Роман-завещание Достоевского
Подобно вдохновившей поэта ветхозаветной книге пророка Исайи, последний роман Достоевского заключает в себе колоссальный заряд негации - той «беспощадной критики всего существующего», с которой начинается всякая подлинная революция.
Присущая тексту Достоевского энергия бесконечной отрицательности обрушилась на двух главных противников истинного христианства: на просочившийся в Россию вместе с западничеством европейский нигилизм (воинствующий атеизм)
и на инквизиторское псевдохристианство с его пыточными камерами и кострами для тех, кто на деле учился у Христа быть свободным и поклонялся Богу не в храме, превращённом фарисеями в дом торговли, а в Духе и Истине.
Уже только этот двойной удар Достоевского по соперникам аутентичного, евангельского христианства превращал его в последнего пророка Русской земли, проповедника спасительного для народа «всемирного православного дела» (В.С. Соловьёв).
Существенные моменты вселенской истины, открывшейся двадцативосьмилетнему писателю 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в минуты ожидания смертной казни, проговаривались им впоследствии в ряде «идеологических романов» (Н.С. Трубецкой),
но лишь в последнем ему удалось достигнуть искомого «высшего синтеза» - того всеобъемлющего высказывания о Бытии, на которое не способен «человек с нечистыми устами» (Ис. 6, 5).
Уже в романе «Подросток» непроницаемый Версилов - отчаявшийся «философский деист», отвергающий «добродетель без Христа», «мрачный и закрытый человек» с двоящимися мыслями, мечущийся между Христом и антихристом,
- рассуждает о высшей русской мысли как «всепримирении идей», о русском человеке как «ещё нигде не виданном высшем культурном типе» всемирного боления за всех.
Но ведь именно это не мотивированное никакой человеческой «выгодой» безмерное сострадание и милосердие было привнесено в наш «срединный мир» Христом, и всякий, кто проявляет в своих поступках любовь-жалость и милость к падшим, воскрешает в себе Христа, обретая вечную жизнь, полную благодати и истины.
Таким образом, «русская идея» в понимании Достоевского есть максималистская установка на реализацию «христианского принципа» без каких-либо учитывающих политическую конъюнктуру оговорок и лжетолкований в терминах этнической психологии или «национальной идеологии».
Писатель был убеждён в том, что «чистый, идеальный христианин - дело не отвлечённое, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской земли ото
всех её зол»[1].k
Об этом его последний роман-завещание, включающий в себя книгу шестую с названием дерзким и вызывающим - «Русский инок». Перечитывая роман, мы раз за разом совершаем восхождение к сияющей вершине знания, достигнутой Достоевским в великий полдень его жизни.
В «Братьях Карамазовых» широкий русский человек, огненного искушения не чуждающийся (1 Пет. 4, 12), предстаёт в четырёх опалённых «пламенем растления» ликах.
Заданье героев Достоевского, по словам Андрея Белого, - «борьба с своей страстью». В них - «страсть к овладенью страстью», а это уже никакая не психология: «страсти самосознанья «я» впервые встают перед нами воочию…», тело душевное преображается в тело духовное.
Мы видим, как герой Достоевского решается на рискованный, великий разрыв с человеческим, слишком человеческим, превращаясь либо в чёрта (Иван), либо в образ и подобие Христа (Алёша).
В старшем брате Дмитрии дионисийский чувственный порыв, заглушая зов Трансценденции, влечёт его в бездну содомскую, и он летит «головой вниз и вверх пятами», так и не успев обрести Христа в себе - как истину собственного бытия.
Правда, для него остаётся надежда на восстановление утраченного сущностного богоподобия, ведь он помнит, откуда ниспал, и эта память даёт ему шанс на возвращение к самому себе. «Братья губят себя, - объясняет «херувим» Алёша Карамазов четырнадцатилетнему «бесёнку» Лизе, - отец тоже.
И других губят вместе с собой. Тут «земляная карамазовская сила», как отец Паисий намедни выразился - земляная и неистовая, необделанная… Даже носится ли дух Божий вверху этой силы - и того не знаю. Знаю только, что и сам я Карамазов…»
Выходит, что человеку, как существу трансцендирующему, переступающему границы дозволенного совестью, моралью и правом, присуща «способность-быть-злым» (М. Хайдеггер), чего не могли понять сторонники руссоизма, уверявшего, что человек по своей природе добр.
Даже Алёша Карамазов - подросток с «правильным сознанием» - признаётся своей предполагаемой невесте, что и сам, будучи послушником, человеком Пути, может быть, в Бога-то и не верует,
хотя, как мы видим, ещё не впадает в распутство, не теряет рассудка в томлении по «изгибам инфернальным», в стремлении к дионисийскому упоению земной жизнью, отрицаемой, по мысли Достоевского, Христом.
Не то чтобы падение Мити задаёт Алеше - «человеку Божиему» - соблазнительный образец для подражания, но всё же богопротивное деяние одного из братьев вызывает цепную реакцию беснования в сфере его бытия-вместе-с-другими, задевая Ивана и Алексея, провоцируя Смердякова.
В Иване Карамазове дионисийский «дух Земли», который действует в старшем брате Мите бессознательно, обретает самосознание, выражающееся в люциферианской философии жизни и теоретической подготовке к преступлению.
Иван становится апологетом исступленной и неприличной жажды жизни вопреки логике «чахоточных сопляков-моралистов», несмотря на «все ужасы человеческого разочарования»
и отчаяния от того, что вместо ожидаемого и желанного для человека порядка вещей «всё, напротив, беспорядочный, проклятый и, может быть, бесовский хаос».
А если так - что же терять время и сдерживаться: «Живём один раз!» Преисполненный «карамазовским безудержем желаний», раз припав к дионисийскому кубку, он не хочет бросить его до тридцати лет, надеясь «испытать в себе самом полноту жизни»,
но и стоять на сладострастье до семидесяти лет, как его ненасытный женолюбец отец, не намерен, ведь ему надо успеть и «предвечные вопросы разрешить», включая гамлетовский: что предпочтительнее для человека в его однократном пребывании на Земле без надежды на бессмертие - бытие или ничто?
Иван, как и суждено человеку с двоящимися мыслями, колеблется между умолкшим, как кажется, на века Христом и обольщающим обещаниями земного счастья и «полноты жизни» антихристом.
К таким гордецам, как Иван Карамазов, обращался почитаемый в России мистик-визионер Якоб Беме: «Ты часто будешь не замечать Христа, дьявол будет отрицать Его в тебе, будто Христос не сделался в тебе человеком…»
Важно понять, что поэтизированная Иваном в Легенде о Великом инквизиторе фигура антихриста стала проекцией его скрытой одержимости волей к власти и первым симптомом болезненного расщепления его отчаянно ищущего Бога несчастного сознания, восприимчивого к воздействиям разнонаправленных сил.
В его нечистом карамазовском сердце, как и в сердце беспутного старшего брата Дмитрия, дьявол с Богом борется, искушая его, как некогда испытывал с дозволения Бога праведника Иова.
Но Иван, в отличие от Иова, не выдержал пробы, поскольку закон «Я», стремящегося к самосохранению, заблокировал в нём возможность жертвенного самоотречения и восхождения к «высшему синтезу» бытия, воплощением которого, по убеждению Достоевского, стал Христос.
«Мучимый безверием» Иван, конечно, не смог бы противостоять искушению со стороны Сатаны с «опалёнными крыльями». Ведь ему не хватило его титанической, «самолюбивой и гордой воли» даже на то, чтобы справиться хотя бы с собственной галлюцинацией в виде философствующего «мелкого чёрта»
- призрачного воплощения его «самых гадких и глупых мыслей», эманацией присущего ему демонического начала, призванного «губить тысячи, чтобы спасся один».
Допуская в своей предполагающей рефлексии возможность убийства старика Карамазова, Иван тем самым совершает «теоретическое действие» - разговор об этом с самим собой, который доходит и до слуха других (Г. Гегель) - его братьев.
«Иван Фёдорович участвовал в убийстве лишь косвенно и отдалённо, единственно тем, что удержался (с намерением) образумить Смердякова во время разговора с ним перед своим отбытием в Москву и высказать ему ясно и категорически своё отвращение к замышляемому злодеянию…
и таким образом как бы позволил Смердякову совершить это злодейство», - разъяснял Достоевский одной из своих читательниц психологическую подоплёку сюжета.
В самом деле, позволение - нечто большее, чем бездействие, это - соучастие в форме заражения воли другого злым умыслом, изощрённая месть Ивана отцу за полученный от него шлейф карамазовской «похоти плоти», препятствующей духовной реализации сына.
Лишь один из братьев - «милый ангел» Алеша - устоял, не позволив втянуть себя в круговерть взаимоуничтожения родичей, не захотел жить за счёт смерти другого.
Ориентирующийся, сообразно поучениям старца Зосимы, на Христа как «светлую точку» во мраке человеческой греховности и «великое напоминание» о возможности подлинного бытия, он с Божьей помощью восстанавливает в себе парадигмальное равновесие противоположностей
- первобытной витальной мощи и животворящей энергии Духа, прорываясь к спасительному «высшему синтезу», обретая в своём чистом сердце Истину, Путь и жизнь вечную.
А вот четвёртый брат Павлуша Смердяков - квинтэссенция гибельного карамазовского дионисизма в сочетании с крайним богохульством - целиком оказывается во власти «великого духа уничтожения и небытия», который и приводит его к отцеубийству и суициду.
Этот сатанинский дух устами Ивана провозгласил «закон естественный» - закон войны всех против всех, согласно которому неизбежно «один гад съест другую гадину».
Таким образом, согласно художественно реализованной логике Достоевского, человеческая жизнь в её концентрированности на «одном только здешнем мире», вне прямой связи с Богом и «мирами иными»,
без уверенности в бессмертии души и надежды на возрождение умерших превращается в абсурд взаимопожирания слабо сознающих себя, оскотинившихся существ - как внутри «одной семейки», так и в разлагающемся гражданском обществе.
Противовесом же этой свершающейся во всемирной истории антропофагии может служить лишь одна скрепляющая семью и общество духовная сила - явленная Христом великая идея бесконечного сострадания и милосердия, означающая отмену «природного закона» борьбы за существование, закона выживания «наиболее приспособленных», т.е. бессовестных прислужников антихриста.
Примечание:
(1) Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Т. 30. Кн. I . М., 1988. С. 68.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...