Все квитанции в одном мобильном
Банковские реквизиты при оплате налога или штрафа не придется забивать вручную уже в этом году. Штрихкод на платежке можно будет считать через мобильник. Какие еще новинки ждут пользователей портала госуслуг? И как регионы смогут сэкономить свои бюджетные деньги, а люди - время. Что еще надо сделать, чтобы мы не искали реквизиты для оплаты пошлин за загранпаспорт? Об этом нам рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.
- Алексей Олегович, удастся ли нам, наконец, избавиться от бумажной переписки с властью? Столько времени на это уходит!
Конечно. На электронную почту в "личный кабинет" будут приходить не только заказные письма со штрафами, но и другие виды заказных писем. И, кстати, не только от органов власти, но и от других отправителей. Мы планируем реализовать такой механизм.
Это будет специальный электронный ящик, куда "Почта России" сможет доставлять электронные заказные письма.
- Но для этого надо еще принять закон о почтовой связи. А пока почтовики все равно будут отправлять нам уведомления в бумажном виде. Ведь так?
Не совсем так. Правила оказания услуг почтовой связи уже несколько изменены. И по решению гражданина "Почта России" может не отправлять ему бумажное письмо, а заменить его электронным.
Штраф по телефону
- А банковские реквизиты при оплате счета все равно придется забивать вручную?
Мы уже работаем над тем, чтобы с помощью смартфона можно было отсканировать код на платежке и через телефон оплатить его. Надеюсь, что это будет возможно уже в этом году.
Это довольно простая, но удобная технология, в том числе и для оплаты налогов. Федеральная налоговая служба показывает на Едином портале госуслуг только просроченную налоговую задолженность, потому что, согласно Налоговому кодексу, только она не является объектом налоговой тайны.
А когда налоги начислены, но срок их оплаты еще не наступил, сколько гражданин должен перечислить в бюджет страны, является предметом налоговой тайны. Увидеть начисленные, но не просроченные платежи можно только через "личный кабинет" налогоплательщика на портале ФНС. Сейчас большинство граждан получают от ФНС бумажные требования по налогам, срок которых еще не истек. Затем идут оплачивать через банк либо - через интернет-банк, где самостоятельно заполняют реквизиты.
Чтобы упростить процедуру оплаты непросроченной налоговой задолженности на основании бумажного требования, мы делаем сканер в мобильном приложении госуслуг. Этот сканер будет считывать штрихкод с налогового требования, налог можно будет оплатить сразу.
- Но кроме налоговой платежки реквизиты нужно забивать и для оплаты госпошлин. Например, для получения паспорта.
Есть такая проблема. Сегодня нет единого реестра реквизитов для оплаты госпошлины по госуслугам. Конечно, его стоило бы создать.
Если бы он был, мы могли бы дать возможность людям выбирать услугу и автоматически подставлять нужные реквизиты, исходя из того заявления, которое гражданин формирует.
Ваш универсальный номер
- А у кого есть полномочия, чтобы инициировать создание такого реестра?
Мы обсуждаем этот вопрос с министерством финансов. И вопрос не в полномочиях, а в источнике информации, ее актуальности.
Федеральное казначейство, министерства финансов должны очень четко определить порядок, как можно было бы такой реестр реквизитов формировать и вести. Возможно, его стоит реализовывать в Государственной информационной системе государственных муниципальных платежей (ГИС ГМП), куда стекается информация об уплаченных пошлинах. И, конечно, еще очень важно решить вопрос о надлежащей идентификации плательщика, потому что когда человек оплачивает госпошлину, то очень важно определить персону плательщика этой пошлины.
Если потом человек обратится в орган власти за предоставлением услуги, он должен будет себя идентифицировать там. И орган власти по этой идентификации должен будет найти платеж. Обычно при обращении за госуслугой определить личность помогает паспорт. Но когда осуществляется платеж, паспортные данные не вводятся.
- Но использовать номер паспорта можно?
Это вопрос открытый. Номер паспорта может быть изменен. Например, заплатил пошлину, паспорт потерял, получил новый.
Возникают сложности, потому что нужна справка о смене паспорта. А по другому номеру паспорта искать платеж тяжелее... Лучше использовать номер, который не меняется. Какой? Вопрос дискуссионный. Планируем его вынести на обсуждение правительственной комиссии, где и принять решение о единой системе идентификации.
Из портала не выходить!
- В прошлом году вы начали развивать проект "Открытая платформа" госуслуг. Эта работа завершена?
Давайте сначала напомним в чем ее суть. Мы хотим, чтобы все возможности, которые предоставляют электронные госуслуги, вне зависимости от того, на каком портале они реализованы, были для граждан в максимально удобном доступе.
Например, человек привык пользоваться порталом города Москвы, на котором реализованы московские госуслуги, но ему требуется та или иная федеральная услуга. Чтобы не нужно было переключаться с одного портала на другой, на любом государственном портале должен работать его логин и пароль. Это, во-первых. А во-вторых, чтобы у гражданина была возможность через единую навигацию легко находить тот или иной сервис, который требуется.
Сегодня уже несколько регионов подключились к реализации этого проекта. На портале Москвы уже появились федеральные сервисы, реализованные через портал госуслуг. Сейчас мы с рядом регионов подписываем соглашения о сотрудничестве и планируем, что "Открытая платформа" станет новым способом реализации электронных услуг.
По нашей задумке, ведомства должны разрабатывать так называемые виджеты - электронные сервисы, предназначенные для размещения на том или ином портале. Минкомсвязь как оператор единого портала эти виджеты сможет хранить в специальной библиотеке и из нее раздавать на разные сайты, порталы органов власти регионов.
Рассчитываем, что доступность электронных услуг, их удобство, качество существенно улучшится. И люди смогут получать госуслуги там, где это удобно, на тех сайтах, которыми они привыкли пользоваться.
Регионы снижают расходы
- То есть это определенного рода шаблон, взяв, который за основу, регионы смогут сэкономить деньги?
Конечно, экономия будет существенная. Это особенно важно в текущей экономической ситуации.
И скорость распространения электронных услуг будет гораздо выше. Очень важно и то, что качество этих электронных сервисов будет высоким. Сейчас, когда создается электронная услуга, в процессе участвует несколько различных ведомств. Например, если услуга предоставляется федеральным ведомством, то у этого ведомства есть информационная система, которая предназначена для автоматизации процесса предоставления услуги.
То есть, чтобы перевести услугу в электронный вид, ведомству в своей системе надо создать возможность получения электронных заявлений. Только после этого к процессу подключается минкомсвязь для выведения этой услуги на портал госуслуг.
Но ведомственную систему разрабатывала одна команда разработчиков, а портал и электронные заявления - другая команда разработчиков, возникает достаточно длительный и трудоемкий процесс тестирования двух информационных систем для того, чтобы они могли вместе работать.
- Неужели нельзя никак оптимизировать процесс?
Мы говорим о том, что создаем технический стандарт для интерфейса (страницы, которую видит пользователь), где принимается электронный документ, и на основании этого стандарта ведомство само разрабатываем и свою информационную систему, и формы для подачи электронного заявления. Потом уже готовый разработанный блок передает нам, а мы его размещаем в своей библиотеке, из которой он автоматически попадает на наш портал и на все порталы, подключенные к этой библиотеке. В таком случае никакого дополнительного тестирования не требуется, потому что вся услуга от начала до конца реализована самим ведомством.
Размещение же этой услуги в библиотеке не приводит к изменению программного обеспечения этого ведомства, потому что этот репозиторий никак не меняет программный код. Он позволяет взять этот программный код и встроить практически в любой портал. Это существенно ускоряется процесс разработки электронных услуг.
И качество самой реализации повышается, потому что одна команда разработчиков делает все "под ключ" от начала и до конца. Доступность услуги тоже существенно увеличивается, потому что из этой библиотеки мы можем услугу выводить на самые разные порталы, туда, где чаще появляются пользователи, заинтересованные в той или иной услуге.
Если, например, человек привык вводить показания счетчиков на странице портала госуслуг субъекта, и появляется новая услуга, в которой он мог бы быть заинтересован, то мы эту услугу совместно с регионом можем поставить на эту страницу. Все пользователи, которые каждый месяц вводят показания счетчиков, увидят, что у них появилась новая услуга. Это очень важный момент для увеличения количества пользователей, количества услуг, предоставленных в электронном виде.
Заработала электронная госпочта
- Алексей Олегович, вы говорили, что сумма всех электронных платежей через портал за последний год увеличилась почти в четыре раза и составила три миллиарда рублей в год. И это не предел. Каким ведомствам больше всего переводят денег через портал?
Лидерами по популярности у пользователей портала по-прежнему остаются те ведомства, которые оказывают наиболее массовые услуги: Министерство внутренних дел, Федеральная налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд, Федеральная миграционная служба.
Что оправдано, потому что какие-то экзотические государственные услуги, которые очень редко востребованы гражданами, как правило, не требуют перевода в электронный вид. Ведь основная цель реализации услуги в электронном виде заключается в том, чтобы сэкономить время гражданам, сэкономить деньги ведомств, представляющих услуги.
Наш главный приоритет заключается в том, чтобы наиболее массовые услуги, которые нужны постоянно, были доступны в электронном виде и не требовали от граждан никаких походов по ведомствам.
- Рекламировать портал уже не надо?
Надо. Что касается популяризации и продвижения госуслуг, то в 2015 году мы разработали специальные методические рекомендации для ведомств и регионов о том, как нужно правильно организовывать продвижение госуслуг и осуществлять информирование граждан. Эти методические рекомендации включают и работу со СМИ, изготовление печатной и полиграфической продукции - плакатов, буклетов. Кроме того, проводятся различные мероприятия по обучению граждан.
Дети, зачастую, более опытные пользовали современных технологий, чем их родители. Они уже могут рассказать своим родителям, как воспользоваться порталом госуслуг.
Им технологии очень интересны и очень понятны. Ребенок обладает огромной способностью мотивировать родителей на ту или иную задачу, например, помочь ему подготовиться к участию в конкурсе. Особенно, когда в этих конкурсах предлагаются интересные призы, за то, что они совместно с их родителями научились работать с порталом госуслуг.
Это дает колоссальный эффект. В школах, где проводится такой конкурс, все школьники побуждают своих родителей зарегистрироваться на портале, оплатить штрафы, налоги и делают на эту тему доклады. Лучшие получают призы.
Чтобы проинформировать о новых возможностях на портале, мы запустили специальную страничку на Едином портале госуслуг. На ней подробно описано, что нового появилось на портале.
- И какие новые возможности появились на портале в прошлом году?
В 2015 году появилась возможность через портал отправлять электронную выписку о состоянии пенсионного счета в банк. И этой услугой на начало 2016 года воспользовалось более двух миллионов граждан. При том, что только шесть банков участвовали в пилоте. Два миллиона граждан - это очень существенное количество.
Появился единый "личный кабинет" для пользователей госуслуг. В него попадает информация о полученных услугах, сохраняются поданные заявления, результаты предоставления услуг. Можно сказать, заработала государственная электронная почтовая система в "личном кабинете" гражданина.
Теперь у всех, кто зарегистрирован на портале, есть почтовый ящик, в который ведомства направляют юридически значимые сообщения. Кроме того, появилась возможность установить личные настройки для уведомлений. Мы также обновили систему поиска. Теперь по введенной фразе можно находить необходимые гражданину услуги.