Навстречу утренней заре
Выставка Алексея Беляева-Гинтовта "Ангара" в Крокин-галерее
«Навстречу утренней заре
По Ангаре, По Ангаре».
Из советской песни.
В московской "Крокин-галерее" - одной из самых интересных арт-площадок современного искусства – сейчас проходит выставка Алексея Беляева-Гинтовта "Ангара" и, как обычно бывает у этого мастера, название и сама экспозиция таит в себе несколько глубинных смыслов.
Ангара – это река, и заодно – героиня бурятской мифологии – дочь Байкала, но конечно же это ещё и ракета-носитель. Это – вода Евразии.
«А река бежит, зовёт куда-то, / Плывут сибирские девчата Навстречу утренней заре / По Ангаре, По Ангаре», - как пелось в одной солнечно-радостной советской песне о том, что надо верить в «трудное счастье».
Евразиец Гинтовт оперирует понятием «месторазвитие» - гармоничное созвучие культуры – и занимаемой территории. Отсюда – многослойность и многогранность. Много-мыслие. Много-знание.
Разглядывая картины из проекта "Ангара", будто бы открываешь сразу несколько ларчиков – тут и античность, столь любимая неоклассиком Гинтовтом, и супрематизм, и советские-шестидесятые – лучше всего ассоциирующиеся с ангарской темой.
Автор не боится смешивать жанры и стили, ибо в результате вырисовывается не постмодернистский стёб, но рождается новый эпос.
Что есть эпос? Отрицание времени и разговор с Вечностью. Центральный экспонат – громадное изображение фантастической ладьи с двумя носами, причём носовые фигуры – это коньки, спокон веков устанавливавшиеся на крышу русского дома.
Это – славянская хтоническая древность, научно воспетая Борисом Рыбаковым в его исследованиях. Однако ладья символизирует не только водный путь в незнаемое, но и смерть – русов провожали в богато украшенных ладьях.
Река в мифотворчестве – граница того и этого света, отделяющая круг живых от царства мёртвых.
Кроме того, ладья имеет силуэт капители – воспоминание о едином эллинском корне.
Мировое древо, знающее, когда цвести, а когда – погружаться в зимние грёзы, навеянные Снежной Королевой, приказавшей сложить из льдинок это пугающее слово – Вечность.
"Ладья" Гинтовта – это бессменное перерождение, воскресение, круговорот бытия.
Искусствовед-философ Владимир Паперный в опусе "Культура – II" вещал о двух типах цивилизаций: Культура I стремится в будущее и посильно отрицает прошлое, а Культура – II утверждает себя через единую и неделимую бесконечность.
К первой относится, например, эпоха конструктивизма в России, а ко второй - Grand maniere Людовика XIV и сталинская эра.
Нынче в искусстве - период бесстилья и очередных витков «ничейного» постмодерна, тогда как Гинтовт – созидатель устойчивой Культуры-II посреди тотального хаоса.
Художник собирает воедино формы Этьена Булле и Клода Леду – а это классицизм Французской Révolution - с беспокойной эстетикой Казимира Малевича и Александра Родченко – авангардизм Русской Революции, получая евразийскую мифо-концепцию, у которой нет исторических датировок, но есть всеохватное постоянство.
Точно такой же космизм (а космос – это антипод хаоса, а не только – чёрный вакуум с бриллиантами созвездий!) прослеживается в диптихе – "Чёрный и красный квадраты", как чередование смертей и возрождений, сурового поста и светлой Пасхи, монашеского средневековья и жизнеутверждающего ренессанса.
Настоящее умещает в себе и то, что было, и то, что будет и – чем сердце успокоится.
Патриарх евразийства Александр Дугин говорит в одной из своих публикаций, впрочем, суммируя идеи Фридриха Вильгельма Шеллинга:
«Будущее никогда не наступает. Оно может наступить, если радикально выпрыгнем из настоящего, а не будем двигаться по нему. Будущее само по себе наступило, оно уже есть. Поэтому в будущем есть смысл.
Что больше не имеет смысла, падает в прошлое. Получается, человек имеет дело только с настоящим».
На мой взгляд, в творчестве Алексея Гинтовта основное – это культ пространства, как важнейшей категории. Центробежность, экстравертная сила, постижение того, что за горизонтом и – за гранью.
Игра с геометрией – шар, этот символ спокойствия и устроенности оказывается в окружении динамичных росчерков - не то рельсы, не то – архитектурные темы 1960-х; пирамида – идеальная законченность египетской вечности; противопоставление горизонтальных и вертикальных линий.
Гинтовт, как мало кто, чувствует воздух, ширину и высоту – не только в обыденном значении, но и в метафизическом.
Выделяется "Планета Меланхолия", восходящая к одноимённому шедевру Ларса фон Триера с его обращённостью к Андрею Тарковскому.
По сюжету к Земле движется неведомый шар, именуемый Меланхолия – в переводе с греческого ещё и «чёрный гнев» - и он, этот гнев уничтожит всё человечество. Он – приближается и мы видим, как люди ждут своего неизбежного финала.
У Гинтовта всё оптимистичнее – Меланхолия зависла над русским пространством с его деревянными коньками крыш и старыми линиями связи, больше напоминающими гигантские кресты, и кажется, что это не «чёрный гнев», а что-то вроде "Новой планеты" Константина Юона с оптимистической яростью обновления.
Да и вообще Меланхолия повисит-повисит над гоголевско-шукшинским сельцом, да и свинтит куда-нибудь.
Произведения Гинтовта создают поликонтекстуальное восприятие – можно достраивать и выстраивать, погружаясь в пучины коллективного бессознательного.
Вместе с тем, проект "Ангара" - это строгая лапидарность и нарочитое использование трёх цветов – чёрного, красного и золотого. Будто из предутренней мглы появляется красно-золотистое солнце, и мир выходит навстречу утренней заре.
По Ангаре – по Ангаре.





























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...