Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет художника Абрама Ефимовича Архипова. 1889г.
Автор: Репин И. Е.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
09:47 / 08.03.2015

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник

"Архипов – художник глубоко национальный. Влюбленный в чудодейственные свойства живописи – «живого письма», способного выражать красоту и поэзию родного любимого края, он доводил свои труды до предельной степени художественной выразительности", - К.Ф. Юон

Абрам Ефимович Архипов русский художник родился 15 августа 1862 года в деревне Егорово Рязанской губернии в крестьянской семье. Впоследствии художник вспоминал постоянную нужду, испытанную в детстве, но более поэзию долгих зимних вечеров при лучинах, когда мать пряла и вела недолгий разговор с приходившими в гости соседками.

Грамоте он выучился в деревенской школе, а врожденные способности к рисованию ему помогли развить иконописцы, часто приезжающие в эту местность. Среди них оказался вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайков, подготовивший будущего художника к поступлению в это учебное заведение.

Историю поступления Архипова в училище подробно изложил М.В. Нестеров, державший вместе с ним осенью 1877 года экзамен по рисунку.

В своих воспоминаниях он писал: «Провели нас в один из больших классов (головной) и засадили рисовать голову Апостола Павла. Горячо все взялись за дело…Испытание длилось несколько часов. Впереди меня сидел деревенский паренек в коричневой отороченной широкой тесьмой поддевке, с волосами на затылке, подбритыми в скобку, в сапогах со сборками…Он отлично делал свое дело. Я был восхищен его рисунком, да и другим он нравился. Это был крестьянин Рязанской губернии – Пыриков.Позднее, когда Пыриков был принят в головной класс, оказалось, что это его прозвище, а фамилия его Архипов, зовут его Абрам, по батюшке Ефимович – будущий известный художник».

Нестеров ошибочно считал, что фамилия Пыриков была псевдонимом художника, на самом деле она принадлежала его отчиму, но от нее он вскоре отказался, взяв фамилию матери.

За прекрасно выполненный рисунок пятнадцатилетний юноша был зачислен сразу в головной класс, минуя оригинальный. При этом последовательность классов при обучении была следующей: оригинальный, головной, фигурный и натурный. Уже через два года на ученической выставке, которые устраивались ежегодно по инициативе В.Г. Перова с 1873 года он показал самостоятельную композицию «Игра в свайку», а в 1882 и 1883 годах выставил вполне серьезные вещи: «В лавке старьевщика» и «Пьяница (Шинок)».

В этих ранних жанровых работах, написанных под влиянием реалистической живописи передвижников, уже тогда наметился интерес к крестьянской теме, ставшей главной в его творчестве. Безусловно, в этом сказалось влияние В.Г. Перова, чувствительного к проблемам социальной жизни, всегда с любовью и жалостью изображающего простой народ, а также происхождение художника, его глубокое и внутреннее понимание крестьянской жизни.

Особую роль в творческой судьбе Архипова сыграл В.Д. Поленов опытный педагог, мастер пленэрной живописи и всесторонне образованный человек, преподававший в классе пейзажа училища с 1882 по 1894 год. С именем Поленова связано зарождение пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, ярко развившейся в творчестве московских живописцев, впоследствии, как и А.Е. Архипов, вошедших в «Союз русских художников» (СРХ).

В 1884 году после семилетнего обучения в Московском училище Архипов перешел в Академию художеств, где занимался всего два года. Академическая система преподавания, а главным образом, обучение у прославленного педагога П.П. Чистякова принесли огромную пользу будущему живописцу. В 1885 году он получил большую серебряную медаль за живописный этюд «Натурщик, падающий с седла».

В это же время художник подружился с А.П. Рябушкиным, также начинавшего свое образование в Москве, а затем продолживший его в Петербургской Академии художеств. Они вместе сотрудничали в популярных иллюстрированных журналах «Ласточка» и «Всемирная иллюстрация», выполняя для них несложные рисунки, и вместе провели лето 1886 года в Рязанской губернии.

Несмотря на незаурядные способности, проявленные Архиповым во время учебы, в 1886 году он не без сожаления покинул стены Академии. Причиной тому послужила потеря всякой надежды на получение в этом году медали за рисунок и, следовательно, окончания натурного класса. Вновь повторить курс обучения в этом классе при отсутствие достаточных материальных средств у него не было возможности.

Осенью 1886 года Архипов возвращается в училище и за картину «Посещение больной», написанную в следующем году получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В этом последнем произведении ученического периода им самостоятельно осмысливались приемы разных преподавателей: В.Г. Перова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова с его интересом к передаче света и воздуха. Картина, показанная на 9-й ученической выставке была приобретена П.М. Третьяковым.

В 1888 году Архипов в компании С. Иванова, Е. Хруслова, С. Виноградова совершил плодотворное путешествие по Волге в лодке, останавливаясь на этюды в волжских деревнях. С полотном «На Волге», написанным по впечатлениям от этой поездки, художник дебютировал на Передвижной выставке.

За следующую картину, отмеченную небывалым успехом у публики «По реке Оке» его принимают в 1890 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Известный критик В.В. Стасов дал произведению такую лестную оценку: «Вся картина писана прямо на солнце, это чувствуется сразу по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барке людей четыре бабы – просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные усталые и унылые, молча сидят на своих тюках".

В этих картинах, также как написанных позже: «Радуница», «Проводы крестного хода», «Крестьяне в поле», «Лед прошел», «Поденщицы чугунолитейного завода», «Обратный» действие переносилось в пейзаж, на открытый воздух. Художник принципиально отказался от литературности и социальной заостренности сюжета, уделяя больше внимания изображению природы.

Проблема живописной передачи воздушной среды и солнечного света стала для него основной. Импрессионистические приемы, которыми он овладел, помогали моделировать локальный цвет предмета, меняющийся в зависимости от условий и состояния освещенности. Он умело передает тончайшую игру рефлексов, контрастность светлого и темного, его палитра высветляется, а живопись становится насыщенной воздухом. Эти произведения, написанные на пленэре, сохраняли свежесть и непосредственность, свойственные этюдной живописи и были проникнуты тонким лирическим настроением.

Особый поэтический строй звучит в картине «Обратный», созданной в 1896 году. В ней Архипов подводит итог своим поискам в области лирической крестьянской темы. В основу произведения положен излюбленный русскими художниками мотив дороги, связанный с размышлениями о судьбе человека, с представлениями о бесконечных просторах родной земли. Работа пронизана интонациями легкой грусти и печали.

В 1897 году Архипов приступил к созданию картины «Прачки», замысел которой родился после посещения прачечных близ Смоленского рынка в Москве. В этой реальной сцене он акцентирует внимание не только на социальном подтексте, рассказывающем о трудной участи обедневших слоев крестьянства, приехавших в город на заработки, а главным образом, на поразившую художника живописную красоту увиденного.

Ему захотелось найти тот единственно правильный художественно-пластический язык, который позволил бы передать влажность воздуха, пронизанного горячими клубами пара, духоту и тесноту подвала, пластику и сложные ракурсы женских фигур во время труда. Писал картину художник у себя в мастерской, где в темном углу близкому по освещению к тому, что он видел в подвале, позировали прачки, приходившие к нему домой. Но едва закончив картину, живописец сразу же приступил к другому варианту.

Мысль о новом композиционном решении появилась после очередного посещения прачечной. Впоследствии художник вспоминал: «Увидел старую женщину, она и сбила меня с толку – устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть – это более выразительно…Все живописно – пар клубится, усталость старухи». Так рождается новый вариант, где на переднем плане изображена присевшая отдохнуть старушка. Действительно, поза утомленной женщины, положившей худую руку на колено, получилась очень выразительной в смысловом и пластическом плане.

По живописной манере произведение значительно отличалось от того, что было создано раньше. Колористическая система разработана в сложных оттенках серебристо-серой тональности, в которой цветовыми аккордами звучат лишь одежды прачек. Картина исполнена широким и свободным движением кисти, в пастозной манере письма, подчеркивающей рельефность фактуры. Фрагментарность композиции, живописность колорита, маэстрия письма говорят о том влиянии, которое испытал Архипов, как и многие другие русские живописцы, со стороны скандинавского художника А.Цорна, работы которого в 1897 экспонировались в России.

Летом 1896 года Архипов впервые предпринял путешествие за границу. Он побывал в Германии, Австрии, Италии и Франции. Во время путешествия он познакомился с произведениями известных мастеров классического европейского искусства и достижениями современной живописи. Вновь ему удалось побывать в этих странах в 1912 году. Однако, более плодотворными для его творчества оказались поездки по Поволжью, приокским городам и на Север России, куда он отправлялся ежегодно с 1902 по 1912 год.

Сразу же после первого предпринятого Архиповым в 1902 году путешествия к Белому морю, тематическая направленность произведений и манера письма значительно изменились. С этого времени он обращается к чистому пейзажу, запечатлевая уникальную северную природу, приводившую также в восторг В.А. Серова, К.А. Коровина, В.В. Переплетчикова и других русских живописцев. Художник вспоминал: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем – все так удивительно, необычайно… С этого момента я так переживал это путешествие, как будто я попал на настоящую родину».

Каждое лето, приезжая туда, он выбирал самые глухие места, предпочитая жить около моря. Его восхищал сохранившийся патриархальный уклад жизни поморов, предметы народного искусства, окружавшие их быт, крепкие избы и восьмигранные шатровые храмы, созданные анонимными зодчими.

Изображая скромные деревни, лодки у причала, деревянные избы и сараи, спускающиеся к глади реки, художник стремился отыскать живописные средства, позволяющие ему запечатлеть кристальную чистоту и холодность воды, влажность воздуха, тяжелые, нависающие над землею облака. Он окончательно переходит к свободной пастозной манере письма, мазок становится послушным и пластичным, а в палитре преобладает строгая серо-коричневая со множеством оттенков гамма.

Пейзажи художника той поры, особенно те, в которых даны переходные состояния природы, наполнены светлой и немного грустной поэзией. Архиповские пейзажи северных мест: «Северная деревня», «Лодочная пристань на Севере», «Ночь на Белом море», «Северный пейзаж» стали непременными атрибутами выставок «Союза русских художников» с 1903 по 1910 год.

А.Е. Архипов был одним из членов-учредителей этого художественного объединения, возникшего в 1903 году на основе выставок 36-ти, устраиваемых в Москве с 1901 года в противовес передвижничеству и академизму и просуществовавшему до 1923 года. На первом этапе в состав «Союза» входили московские живописцы и мирискусники. Однако, неоднородность и разнохарактерность художественных сил Москвы и Петербурга привела к полному разрыву отношений двух художественных объединений в 1910 году.

Поводом тому послужили критические замечания А.Н. Бенуа, члена объединения, о проходящей в 1910 году выставке СРХ, напечатанные в газете «Речь». В них он в достаточно резкой форме дал оценку деятельности «Союза» и отдельным, главным образом московским живописцам, в том числе Архипову.

Мнение А.Н. Бенуа, несмотря на его субъективность, сильно повлияло на искусство А.Е. Архипова. С этого времени он перестал писать северные пейзажи и обратился к портретной живописи и вновь к жанровой картине. Поводом к этому послужила поездка летом 1913 года в Нижний Новгород и Горбатов, славившихся своими ярмарками и базарами.

Их праздничное, красочное зрелище, здоровые и красивые крестьянские лица, нарядность костюмов стали тем богатым материалом, на основе которого возникли жанровые картины: «В весенний праздник», «Гости», «Торговки». Среди них особое место занимает картина «Гости», где в интерьере крестьянской избы, в непринужденных позах изображены четыре сидящие молодые женщины, ведущие между собой оживленную беседу.

Из широко распахнутого окна в помещение вливаются потоки жаркого солнечного света, отражающегося многочисленными рефлексами на загорелых лицах и красочных одеяниях его героинь. Полотно написано в ярком сочном колорите с преобладанием зеленых, красных, желтых и белых тонов, что наполняет произведение мажорным звучанием. Тот же заряд оптимизма и бодрости исходит от написанных им многочисленных портретов крестьянок Нижегородской и Рязанской губерний.

Изображая своих персонажей практически в полный рост, художник любуется их красивым и статным обликом. Он избегает детальную проработку фигур, лишь тщательно моделируя лица, тем самым, заостряя внимание на декоративной пластической форме. Веселые, улыбки, румяные лица, яркая одежда с бусами, красные платки наполняют произведения оптимизмом и национальным колоритом. Одним из последних жанровых произведений на крестьянскую тему стала картина «Чаепитие», написанная в 1919 году.

В конце 1920-х годов Архипов обратился к жанру психологического портрета и создал портреты Е.Г. Григорьевой, М.И. Калинина, Иоффе, но лучшими в его творчестве, по-прежнему, остаются крестьянские типы, среди них: «Девушка с кувшином» и «Крестьянка в зеленом фартуке», находящиеся в собрании Третьяковской галереи.

В 1922 году Архипов вступает в Ассоциацию художников революционной России, возникшей в Москве и пытается затронуть темы современной жизни. В 1923 году он пишет картину «Партизан» и в этом же году показывает ее на выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) «Красная Армия. 1918–1923».

В это же время появляется картина «Делегатка», где крестьянская женщина предстает в новой для нее обстановке и роли. В 1925 году он был командирован в Северные губернии «с целью запечатления интересных моментов из революционного быта». А.В. Луначарский об этом периоде его творчества писал: «Маститый Архипов блещет юностью, его краски сочны и победоносны».

В 1930 году Архипов вышел из Ассоциации художников Революции, в которую был преобразован АХРР, и вместе с художниками: М.Б. Грековым, Г.К. Савицким, В.В. Мешковым, А.А. Рыловым, В.Н. Яковлевым, В.Н. Бакшеевым организовал новое объединение «Союз советских художников», который просуществовал до 1932 года.

А.Е. Архипов более тридцати лет своей жизни посвятил педагогической деятельности, которую он начал в 1894 в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В педагогике мастер опирался на традиции русской реалистической живописи. Главным принципом его обучения была приверженность натуре.

После революции 1917 года ему пришлось принимать участие в преобразовании училища, в эти же годы он вошел в состав художественного совета Третьяковской галереи. После реорганизации училища в 1918 году во Вторые свободные художественные мастерские и изменения учебной программы, в которых основное внимание уделялось новаторским течениям в живописи, в 1924 году, Архипов, как приверженец старой реалистической школы, вынужден был оставить педагогическую деятельность. В разное время у него учились К.Ф. Юон, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.В. Моравов, А.А. Пластов, В.В. Мешков, Ф.С. Богородский.

В мае 1927 года в Москве, в музее Революции была открыта персональная выставка художника, организованная в связи с 40-летием его творчества. В этом же году Архипову за большие достижения в искусстве было присвоено звание Народного художника республики одновременно с В.Д. Поленовым и Н.А. Касаткиным.

Работы художника пользовались успехом и популярностью в стране и за границей. В зарубежных выставках художник начал участвовать с 1900-х годов. Его произведения были на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, на Международной в Дюссельдорфе в 1902 году, на Русской художественной в Париже в 1906 году, на Международной в Риме в 1911 году.

На Международной выставке в Мюнхене в 1909 году он получил золотую медаль. На выставке русского искусства в Нью-Иорке в 1924 году его полотна называли «громадным костром пламенно-красных цветов».

Умер художник в Москве 25 сентября 1930 года. Перед смертью уничтожил все те произведения, которые считал недостойными существования.

Очень точную характеристику творчества Архипова дал художник К.Ф. Юон. Он писал: «Архипов – художник глубоко национальный. Влюбленный в чудодейственные свойства живописи – «живого письма», способного выражать красоту и поэзию родного любимого края, он доводил свои труды до предельной степени художественной выразительности.

Родные ему рязанские дали и рязанские песни, жизнь на Оке, образы рязанских девушек и молодиц вскормили его художественное воображение. Они сообщили его палитре широкий диапазон цветового богатства – от поэтической гаммы серебристых тональностей до мощного звучания всей полноты красок солнечного спектра. Архипов беззаветно отдал искусству всю свою душу, всю свою жизнь».

А.Е. Архипов не написал ни одного автопортрета. Известен только один его карандашный портрет, исполненный П.И. Нерадовским в 1927 году.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.