Концерт для кларнета с семейством
Александр Вампилов на столичной сцене
Сегодня пьеса Александра Вампилова «Старший сын» идёт сразу в нескольких московских театрах.
Неугасающий интерес к истории, придуманной почти 60 лет тому назад, – убедительное доказательство того, что и в наши циничноэгоистичные времена взаимопонимание между «отцами» и «детьми» не только возможно, но и необходимо. Причём вторым зачастую даже больше, чем первым.
Пьеса, задуманная Вампиловым ещё в начале 60-х, пережив несколько серьёзных переработок, увидела свет рампы только на их излёте.
Сегодня в это сложно поверить, но, когда «Старший сын» пробивал себе дорогу на подмостки через стройные ряды чиновников от искусства, главным аргументом запретителей была абсолютная чуждость пьесы советскому театру – «советский человек не может вести себя так безнравственно, как Бусыгин».
Двое шалопаев после вечеринки укатили со случайными подружками в какое-то богом забытое Ново-Мыльниково, девицы от «продолжения знакомства» отказались, и юные авантюристы, опоздав на последнюю электричку, наскоро сочиняют байку о «блудном сыне», чтобы скоротать холодную ночь в чужом доме.
Вампилов развернул этот незамысловатый, абсолютно анекдотический сюжет до уровня философской притчи, которая сегодня волнует зрителя едва ли не сильнее, чем в эпоху «золотого века» советской драматургии.
В Москве «Старший сын» по количеству одновременно идущих постановок обставил даже весьма и весьма злободневного шекспировского «Макбета».
Худрук театра «Сфера» Александр Коршунов поставил эту историю лет пять тому назад. Через два года вышла премьера Дениса Бокурадзе в Театре на Таганке.
А по завершении «домашнего ареста» у зрителя появилась возможность увидеть эту историю в трактовке Театра Олега Табакова. Это не первое обращение театра к вампиловской пьесе.
В 2008 году постановка Константина Богомолова наделала много шума.
Актриса и режиссёр Алёна Лаптева вернула пьесу на афишу, и можно только радоваться, что спектакль, начинавшийся как дипломная работа студентов колледжа Олега Табакова, «дозрел» до репертуарного уровня.
Календарно две премьеры – табаковскую и маяковскую – разделяет всего несколько месяцев.
Но этот короткий отрезок времени вместил в себя столько страха, боли и страданий, такое количество отдельных фатально невосполнимых утрат, разрушенных судеб и погибших надежд, что различия этих постановок уже невозможно оценивать только в театроведческих категориях.
Молодой режиссёр Анатолий Шульев (к слову, питомец Римаса Туминаса) увидел в роли Сарафанова Игоря Костолевского – актёра, по самой своей психофизике выламывающегося из границ этого образа.
В изгнанном из провинциального оркестра кларнетисте видится не столько заурядный (режиссёр этот прямой традиционный ход считает слишком простым) неудачник, сколько так и не сумевший реализоваться большой музыкант, по неведомому капризу судьбы перенесённый из классов столичной консерватории на танцплощадку захолустного ДК.
Такой же метаморфозе режиссёр подверг и Бусыгина: Алексей Дякин если и тянет на студента, то разве что на «вечного», уже изрядно потрёпанного жизнью, несмотря на относительную молодость.
Его Володя ещё цепляется за большой город, в котором пытается чего-то достичь.
Он пока не осознаёт в полной мере, что фортуна уже вытолкнула его в заколдованную глухомань, откуда ему не будет исхода, поскольку именно там должно свершиться его земное предназначение.
В трактовке Шульева ключевых персонажей вампиловской истории роднит вот эта практически очевидная сходность жизненных сценариев.
Андрей Григорьич и Володя – слишком слабая поддержка и друг для друга, и тем более для остальных членов сарафановского семейства.
А потому возникает стойкая уверенность в том, что внезапное «прозрение» и «возмужание» Володи, которое у автора и становится залогом сохранения очутившегося на грани разорения семейного гнезда, ситуацию на самом-то деле не спасёт – через пару дней, недель, пусть даже месяцев, «фамильная» натура возьмёт своё.
И тогда сильная и решительная Нина (Полина Лазарева) поймёт, что помимо родных отца и братца ей придётся ещё и этого обаятельного прохвоста тащить по жизни.
За воцарившейся идиллией маячит катастрофа крушения коллективной мечты о счастье.
И в какой-то момент ловишь себя на страшной догадке: безбашенный Сильва (Владимир Гуськов) и не человек вовсе, а мина замедленного действия, самим чёртом подведённая под непрочный – бесприютный и обречённый – мир, сооружённый на сцене Маяковки художником Мариусом Яцовскисом.
Совсем иначе воспринимается пространство, созданное табаковцами – сценографом Сергеем Тыриным, художником по свету Айваром Салиховым и художником по костюмам Евгенией Панфиловой.
Это не ностальгия по 60-м, не стилизация.
Всё до последней мелочи подобрано тщательно и с большой любовью – все эти прочные, добротные, на века созданные предметы и по сию пору благополучно несут свою службу во вселенной российской глубинки, существующей в реальности, параллельной модерновой столичной галактике.
И в этой уютной несовременности нет-нет да и просверкнёт скрытая гармония обычного, повседневного человеческого существования, в глубине своей счастливая (не в значении успеха или достатка), несмотря на внешнюю нескладность и неудачность.
Режиссёр Алёна Лаптева пошла традиционным путём (как нежны и трогательны проступающие из сумрака арьерсцены «Грачи прилетели» Саврасова!), но это вовсе не означает, что она выбрала линию наименьшего сопротивления.
Напротив! Всем нам на долю досталась – времена же, как известно, не выбирают – роль очевидцев воцарения «цивилизации перевёртышей», где белое объявляется чёрным, порок – добродетелью, а граница, отделяющая добро от зла, методично и планомерно стирается из человеческого сознания.
Противостоять наступлению апокалипсиса «постправды» можно только одним способом – терпеливо восстанавливая исконную «разметку» на шкале человеческих ценностей. В спектакле Лаптевой ложь во спасение всё равно – ложь.
И за безнравственные поступки – а их так или иначе совершают все герои пьесы – приходится держать ответ. Таков незыблемый фундамент спектакля.
У застенчиво-обаятельного Андрея Григорьича (Сергей Беляев) не получилось состояться в музыке, но удалось сохранить веру в людей (иначе он просто выгнал бы незваных полночных гостей без объяснений), которая и спасёт его в конечном счёте от отчаяния.
И детей вырастил хороших – упрямых, бунтующих, порой доходящих в своём протесте до жестокости, но при этом не чуждых великодушия и благородства.
Васенька (Павел Чернышёв) без колебаний впускает новоявленного «брата» не только в дом – «раз ты нашёлся, значит, нашёлся; я не осуждаю и не удивляюсь», – но и в сердце.
Нина (Наталья Попова) останавливается на краю роковой ошибки и постепенно начинает открывать в себе извечную, генетически заложенную женскую мудрость. Вот такие они, эти Сарафановы, несовременные!
Зато их антагонисты очень даже в тренде. Нинин жених Кудимов (Севастьян Смышников) – отнюдь не карикатурно-бравый солдафон, а сегодняшний «эффективный менеджер», который на своём Сахалине, куда его направили после лётного училища, не долго задержится.
Безнадёжная Васенькина любовь Наталья Макарская (Арина Автушенко) – не прячущая за бравадой личную неустроенность барышня, а неутомимая красотка, наслаждающаяся всеми преимуществами свободных отношений.
Запустивший же всю эту интригу Сильва (Павел Шевандо) вполне потянет на модного блогера-тусовщика, специализирующегося на полусветской хронике.
Его случайный соратник по приключению Володя Бусыгин (Артур Касимов) не долго будет размышлять над тем, на чью сторону встать. Ведь он и в самом деле «сын» своего «отца».
20 лет понадобилось Андрею Григорьевичу Сарафанову на то, чтобы понять, что «жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна.
Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит». Нужно только принять это утешение с благодарностью. Иначе жизнь полетит в тартарары...






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...