"Артисту нужны награды, как и живая реакция зрительного зала"
Прима-балерина Большого театра, звезда театра Ла Скала, народная артистка РФ Светлана Захарова выступит на церемонии вручения III Международной профессиональной музыкальной премии Bravo в области классического искусства, которая состоится 2 апреля на Исторической сцене Большого театра России.
Нам в интервью балерина рассказала о своем участии в премии Bravo, поделилась мнением о том, нужны ли награды артистам, и оценила, чему нас научила пандемия.
- Прежде всего, Светлана Юрьевна, расскажите о своем участии в премии Bravo. Как давно сложилось это творческое сотрудничество?
Мое участие в этой премии традиционно. Оно сложилось тогда, когда была пробная, "репетиционная" премия, когда это все только начиналось, никто не знал, что это такое, и что из этого выйдет, и кого будут награждать, и как все будет происходить.
Получается, что сейчас участвую в четвертый раз. Хотя официально премия будет третьей по счету. Каждый год они проводят торжественную церемонию на Исторической сцене Большого театра, для меня это важно, потому что это мой родной дом.
Прекрасная премия, приглашают прекрасных исполнителей и награждают замечательных артистов. Каждый год я выступаю на ней, танцую. Принимаю участие как артист. Правда, однажды я награждала.
А в другой раз и мне вручали эту премию. Я горжусь этим и уже не вижу себя без премии Bravo, без участия в ней, мне это очень приятно. Каждый год с ними и как бы стала ее частью.
- Скажите, чем, на ваш взгляд, полезны такие мероприятия?
Премия Bravo - это всегда красивый гала-концерт, куда приглашают звезд мировой оперы, музыкантов, режиссеров, танцовщиков.
У премии две части: в сфере классического искусства и в сфере популярной музыки, но туда я еще ни разу не попала, хотя меня несколько раз приглашали на концерт, но пока не складывалось.
Эту премию транслирует телевидение, к ней проявляется большое внимание, собирается много гостей, знаменитых людей. Премия всегда проходит на высоком уровне, как красивое масштабное зрелище.
Лукавят артисты, когда говорят, что им безразлично, наградят их или нет. Мне кажется, в душе каждый артист ждет, когда его чем-то поощрят, отметят, будь то звание, или премия, или еще какая-то награда, которая нужна артисту, как и живая реакция зрительного зала.
И ведь это не просто, свою энергию мы дарим сцене, дарим людям, делимся ею и работаем профессионально. Иногда хочется, чтобы твой труд не только вознаграждался гонорарами, но и другим заслуженным, достойным образом.
Артист нуждается в том, чтобы его отметили. Чтобы о нем еще раз сказали.
- А за что вы лично были отмечены премией Bravo?
Премию Bravo я получила за проект Amour, который был полностью сделан для меня продюсерской компанией MuzArts. Но я не отношу эту награду целиком к себе. Я разделяю ее, конечно же, со всеми участниками и организаторами проекта Amour.
Он состоит из трех одноактных балетов, это был наш первый пробный проект, который мы несколько раз показывали и в Большом театре, и в Александринке в Санкт-Петербурге, возили его в Японию, Китай, Европу, повсюду он имел большой успех. В общем, за это мы и получили награду.
- Словом, премия Bravo уже котируется, о ней знают, о ней говорят. Какие еще призы особенно ценятся в сфере академического искусства?
Я бы назвала "Бенуа де ла Данс". Эта международная премия связана только с классическим и современным танцем. Это такой балетный "Оскар", более 20 лет существует эта премия.
Я являюсь заместителем председателя жюри. А возглавляет судейскую коллегию наш выдающийся балетмейстер Юрий Николаевич Григорович.
В прошлый раз я выходила на сцену и представляла премию, потому что Юрий Николаевич не мог быть на обсуждении. Так вот, я как-то влилась в команду, что тоже мне было очень интересно.
В этом году планируется провести премию "Бенуа де ла Данс", которая не состоялась в прошлом году. И сейчас ведутся переговоры с жюри и с номинантами, чтобы смогли приехать в Москву в июне.
Надеюсь, что мы снова увидим звезд мирового балета и наших артистов на сцене Большого театра. Как всегда, планируется провести два вечера. В первый вечер выступают номинанты, а второй вечер отдан лауреатам разных лет.
- Не могу обойти ставший уже традиционным вопрос о пандемии. Для вас это ужас, кошмар? Или есть какие-то позитивные навыки, которые вы извлекли из карантинной ситуации?
Для всего балетного мира, думаю, даже не только для балетного, а всего мира - это кошмар. Четыре месяца мы не работали. Но в августе прошлого года нас встряхнули и обратно поставили на место.
И сейчас кажется, что это все было не с нами. Настолько насыщенным, обильным оказался нынешний сезон в Большом театре, что уже как-то в прошлом остается то, что произошло.
Главное - мы продолжаем работать. И пусть количество зрителей в зале сокращено до 50 процентов. Даже если в зале будет один зритель, мы будем выступать, потому что иначе мы будем терять профессию, а это самое страшное. Мы должны выходить на сцену.
В Большой театр и раньше было трудно попасть, а сейчас, когда количество зрительских мест сократилось наполовину, стало совсем сложно.
И эти счастливчики, которые попадают, настолько поддерживают нас, артистов, что когда я танцую свои спектакли, я не ощущаю что в зале 50 процентов зрителей, потому что такая идет энергетика, такое внимание, тишина или, наоборот, бурные овации, что ощущения, что зал наполовину пустой, вообще нет.
Первый спектакль, который мы выпустили, был внеплановым. К нам приехали четыре современных хореографа и начали с нами репетировать. Все окунулись в творчество. Это было такое счастье, что мы опять в залах, вышли на сцену, на прогоны.
Жизнь закипела, и параллельно труппа начала готовиться к сезону. Премьера балета "Четыре персонажа в поисках сюжета" состоялась 10 сентября, а через два дня я вышла на сцену в балете "Дон Кихот".
Тот спектакль был действительно запоминающийся, особенный, потому что в зале сидели только врачи. И как они здорово нас принимали, с каким вниманием смотрели. Эти крики "браво" я до сих пор вспоминаю. Старались все.
- Как пережила локдаун ваша семья? Ваш муж, известный скрипач Вадим Репин? Ваша дочка Аня?
Мы были рады, что мы все дома, потому что за годы нашей семьи, а это уже больше 10 лет, мы впервые на протяжении четырех месяцев были вместе. Никто никуда не уезжал, никто никуда не улетал, все находились под одной крышей, 24 часа в сутки.
Это было действительно удивительное время. Пожить нормальной человеческой жизнью, семьей.
Мы жили за городом, в Подмосковье. У нас там не так ощущались запреты, мы могли выходить на улицу, гулять вокруг дома, вокруг поселка. Мы затеяли ремонт, посадили много деревьев, сад, цветы, я целый розарий развела.
Было совсем не скучно. Надеюсь, когда растает снег, наступит настоящая весна, а потом и лето, мои розы распустятся. Я выбирала их по названиям: там есть розы "Шопен", розы "Большой театр", розы с другими красивыми названиями.
Анечка на протяжении пандемии каждый день по Zoom с тренером выходила на связь, она занимается художественной гимнастикой в Центре Винер-Усмановой в Новогорске.
Так вот, несколько часов в день тренировались, качались, растягивались и с предметом даже как-то удавалось поработать. Когда потеплело, мы на улице предметы бросали.
А Вадим выступал онлайн. Как только разрешили живые концерты, сразу отправился их проводить. 25 марта в Новосибирске состоялось открытие Восьмого Транссибирского фестиваля. Пока все нормально, даже приезжают иностранные исполнители. Очень интересная программа.
- А вы будете проводить свой благотворительный фестиваль детского танца "Светлана"?
В этом году мы не проводим наш фестиваль. Мы давно приняли это решение, потому что в нашем фестивале участвуют 700–800 детей, которые выступают в зале на 3 500 зрителей. Это очень большой риск. Мы решили, что в этом году сделаем перерыв.
Будем надеяться, что в следующем году наш уже седьмой по счету фестиваль обязательно состоится. Кстати, добавлю, что 1 мая канал "Культура" покажет трансляцию прошлого, шестого фестиваля, который был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
- Знаю, что время, отведенное на интервью, уже истекло. Вы торопитесь на репетицию. Сегодня выступаете на церемонии вручения премии Bravo, 3 и 4 апреля показываете свой проект MODANSE. А что нового готовите в Большом театре?
Из ближайших премьер - балет "Чайка". Автор музыки - Илья Демуцкий, хореограф - Юрий Посохов, режиссер - Александр Молочников.
Я буду играть актрису Ирину Аркадину. Я не сопротивлялась, раз меня в этом образе видят постановщики. Будем готовиться. Мировая премьера объявлена на 1 июля.
Беседу вела Ольга Свистунова?






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...