Мученица Ульяна (Около 1250)
Так, на двусторонней иконе Знамения, выполненной не ранее XIII века, изображение мученицы Ульяны на обороте отмечено чертами столь ярко выраженного архаизма, что невольно вспоминаются памятники далекой византийской периферии. Черты лица предельно упрощены, складки одеяния превратились в линии чисто орнаментального характера, не столько выявляющие скрытое за ними тело, сколько маскирующие его.
Утратившая объем фигура, выделяющаяся четким силуэтом на красном фоне, полна примитивной силы, которой, однако, недостает тонкой одухотворенности икон XII века.
Икона из Зверина монастыря в Новгороде. Происхождение иконы из женского монастыря объясняет преобладание на полях изображений женских святых. Представленное на лицевой стороне Знамение имеет много утрат. Фон золотой. Среди изображений на белых полях может быть опознана св. Наталия.
Полуфигура популярной в Новгороде мученицы Ульяны украшает оборотную сторону иконы. Нимб, как и поля, охряного цвета. На полях написаны святые целители Кир Александрийский и Иоанн, Варвара и апостол Тимофей, Николай и Климент (?). На платье святой Варвары много украшений, что объясняется тяготением мастера к столь ценимому древнерусскими людьми «узорочью».
Сохранность центральной фигуры хорошая, фигуры на полях полустерлись. Из-за архаического строя форм точная датировка иконы затруднена. Скорее всего, она была написана около середины XIII века.
Первоначально В.И. Антонова определила изображенную мученицу как Параскеву Пятницу. Поэтому именно под этим названием икона фигурирует в [Антонова 1966] и [Onasch 1977]. Ю.Г. Малков первым сумел правильно прочитать надпись на иконе и указать, что изображена мученица Ульяна. Новгородская школа. Размер 73.4 × 64 см