Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  




Государственная Третьяковская галерея. Часть I
Начиная с 1893 года Третьяков ежегодно издает каталог своего собрания. Наиболее полным был каталог, подготовленный в августе 1898 года, изданный уже после смерти Павла Михайловича. В нем отмечены 1 635 живописных произведений. Тогда же была завершена последняя пристройка – два новых зала для экспозиции собрания брата

Родословную Павла Михайловича Третьякова можно проследить  лишь до третьего колена, так как все архивы города Малоярославца, откуда происходят его предки, сгорели в 1812 году при отступлении Наполеоновской армии. Это был древний, но небогатый купеческий род.

Прадед Павла Михайловича, Елисей Мартынович, семидесятилетним стариком в 1774 году прибыл в Москву с семьей – женой Василисой Трифоновной, дочерью малоярославского купца Трифона Бычкова, и двумя сыновьями – Захаром и Осипом. Был Елисей Мартынович купцом третьей гильдии, и поселились они в приходе церкви Пророка Алексея между Тверской и Никитской.

Позднее, в 1795 году, когда родители уже умерли, Захар Елисеевич вместе с женой Лукерьей Яковлевной и четырьмя детьми поселился в "собственном доме Якиманской части в приходе церкви Святого Николая, что в Голутвине на Бабьем городке". Там после смерти жены вдовец с пятью малолетними детьми женился вторично.

В 1801 году у него от второй жены, Авдотьи Васильевны, родился сын Михаил, а в 1808  – сын Сергей. После смерти Захара Елисеевича у семьи остался домик в Николо-Голутвине, пять смежных лавок на углу холщового и златокружевного рядов и деньги, внесенные в опекунский совет до совершеннолетия младших сыновей.

Несмотря на молодость, Михаил Захарович проявлял в торговле большую энергию и способности. Разнообразного текстиля (пестрядь, холст, тик, канифас) было в его лавках достаточно, а когда в 1831 году умер родной брат Сергей, ему по завещанию досталась доля Сергея от семейного раздела, и он оказался намного богаче своих сводных братьев.

В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Сначала тесть, Данила Иванович, считал брак дочери неравным, но время показало, что этот зять Борисова оказался самым деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков.

Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности "мальчика при лавке". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои. Михаил Захарович был человеком слабого здоровья. В 1847 году он написал завещание с "советами жене и семье, как жить, и назначением, кому чем владеть". Назначая жену опекуншей детей, Михаил Захарович указывал, что, если к моменту его смерти Павел достигнет совершеннолетия, вторым опекуном должен быть он.

Далее глава семьи завещал "дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, "не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать". Михаил Захарович умер в 1850 году сорока девяти лет от роду. После его смерти осталось новое завещание, согласно которому Александре Даниловне следовало ведать всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей – Сергея.

В 1852 году, ввиду приближающейся свадьбы сестры Елизаветы Михайловны и старшего приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях. За домом был тенистый сад.

После смерти мужа Александра Даниловна считалась "временно" купчихой второй гильдии и сдала дело сыновьям в 1859 году. Они взяли себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился "Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома  П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д[ом] Иосифского монастыря".

В юности Павел Третьяков любил музыку, театры. Находясь в 1852 году по делам Торгового дома в Петербурге, он шлет домой восторженные письма о железной дороге, о своем приподнятом настроении, о посещении театров. Уже тогда интерес к искусству влечет его к собирательству. Не случайно в шутливом приятельском стихотворном послании Павлу Третьякову упоминается:

Он сгонит мглу туманных дней
На рынке Сухаревой башни...

Действительно, первые покупки безымянных (для потомков) произведений относятся к этому времени. В июле 1853 года на Сухаревке, где он приобретал книги, было куплено 11 картин – так Павел Михайлович называл графические листы. Но уже в следующем 1854 году приобретены картины, написанные масляными красками.

Это были работы старых голландских мастеров. Позднее Третьяков отдаст предпочтение русским художникам, а "голландцев" отправит в Ильинский переулок, в дом, где с 1865 года жила его мать. Впрочем, эти картины потом вернутся в Лаврушинский переулок и будут украшать кабинет Павла Михайловича.

Еще в 1853 году появилось "Описание  картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. Но, не имея тогда достаточно средств, он предпочел покупать картины своих еще мало известных современников.

Одной из первых в 1856 году была приобретена картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853). Несколько позднее появилась у молодого коллекционера картина Н.Г. Шильдера "Искушение" (1850-е). П.М. Третьяков называл  годом основания своего собрания – 1856.

В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин современных русских художников. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо.

В нем были  примечательные  строки: "Капитал  же сто пятьдесят  тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи [...]". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность.

Павел Михайлович приобретал работы не только современников. Чутье коллекционера безошибочно подсказывало ему, что в галерее должна быть представлена во всей полноте картина русской живописи. Во время первого путешествия по Италии он знакомится с архитектором А.С. Каминским, который позднее стал мужем сестры Павла Михайловича – Софьи.

Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести у наследников археолога М. Ланчи его портрет. Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа К.П. Брюллова "Портрет археолога М. Ланчи" (1851). Собиратель и позднее стремился приобретать полотна "великого Карла".

Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимости он поддерживал их материально. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера. Так было с картиной В.Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861).

Антиклерикальный настрой  полотна не всем пришелся по вкусу. "Слухи носятся, – писал Третьякову художник В.Г. Худяков, – будто бы Вам от Священного Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?"

Павел Михайлович вынужден был дать властям подписку, что картина не будет выставляться на всеобщее обозрение. Позднее он приобретет многие работы Перова и среди них – картину "Тройка". Ученики мастеровые везут воду" (1866).

Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайны его приобретения: "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" Н.Г Шильдера, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого, в которых художники раскрывали актуальную тему – бесправие женщины.

Третьяков писал в своем завещании 1860 года: "[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется  в торговле на мой капитал прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".

В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, приходилась двоюродной сестрой хлебосольному  хозяину  подмосковного Абрамцева  Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для работы В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887). Жизнь семьи складывалась счастливо, все дети дружили между собой.

Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня.

Семья любила свой дом в Толмачах. Там жил до женитьбы Павел Михайлович с матерью, сестрами, семьей брата Сергея. Туда молодой женой пришла Вера Николаевна, там выросли все их дети, оттуда девочки вышли замуж. Начиная с 1869 года с мая по сентябрь жили на даче в Кунцеве, а потом стали выезжать в Куракино по Ярославской дороге.

Родители предпочли дать детям домашнее образование. Если отец, неутомимый труженик, был примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, то Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы "Бехштейн". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский рекомендовал Вере поступать в консерваторию, но отец, придерживавшийся строгих взглядов, не разрешил.

Воспитание детей проходило в общении с яркими людьми. В доме Третьяковых бывали И.С. Тургенев, композиторы Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский, художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской.

С некоторыми из них семья была в родстве: брат П.И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича; жена художника В.Д. Поленова, Н.В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне. Дети росли, ежедневно видя в кабинетах отца и матери картины О.А. Кипренского, В.А.Тропинина, А.Г. Варнека, П.А. Федотова. В столовой висели картины Сильв.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, К.П. Брюллова.

В октябре 1867 года Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой – сначала из двух классов на 50 человек;  вскоре число классов и учениц увеличилось. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей.

Павел Михайлович был одним из попечителей Арнольдовского училища для глухонемых. В ответ на разговоры о своем богатстве он писал В.В. Стасову в 1879 году: "Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться. Я не концессионер, не подрядчик, имею на своем попечении школу глухонемых [...]".

В течение нескольких десятилетий он проявлял действенное внимание к училищу. Там занимались мальчики и девочки, осваивая не только грамоту и науки, но и ремесла. Третьяковы, посещая эти учебные заведения, в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.

Может создаться впечатление о жизни легкой, счастливой, беззаботной. Свободно ли дома распоряжались деньгами и были ли миллионершами выросшие дочери? В 1893 году Павел Михайлович пишет очень большое серьезное письмо дочери Александре, в котором  объясняет свое представление о родительском долге: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения.

Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение". В том же письме несколько выше он пишет: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь".

Купец первой гильдии, имеющий льнопрядильную фабрику в Костроме и магазин на Ильинке в Москве, Третьяков самым усердным образом занимался собирательством, отдавая этому занятию много времени и сил. Павел Михайлович не пропускал ни одной значительной выставки, где мог увидеть интересные для собрания произведения. Подчас выставки демонстрировали уже купленные им картины, которые отбирались в мастерских художников до их открытия.

Так произошло с некоторыми полотнами, украсившими дебют Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году. Он разделял веру членов ТПХВ в преобразующую роль искусства в жизни общества, а также стремление сделать его достоянием широкого круга зрителей. Соглашался с убеждением передвижников в гражданской миссии искусства, поддерживал их интерес к морально-этическим проблемам.

На I-й выставке ТПХВ, где было всего 47 работ, половину занимали пейзажи. Третьякова пленила переданная художником А.К. Саврасовым в картине "Грачи прилетели" (1871) скромная прелесть русской природы. Тогда же была приобретена картина Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870).

Собиратель оценил вполне новизну темы и пластического языка произведения. На 2-й передвижной выставке была представлена картина И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленная еще у него в мастерской. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".

Замысел Павла Михайловича собрать галерею портретов людей, выдающихся в искусстве и науке, воплотился в заказах таких портретов многим художникам. В 1872 году к нему поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Майкова (1872), М.П. Погодина (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева. Позднее эти портреты демонстрировались на выставке ТПВХ в 1872–1873 годы.

Примечательна история создания И.Н. Крамским  портрета Л.Н. Толстого (1873). Еще в 1869 году Павел Михайлович просил А.А. Фета походатайствовать, чтобы Толстой согласился позировать для портрета. Почти через полгода Фет известил Третьякова, что Толстой "положительно и определенно отказывается от этой мысли". Прошло четыре года.

В августе 1873 года Крамской жил в пяти верстах от имения Л.Н. Толстого Ясная Поляна. По просьбе Третьякова он снова предпринял попытку встретиться с писателем и уговорить его позировать. На решительный отказ Толстого Крамской выдвинул веский аргумент: "[...]

Я, разумеется, его /портрет/ не напишу и никто из моих современников, но лет через 30, 40, 50 он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно". Л.Н. Толстой согласился позировать при условии, что художником  будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба портрета вполне устроили заказчиков.

По просьбе Павла Михайловича Крамским был написан погрудный портрет поэта Н.А. Некрасова, который долго и мучительно болел. 11 апреля 1877 года художник пишет Третьякову: "Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова, вся фигура на постели, когда он пишет стихи? [...] Я спрашиваю об этом потому, что у меня его возьмут другие [...]".

Осторожный в решениях, Третьяков отвечает: "Относительно другого портрета Некрасова или, лучше сказать, картины, я могу сказать, только увидевши его, но до того ради Бог, не отдавайте его никому [...]". Некрасов умер в декабре 1877 года. Картина была окончена уже без него.

Холст портрета составлен из нескольких кусков. Голова поэта написана на небольшом самостоятельном холсте и является той работой, которую И.Н. Крамской выполнил с натуры в период с 7 по 16 февраля 1877 года. Это изображение вклеено в холст портрета-картины "Н.А. Некрасов в период последних песен" (1878).

Через десять лет после женитьбы, в 1875 году, Павел Михайлович пожелал иметь портрет Веры Николаевны. Как всегда, предварительно велась длительная переписка с И.Н. Крамским. Художник задумал большой парадный портрет на фоне пейзажа; работа над ним затянулась на несколько лет. 

Начатый в сентябре 1875 года на даче в Кунцеве под Москвой, "Портрет Веры Николаевны Третьяковой" писался в зимние месяцы и весной 1876 года. Крамской считал, что "неудача портрета" во многом связана с работой без натуры и решил писать другой портрет Веры Николаевны, что и было сделано в 1879 году ("Портрет  В.Н. Третьяковой").

В это же время Павел Михайлович, всегда категорически отказывавшийся позировать художникам, заболел. Болезнь была не опасная – то ли ревматизм, то ли подагра, но выходить из дома он не мог. Тогда-то и возникла мысль о создании его портрета (И.Н. Крамской. "Портрет П.М. Третьякова", 1876).

Второй портрет Павла Михайловича написал И.Е. Репин ("Портрет П.М. Третьякова", 1883) Третьяков  "не хотел его и не заказывал. Репин делал его для себя. Павел Михайлович дал уговорить себя тем охотнее, что любил Илью Ефимовича [...], и с удовольствием приезжал позировать по воскресеньям. Было это в зиму 1881/82 [...]", – вспоминает Александра Павловна.

Для произведений, которых к 1872 году насчитывалась более полутора сотен, уже не хватало места в гостиной дома в Толмачах. Тогда-то и стал вопрос о постройке специального помещения – галереи. Проект ее был заказан мужу сестры Софьи – А.С. Каминскому.

Галерея должна была примыкать к южной стене дома и располагаться в сторону соседней с их участком ограды церкви Святого Николая в Толмачах. Галерею решили сделать двухэтажной. Строительство велось весь 1873 год. Наконец, в марте 1874 года началась развеска картин.

На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стене против окон – пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева. На втором этаже, где располагался высокий просторный зал, поместили работы современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого и другие.

Самым крупным приобретением Третьякова (92000 рублей) была серия работ В.В. Верещагина. В 1872 году в мюнхенской мастерской художника Павел Михайлович увидел его Туркестанскую серию. Она произвела на собирателя огромное впечатление. Масштабность замысла, новизна сюжетов и мастерство живописца – все вызывало глубокий интерес Павла Михайловича.

Позднее, когда в 1874 году Верещагин решил показать в Петербурге все полотна, созданные по материалам Туркестанского похода, у собирателя возникла мысль приобрести эту серию картин и подарить ее МУЖВЗ. Однако совет училища не принял дара из-за отсутствия необходимого помещения и за неимением средств для постройки его.

Тогда Третьяков передал коллекцию Московскому обществу любителей художеств с условием, чтобы оно в течение трех ближайших лет нашло возможность для открытого показа ее. Общество не выполнило условия. Третьяков вернул в 1881 году этот свой первый дар городу Москве к себе в галерею. К этому времени в ней уже находилось 78 этюдов В.В. Верещагина, исполненных в Индии. Они были приобретены в 1880 году.

Приобретение в дальнейшем у В.В. Верещагина нескольких картин Балканской серии ("Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой", 1878–1879) явилось доказательством того, насколько важна была для Третьякова гражданская позиция художника. 12 апреля 1877 года, в день объявления русско-турецкой войны, Вера Николаевна "молилась за столь дорогое начатое дело – освобождение славян от угнетения турок".

Третьяковы  внимательно наблюдали за театром военных действий. Они восхищались В.В. Верещагиным и В.Д. Поленовым, работавшими военными корреспондентами. После возвращения Поленова в Россию, когда тот поселится в Москве, Третьяков станет пристально следить за его творчеством и приобретет написанный в 1878 году "Московский дворик".

Павел Михайлович имел безошибочное "чутье" в выборе картин. Но не упускал случая посоветоваться с близкими ему по духу художниками о покупке того или иного произведения. Так было с полотном В.М. Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), когда уже после приобретения картины коллекционер высказал живописцу ряд пожеланий. Позднее И.Н. Крамской писал о том, насколько лучше стала картина после доработки.

В лице И.Н. Крамского Третьяков нашел человека, полностью понимающего проблемы собирателя. Характерна их переписка по поводу покупки портрета И.И. Шишкина, созданного Крамским в 1873 году. "Я считаю справедливым взять за него 1000 р., – писал Крамской. – Много? Если только это слишком, то ради Бога, пусть будет 800 р., если и это много, то уж спустите сами.

Верьте мне, что мне будет легче, если Вы поступите совершенно свободно". "Портрет Шишкина прелестный, – отвечал Третьяков, – но я вообще на портреты столько трачу [...] что выбираю вторую цифру, т.е. 800 р., хотя, повторяю, он по его достоинству стоит тысячу и даже более [...]".

Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Рубинштейна и М.П. Мусоргского – сменились для Третьякова радостью, когда на 9-й передвижной выставке появилась картина В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881). Мощный талант 33-летнего художника привлекал Третьякова. В том же году Павел Михайлович решил открыть галерею для свободного посещения: "национально-художественная" и "историческая" галерея стала "публичною".

В 1882 году галерея снова расширилась, как и в первый раз за счет территории сада, окружавшего дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу – под углом к старой галерее параллельно Малому Толмачевскому переулку. В нижних этажах были размещены Туркестанская серия и этюды из путешествия по Индии В.В. Верещагина.

Монументальному полотну В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" и некоторым другим работам нашлось место в первом зале второго этажа новой пристройки. Там же оказались работы А.К. Саврасова и других художников 1860–1870-х годов. В следующем зале размещались произведения И.Н. Крамского, Ф.А. Васильева. Экспозиция этого зала, так же как и развеска произведений Верещагина в нижних залах оставались неизменными до конца жизни Третьякова.

В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции: "Портрет М.И. Лопухиной" (1797) кисти В.Л. Боровиковского, "Портрет Н.В. Кукольника" (1836) работы К.П. Брюллова, картины И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883) и "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

Следующая пристройка была сделана в 1885 году. Она дала три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существавшую до тех пор экспозицию. В первый зал второго этажа новой пристройки были перенесены работы Н.А. Ярошенко, произведения Н.Н. Ге. Далее – зал  Сурикова: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887).

За залом Сурикова – зал И.Е. Репина. На перегородках находились пейзажи и среди них – работы И.И. Левитана. На первом этаже нашлось место для этюдов и эскизов А.А. Иванова  (всего в коллекции было более 70 произведений Иванова). Благодаря своей прозорливости Павел Михайлович еще в 1858  году приобрел "Портрет молодой женщины в повороте головы Иоанна Крестителя" и этюд "Лесная чаща при солнечном освещении" А.А. Иванова.

Требовалось недюжинное здоровье, чтобы ежегодно четыре раза ездить в Кострому на свою фабрику, не пропускать международные выставки в Европе, попадать вовремя на академические и передвижные выставки. Третьяков очень переживал, что "Бурлаки на Волге" (1870–1873, Государственный Русский музей) И.Е. Репина достались великому князю Владимиру, поэтому полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885)  собиратель оставил за собой, еще не видя его на выставке.

Эта картина тоже была запрещена властями к показу в собрании Третьякова, как когда-то "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861) В.Г. Перова. Спустя несколько месяцев запрет был отменен.

Для Третьякова вопрос, всегда ли удачными бывают его покупки, был болезненным. И.Е. Репин в письмах к собирателю подчас не одобрял его выбора. Можно только восхититься безошибочным "чутьем" Третьякова, который вопреки мнению Репина, приобрел с ученической выставки картину еще никому неизвестного 18-летнего И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (1879).

Непредвзятость, способность принять новые веяния в искусстве отличали его от современников, признающих только передвижников. Он сумел оценить 23-летнего В.А. Серова и его "Девушку, освещенную солнцем" (1888), хотя некоторые художники отзывались об этой картине чрезвычайно резко.

Подобное повторилось и при покупке работ М.В. Нестерова "Пустынник" (1888–1889) и "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890). Для каждого молодого художника было огромной честью попасть в галерею. Нестеров рассказывал: "Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее". Именно вопреки мнению некоторых "ценителей" появилась в галерее картина И.И. Левитана "После дождя. Плес" (1889).

Четвертая пристройка была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших и один маленький залы, а внизу три небольших.

В новых залах экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления: картины С.А. и К.А. Коровиных, "Девушка, освещенная солнцем" (1888) В.А. Серова; здесь были сосредоточены наиболее значительные работы И.И. Левитана – "Владимирка" (1892, подарок автора), два монументальных пейзажа "У омута" (1892), "Над вечным покоем" (1894) и эскиз к этой картине (самое последнее приобретение Третьякова).

Над лестницей, ведущей вниз, во всю длину был помещен фриз  В.М. Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие рая".

Рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности. Поэтому работы Ф.А. Малявина "подвешивались" в зал И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.И. Куинджи. При этом значительным достижением следует считать организацию монографических залов. Они были предоставлены картинам особенно любимых мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина.

25 июля (6 августа) 1892 года умер Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. К этому времени Галерея была уже хорошо известна в Москве. Согласно завещанию Сергея Михайловича, его собрание произведений иностранных и русских  художников вошло в состав коллекции П.М. Третьякова.

Сергей Михайлович имел небольшую, но ценную коллекцию произведений русских художников, часть из которых еще при его жизни экспонировалась в Галерее Павла Михайловича. Не желая соперничать с братом, Сергей Михайлович сосредоточился на собирании работ иностранных мастеров.

По мнению И.Э. Грабаря, это была лучшая в России коллекция французской живописи середины XIX века, прежде всего барбизонцев Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш.Ф. Добиньи, К. Тройона, К. Коро и Ж.-Ф. Милле; в ней были подлинные шедевры – знаменитая картина "Деревенская любовь" Ж. Бастьен-Лепажа.

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Вскоре на заседании Московской городской думы дар братьев Третьяковых был официально принят. Их совместная коллекция включала 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных мастеров, главным образом французских и немецких художников второй половины XIX века. Оценен этот дар был в 1 429 000 рублей.

Галерея перешла в собственность города, а П.М. Третьяков был утвержден ее пожизненным попечителем. Дар П.М. Третьякова имел широкий общественный резонанс. В официальном документе Московской городской думы говорилось, что "в знак глубочайшей признательности за то художественное наслаждение и эстетическое воспитание, которое доставляют населению Москвы и всей России собранные заботами Павла Михайловича сокровища", Третьяков в  декабре 1896 года был признан почетным гражданином Москвы.

Перевеска картин в связи с пополнением Галереи заняла зиму 1892/93. Произведения русских художников из собрания брата П.М. Третьяков поместил вместе с работами из своей коллекции. Для полотен иностранных мастеров был выделен отдельный зал. В августе 1893 года вновь открывшая свои залы для бесплатного посещения, Галерея стала именоваться "Московская городская художественная галерея Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых".

В 1890-е годы после передачи Галереи городу Москве ее собрание обогатилось многими дарами подлинно уникального характера. Это картина А.К. Саврасова "Проселок" (дар художника И.М. Прянишникова в 1893 году), 30 произведений Н.Н. Ге и его портрет работы И.Е. Репина (дар наследников в 1895 году).

Собственная мануфактура и Галерея занимали много времени, но, кроме того, Третьяков был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества и МУЖВЗ. Он внес вклад в создание университетского музея античного искусства в Москве,  послужившего основанием для Музея изящных искусств: оплатил слепки, изготовленные с античных памятников, находящихся в музеях Рима.

В это время большие изменения происходили не только в Галерее, но и в жизни семьи. Павел Михайлович, сам купец в четвертом поколении, желал, чтобы его дочери вышли замуж только за купцов. Вере, полюбившей талантливого пианиста Александра Зилоти, двоюродного брата композитора С.В. Рахманинова, пришлось многое пережить, прежде чем отец дал разрешение на их брак, который состоялся в феврале 1887 года.

Мужем Александры стал врач и коллекционер Сергей Боткин. Его брат Александр, доктор, затем гидрограф, исследователь Севера, женился на Маше. В мае 1894 года Люба  вышла замуж за художника Николая Гриценко. Овдовев в 1900 году, вторым браком Любовь Павловна была замужем за знаменитым Львом Бакстом, живописцем и графиком, создателем костюмов и декораций к дягилевским спектаклям в Париже.

Павлу Михайловичу достало широты взглядов, чтобы оценить по достоинству всех этих молодых людей.

Жизнь семьи была насыщенной и яркой. Музыка, театр, живопись, но главное – дети и дом освещали путь Веры Николаевны. А когда девочки выросли, и старшие, Вера, Саша и Люба, вышли замуж, она стала угасать. По ее словам, она "устала жить". И хотя была на 13 лет моложе мужа, пережила его только на 3 месяца.   

Третьяков оставался бессменным попечителем Галереи до последних своих дней. Он постоянно пополнял собрание новыми произведениями искусства, приобретая их на собственные средства и на средства, ежегодно выделяемые Городской думой. В течение 1893–1897 годов он передал возглавляемой им Галерее более 200 живописных и графических произведений.

Начиная с 1893 года Третьяков ежегодно издает каталог своего собрания. Наиболее полным был каталог, подготовленный в августе 1898 года, изданный уже после смерти Павла Михайловича. В нем отмечены 1635 живописных произведений. Тогда же была завершена последняя пристройка – два новых зала для экспозиции собрания брата. Первый зал имел мемориальный характер.

Здесь была размещена мебель из кабинета Сергея Михайловича и рисунки Ж. Энгра, А. Кабанеля и Ж. Бастьен-Лепажа. Второй зал был отделан дубовыми панелями. Здесь находилась живопись Ж. Бастьен-Лепажа, М. Фортуни и К. Коро. В смежном зале находилась скульптура из его коллекции – работы М.М. Антокольского и других.

Среди работ, поступивших в Галерею в 1898 году, помимо полотна "Богатыри" В.М. Васнецова – последнего крупного приобретения Павла Михайловича, которое было повешено в зал, где висит и сегодня, были и другие замечательные произведения – пейзажи И.И. Левитана, портреты И.Е. Репина, картины К.А. Сомова.

Жизненный путь основателя Галереи завершился 27 (4) декабря 1898 года.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.