне был уверен в том, что «вещи искусства» - одни из самых «нужных». Пусть мы маленькие полипы, но они строят прекрасные коралловые острова.
И мы вкладываем свои вещи в многочисленную сокровищницу культуры человечества, которой оно вправе гордиться, где изобразительное искусство стоит рядом с музыкой, пением, архитектурой, литературой», - писал 25 марта 1960 года Василий Алексеевич Ватагин своему ученику Мите (Дмитрию Владимировичу) Горлову.
«Я хотел разбудить людей от равнодушия, заставить их полюбить живую природу, дать им эту новую неувядающую радость. Я рисовал животных, стараясь сделать их красивыми, добрыми.
И дети полюбили мои рисунки, и многие из них срисовывали их, и я получал письма от детей с благодарностью», - писал старейший советский художник-анималист Алексей Никанорович Комаров.
Вот и мне очень захотелось для зрителей переоткрыть мир анималистического искусства, влюбить зрителя в зверей и птиц нашей родины, для этого и задумывалась выставка «Люди и звери».
Ведь Россия - это река, поле, лес, скворцы, поющие весной свою песенку, соловьи - в черёмуховых кустах, белки, коршуны, вороны, зайцы - русаки и беляки, лисы и иволги, рябчики, тетерева, медведи…
Вот и М.М. Пришвин, размышляя о природе, приходил к выводу: «Многие любуются природой, но не многие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
И добавлял: «Для иных природа - это дрова, уголь, руда или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты».
Анималисты - это особая человеческая порода, тем более это очень специфические художники. Я берегу все письма, которые писал мне Вадим Алексеевич Горбатов, а в них он всегда пишет такое: «Лёша, привет! Я только вернулся из деревни. Смотрю почту, отвечаю на письма. В деревне рай.
К дому приходила косуля. Из окна видели лису. Куропатки с цыплятами кормятся около дома. За грибами не ходил, а земляника и малина дикая рядом. Рад за тебя, что строишь планы, что-то делаешь, ездишь, бродишь. Значит, живёшь. Вадим».
Или в другом письме Виктор Васильевич Бастрыкин писал мне: «Мы живём в мире природы, и животные очень привлекательный объект для изучения. Художнику интересна обнажённая натура, а животные не драпируются в красивые ткани - смотри и наслаждайся.
А какая пластика в движениях. Стоит увидеть породистую лошадь в движении, и ты очарован навсегда». Много ещё есть писем от самых разных художников, но времени не хватит все перечитать.
Берегу буклеты, каталоги, письма, пригласительные билеты, книги и почеркушки, которые собирал всю жизнь. На витринах музея многие артефакты будут представлены.
Есть надежда, что выставка станет первой, за которой последуют регулярные анималистические выставки, нужные современному человеку: а как ещё ему приобщаться к дикой природе?
«Среди многих достойных имён художников-анималистов, занесённых в летопись мирового станкового искусства, - Поттер, Кейп в Голландии, Тройон, Бонёр и скульптор Бари во Франции, Цюгель и Мейергейм в Германии, Лендсир в Англии, Лилиефорс в Швеции - мы не встречаем имён русских художников.
В России только отдельные мастера в большей или меньшей степени уделяли внимание изображению животных - это В.А. Серов, А.С. Степанов, П.А. Клодт, Е.Е. Лансере, Пётр Соколов, П.О. Ковалевский, Л.В. Туржанский, Н.Е. Сверчков, А.Л. Обер.
Только в начале XX века в России появляются художники В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, А.Н. Комаров, в творчестве которых анималистическая тема становится основной», - писал Дмитрий Горлов, который сосчитал, что в 1980-е годы работали уже 166 художников-анималистов. Потом «поголовье» резко сократилось.
На выставке «Люди и звери» впервые вновь соберутся выдающиеся мастера жанра. Повторится ли потом что-то подобное? Хочется верить.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...