Трудности перевода: выставка "Всеобщий язык" в Пушкинском музее
Проект показывает, какие мы разные и как важно слышать друг друга.
Минувший год оказался сложным для российских музеев. Конечно, это можно было сказать и про 2020-й или 2021-й, когда ковидные ограничения сломали графики выставок.
Музеи планируют вдолгую, сразу на несколько лет, однако им пришлось быть гибкими и даже импровизировать, порой придумывая новые проекты на ходу.
И вот наступил 2022 год, фактически обрубивший возможности для международного обмена - а ведь музейного дела, как и науки, не существует в вакууме.
«И что теперь будут показывать?» - морщились скептики. Однако что для одних - тупик, для других - новая возможность.
По крайней мере, выставка «Всеобщий язык» (кураторская группа Татьяна Горяева, Александра Данилова, Мария Тимина), открывшаяся в середине декабря 2022-го в Пушкинском, оказалась блестящим проектом: без скидок на обстоятельства.
А еще - недвусмысленным напоминанием о том, что в самые тяжелые времена люди пытались услышать друг друга.
На эту выставку нужно закладывать несколько часов. Неспешно гулять и внимательно читать этикетки: всего здесь более 500 экспонатов. Памятники редчайшие:
например, брачный договор, где обговариваются детали женитьбы царевича Алексея, сына Петра I, и принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской.
Или египетский папирус с договором о разводе. Или, наконец, дощечки ронго-ронго с письменностью жителей острова Пасхи, до конца не расшифрованной, - всего в мире сохранилось чуть больше 20 подобных артефактов.
Причем все это не разрозненные диковины, а элементы, которые выстраиваются в большой нарратив об утрате общего языка после разрушения Вавилонской башни и о попытке его обретения.
Вавилонскому столпу посвящен отдельный зал, где можно проследить метаморфозы библейского символа.
Образ из Ветхого завета перекликается с древними зиккуратами, а уже в XX веке находит воплощение в нью-йоркских небоскребах и планах грандиозного Дворца Советов - дерзких попытках дотянуться до неба.
Впрочем, советский замысел так и остался на бумаге, в проекте Бориса Иофана. Как не был построен «Памятник III Интернационалу» Владимира Татлина: еще один символ коммунистической утопии.
Напротив этого зала, через колоннаду, - Белый зал, где рассказывается о мире после крушения Вавилонской башни, в котором существует более 7 тысяч языков, и понять друга можно лишь с помощью перевода.
Здесь же - рифма к зиккурату: огромный то ли стол, то ли Ноев ковчег, где под стеклом лежат бесценные документы.
Например, полуистлевший папирус с фрагментами «Илиады» Гомера: свидетельство перехода Египта на древнегреческий язык после правления Александра Македонского.
Или краткая грамматика черкесского языка: томик из библиотеки древнего немецкого рыцарского рода фон дер Габеленц, представители которого были талантливыми лингвистами.
В частности, один из них, Ганс Конон, живший в XIX веке, знал более 80 языков. Еще один раритет - записная книжка Алексея Петровича, сына Петра I.
Царевич оставлял в ней пометки с помощью новейшего «гаджета»: серебряного карандаша-ручки с золоченым пером. А ведь это начало XVIII века, и гусиные перья не уйдут еще как минимум столетие. Кстати, его записи - тонкие, еле видные - до сих пор не расшифрованы.
В этом же зале рассказывается о попытке создать универсальный всеобщий язык - знаменитый эсперанто. Надежда, как известно, не оправдалась: эсперанто остался изящной игрушкой, хотя в мире на нем говорит до двух миллионов людей.
Показаны и вещи, противоположные «всеобщности» - разнообразные шифровки, в том числе XV века.
Вообще, по мнению авторов выставки, вавилонское смешение языков - не только наказание, но и благо: возможность понять, что мы разные, взглянуть на себя глазами Другого.
Наши различия - прежде всего культурные - определяются именно языком, как утверждают лингвисты.
В качестве визуального примера представлены скульптуры и картины разных эпох: от древнегреческих бюстов и до удивительных портретов китайских военачальников, выполненных в XVIII веке европейскими художниками-иезуитами.
Эти изображения музей показывает впервые: они совсем не похожи на традиционное китайское искусство. В целом тема взаимных влияний - как и перевода с одного язык на другой - красной нитью проходит через всю выставку.
Поднимается она и в разделе, посвященном дипломатии - тонкому искусству разговора и манипуляции.
В качестве примера приводится история встречи папы Льва I с Аттилой: глава католической церкви оказался столь красноречив, что убедил предводителя гуннов вместе с войском отступить от Рима.
Правда, не всегда коммуникация оказывается удачной. Например, английских монарх Карл II не смог уговорить царя Алексея Михайловича вернуть английским купцам привилегии, утраченные в годы правления Оливера Кромвеля.
Русский монарх остался непреклонен: не помогла ни украшенная яркими миниатюрами грамота, ни преподнесенный в дар золоченый рукомойный гарнитур. Впрочем, порой стороны приходят к согласию, но вмешивается судьба-злодейка.
На выставке есть грамота, отправленная бургомистром вольного города Любека царю Борису Годунову, где сообщается, что присланные из России пять учеников поступили в школу - русский государь хотел, чтобы молодые дворяне учились в университетах Германии и Англии.
Увы, затем вспыхнула Смута, и юноши вынуждены были остаться за границей и искать там работу.
Кстати, в роли дипломатов порой выступали художники и поэты. Например, Питер Пауль Рубенс поначалу был придворным художником правительницы Испанских Нидерландов инфанты Изабеллы Клары Евгении, а потом стал выполнять ее деликатные поручения.
В частности, способствовал установлению мира между Испанией и Англией, за что даже был возведен в рыцарское достоинство Карлом I, а потом Филиппом IV. Или Федор Тютчев, стихи которого изучают в школе, но про дипломатические заслуги обычно не вспоминают.
А ведь он проходил службу в Мюнхене и Турине, прожил в Европе 22 года и даже выйдя в отставку не сидел сложа руки: помогал улучшать имидж России за рубежом, выступал как публицист.
Путешествия - особенно в то время - тоже расширяли кругозор. В разделе, представляющем выдающихся странников, можно увидеть рисунки Николая Гумилева и последнее прижизненное издание его книги (сборник «Шатер»), вышедшей в 1921 году: вскоре поэт был расстрелян.
А также познакомиться с историей генерала Фукусимы Ясумасы, который, завершив службу в японском посольстве в Германии, отправился на родину необычным путем - в одиночку верхом преодолел расстояние от Берлина до Владивостока за 500 дней (попутно собирая разведданные).
Впрочем, история не ограничивается великими деятелями и выдающимися событиями. Ее ткань составляют наши мелкие повседневные действия. К этому выводу в XX веке пришли историки школы «Анналов» - и, следуя их доктрине, авторы выставки подготовили раздел, посвященный бытовой коммуникации.
Здесь можно увидеть берестяные грамоты с купеческими заметками; шумерскую глиняную табличку с учетом умерших работников; письмо о пересылке зерна на согдианском языке, написанное на ивовой палке.
И хотя материальные носители причудливо варьируются, суть сообщений не меняется - от народа к народу, от века к веку. И не в этом ли состоит одно из посланий выставки? А еще и в том, что слышать друг друга нужно и на повседневном уровне - а это порой самое трудное.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...