Киевский национальный музей русского искусства
Киевский музей русского искусства был открыт 12 ноября 1922 года и первоначально носил название Киевской картинной галереи. Возникнув в непростое время разрухи и голода после революции 1917 года и гражданской войны, музей в своем развитии пережил все этапы становления, переустройства, лишений и потерь, которые прошла Украина в период своего существования в составе Советского Союза.
Открытие музея было приурочено к 5-й годовщине Октябрьской революции. В основу его коллекции положены национализированные художественные ценности, собранные в 1919 году в специальный музейный фонд, значительную часть которого составляли памятники, относящиеся к русской художественной культуре. Наличие такого обширного материала в Киеве объяснялось подъемом культурной жизни города в конце ХIХ – начале ХХ века, собирательской деятельностью киевлян, организацией местных и экспонированием передвижных выставок, созданием первого городского музея.
Среди существовавших частных коллекций особенно выделялось собрание семьи Терещенко - крупнейших промышленников, меценатов, благотворителей. Принадлежавшие членам этой семьи произведения изобразительного искусства, а также их дома-особняки, построенные или приобретенные в центральной части Киева в 70-е - 80-е годы ХIХ века, послужили базой для создания многих ныне известных киевских музеев.
Из коллекций Николы, Ивана, Федора Терещенко в Киевскую картинную галерею поступило не только самое большое количество работ, но и наиболее высокохудожественные. Прежде всего, это произведения живописи, графики, скульптуры русских художников второй половины ХIХ века, со многими из которых члены семьи Терещенко были лично знакомы.
Из собраний Терещенко в музей попали известнейшие произведения русского искусства: «Ручей в лесу», «Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Первый снег» И.И. Шишкина; «Крестьянин с уздечкой» И.Н. Крамского; «Курсистка» Н.А. Ярошенко; «Поприщин», «Портрет В. Гаршина» И.Е. Репина; «Три царевны подземного царства» В.М. Васнецова; «Сумерки» Ап.М. Васнецова; «Зима. Имоченцы» В.Д. Поленова; «Девочка на фоне персидского ковра» М.А. Врубеля; «Игроки» П.А. Федотова, а также серии работ В.В. Верещагина, скульптуры М.М. Антокольского и другие.
В Киеве были на тот момент и другие значительные коллекции, как, например, собрания О. Гансена, Богдана и Варвары Ханенко, коллекция Рисовальной школы художника и педагога Н. Мурашко. Со временем многие произведения из них также поступили в музей. Экспозиция насчитывала около 200 единиц и носила в какой-то степени случайный характер.
В дальнейшем в галерею стали передаваться работы из других учреждений Киева (бывшего Городского музея, кабинета искусств Киевского университета), а Центральный музейный фонд направил в Украину часть произведений из ленинградского и московского хранилищ. Таким образом, в музей поступили работы мастеров конца ХIХ – начала ХХ века (А.Е. Архипова, А.А. Рылова, К.Ф. Юона, Н.К. Рериха, К.А. Сомова, П.П. Кончаловского), что было очень важным для создания более цельного собрания, расширившего временные рамки своей экспозиции работами еще одного периода в русском искусстве. Каталог-путеводитель галереи, составленный в 1928 году, включал около 300 произведений.
На протяжении последующих 10 лет произведения, иногда целыми коллекциями, переходили из музея в музей, преобразовывались и сами музеи. Некоторое время в начале 1930-х годов музей считался Национальной картинной галереей, где демонстрировалось не только русское искусство, но и современное украинское искусство. При галерее был обширный кабинет русской, украинской и западноевропейской графики.
Все это, существенно расширяя собрание, делало его профиль довольно расплывчатым. Однако такие преобразования способствовали получению музеем больших коллекций живописных и графических работ И.Е. Репина, В.К. Маковского, Н.Н. Ге, М.А. Врубеля. Очень важной была передача произведений ХVIII века – работ Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.
В 1935 году в связи с организацией в Киеве единого Государственного музея галерея вошла в его состав, но уже в следующем году сектор русского искусства вновь выделен в самостоятельное учреждение, получившее название «Киевский государственный музей русского искусства». Фонды самостоятельного музея состояли из работ ХIII – начала ХХ веков. С 1939 года стал формироваться отдел современного искусства, возникший как «Выставка работ советских художников из закупок последних лет».
К началу 1940-х годов музей стал одним из самых значительных художественных собраний страны. Создается полноценная экспозиция по историко-хронологическому принципу, организуются выставки, ведется научно-исследовательская работа. Музей включается в активную деятельность по популяризации искусства, приняв всесоюзные выставки произведений И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др.
Великая Отечественная война причинила музею значительный ущерб. Основную часть музейного собрания эвакуировали в 1941 году в Уфу, где в местном музее были созданы необходимые условия для ее хранения. Оставшуюся же часть постигла печальная участь. Многие работы были вывезены за пределы Украины оккупантами.
Всего музей лишился около 1500 произведений, среди которых работы И.К. Айвазовского, К.Д. Флавицкого, Л.И. Соломаткина, А.К. Саврасова, А.П. Боголюбова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, И.С. Остроухова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, Н.Д. Кузнецова, Н.А. Касаткина, М.А. Врубеля, А.В. Лентулова, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, а также большое количество произведений древнерусского искусства, в том числе уникальные иконы ХV-ХVI веков.
Восстановлению собрания в послевоенные годы способствовала государственная политика приобретения работ для музея через специальные закупочные комиссии. Крупнейшие музеи Москвы, Ленинграда оказали существенную помощь, передав целый ряд первоклассных произведений для пополнения экспозиций. Производились обмены с другими музеями страны (Государственным Эрмитажем, Государственным художественным музеем Белоруссии), осуществлялись целенаправленные закупки с выставок, у семей художников, отдельных коллекционеров и владельцев картин.
В результате этого в музей поступили картины А.К. Саврасова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, М.К. Клодта, А.А. Пластова, С.А. Чуйкова, А.М. Герасимова, Ю.И. Пименова, П.П. Кончаловского, В.А. Серова, З.Е. Серебряковой, Н.К. Рериха и др. Все это способствовало не только заполнению лакун в экспозиции, но и формированию собрания в целом.
Обогащали музей и дарственные поступления. Так, вдова М. Горького Е. Пешкова подарила работу А. Архипова «Молодая крестьянка в желтом платке», киевлянин А. Тульчинский – «Розы на террасе» К.А. Коровина и др. Одно из значительнейших событий в истории музея – получение в 1986 году по завещанию киевского врача Д.Л. Сигалова около 300 живописных и графических работ русских художников конца ХIХ – начала ХХ века.
Этот дар имел для музея большое значение как факт наиболее крупного поступления от частного лица. Кроме того, благодаря ему в экспозиции появились первоклассные произведения К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой, Н.Д. Кузнецова, С.Ю. Судейкина, Б.Д. Григорьева, Н.Н. Сапунова, Н.А. Тархова и др. До этого некоторые из названных авторов вообще не были представлены в музее.
Постоянно расширялся раздел советского искусства. Очень плодотворной стала деятельность музея в 1960-е-1980-е годы, чему способствовали постоянная выставочная деятельность, государственные закупки и непосредственные контакты с самими художниками. Особое внимание при этом уделялось поиску значительных современных работ, качество которых соответствовало бы высокому художественному уровню дореволюционного собрания.
Таковыми являются имеющиеся в музее произведения старшего поколения советских мастеров – С. Рянгиной, С. Чуйкова, С. Герасимова, А. Дейнеки, Ю. Пименова, А. Пластова, Н. Ромадина, А. Грицая, а также мастеров следующих поколений, выразивших новые художественные тенденции в 1960-е-1980-е годы: А. Никича, Г. Коржева, В. Попкова, И. Попова, Н. Андронова, В. Стожарова, П. Оссовского, В. Иванова, Д. Жилинского, Е. Моисеенко, Н. Ерышева, Е. Романовой, Н. Назаренко, Н. Нестеровой, В. Калинина, А. Ситникова, М. Ромадина и др.
В свое время музей последовательно формировал разделы искусства народов СССР, что являлось составной частью общих идейно-политических установок государства. Сейчас как положительный итог этой работы в музее имеется довольно обширная коллекция произведений многих замечательных мастеров практически всех бывших республик Союза – ныне независимых государств.
История дома
С момента своего основания Киевский музей русского искусства находился в центральной части города, в особняке по улице Терещенковской, 9.
Строительство этого дома было связано с общей застройкой нового района на пустыре перед зданием Университета. Архитектор В.И. Беретти, по проекту которого возводился корпус университета, считал необходимым решать общую градостроительную задачу комплексно, строить каменные дома в единой связке – как принято в столичных городах, о чем уже в 1838 году сообщал киевским городским властям.
Для проектирования здания пригласили известного киевского архитектора В.Н. Николаева (1847-1911). Окончив Академию художеств в Петербурге, почти 40 лет своей деятельности как архитектора Николаев связал с Киевом, где многие жилые дома, общественные постройки сооружены по его проектам.
Дом к 1878 году уже был возведен, а в 1880-м его владелица, М. Чаплинская, продала участок земли с особняком и другими постройками во дворе коллежскому советнику Ф.А. Терещенко.
В 1881 году Терещенко обращается к академику архитектуры А.Л. Гуну (Санкт-Петербург) и заказывает эскизный проект перестройки приобретенного здания, оформления его внутренней отделки.
В 1882-1884 годы были выполнены строительные работы, в которых принимали участие петербургские подрядчики, специалисты мебельной фирмы Мельцера, скульпторы Шварц, Ботта, художник Сидиков. Руководил строительством автор первоначального проекта В.Н. Николаев.
В законченном виде здание приобрело асимметричный вид – в связи с тем, что была сохранена левая часть особняка, возведенного по первоначальному проекту. Третий этаж существует только со двора, а по главному фасаду за его счет была увеличена высота парадных залов второго этажа. Новый центральный вход выдвинут на мостовую и украшен кариатидами. Окна второго выделены пилястрами и верхними филенками с сюжетами на мифологические темы, карниз большого выноса отделан медальонами и львиными маскаронами, междуэтажный пояс оформлен рельефом – меандром. Фасад выдержан в формах «неогрек».
Внутреннее пространство решено в сочетании торжественности анфилады парадных залов и домашнего уюта довольно скромных жилых помещений. Интерьеры будуара, диванной, гостиной, кабинета, диванной комнаты, столовой оформлены лепным и цветным декором, украшены резьбой и представляют собой удачную стилизацию основных архитектурных стилей.
В это же время возникла идея дополнительной пристройки к зданию, включающей специальное помещение для картинной галереи и зимнего сада. Планировку этих помещений выполнил В.Николаев.
Необходимость сооружения специального помещения для художественных произведений свидетельствует не только о фактических размерах существовавшей к тому времени коллекции и стремлении владельца к ее постоянному пополнению. Скорее всего, Ф. Терещенко решил сделать эту домашнюю галерею доступной для посещения, подтверждением тому может служить оборудование отдельного входа со двора.
В 1885 году строительство было закончено, и семья переезжает в свой особняк. В этом доме Ф. Терещенко проживал со своей второй женой Надеждой Владимировной (в девичестве Хлоповой). Здесь у них родились дети: 25 марта 1887 года – Надежда, 11 ноября 1888 года - Федор, 3 августа 1890 года – Наталья.
После смерти Федора Терещенко в 1894 году особняк и все находящееся в нем имущество согласно завещанию переходили в собственность сына хозяина при пожизненном владении вдовой Надеждой Владимировной. Воспитывая детей, вдова расширяет киевские владения, приобретя в 1903 году соседнюю усадьбу, продолжает заниматься благотворительностью. В годы первой мировой войны в доме был организован лазарет – сохранилось фото с изображением Н.В. Терещенко, встречающей в 1915 году императрицу Марию Федоровну.
В 1899 году к 80-летию Николы улица Алексеевская была переименована в Терещенковскую.
Семья Терещенко покинула Киев в 1918 году. Особняк после отъезда владелицы в годы революции и гражданской войны использовался разными организациями и учреждениями. Здесь размещались Министерство иностранных дел Центральной Рады, правительства Скоропадского и Директории, штабы Красной Армии, Деникинской армии, штаб Драгомирова, польской пулеметной роты, Ревтрибунал 14-го корпуса Красной Армии…
В 1919 году Комиссариат народного просвещения Рабоче-крестьянского правительства выдал охранный лист «на помещение, занимаемое картинной галереей на ул. Терещенковской», и подтвердил, что «все художественные и исторические ценности находятся» в ведении Наркомпроса, «реквизиции и занятии другими ведомствами не подлежат».
Улица Терещенковская с 1919 года переименовывалась неоднократно: сначала именовалась Герцена, потом Чудновского, а с 1955 года – Репина. В 1992 году ей возвращено название Терещенковская.
То, что здание на протяжении 80 лет использовалось как музей, способствовало не только его сохранению, но и сосредоточению в нем больших художественных ценностей. В современном виде здание имеет существенные утраты на главном фасаде (не сохранились кариатиды, балконы, парапет), во внутреннем убранстве. Но при капитальном ремонте и реставрации все это может быть восстановлено.
Около дома в 1983 году был установлен памятник И.Е. Репину работы московского скульптора О.Комова. Это произведение явилось подарком России городу Киеву в связи с его 1500-летием.
В 2001 году на фасаде музея размещена мемориальная доска в память о А.Я. Шульгине (1889-1960) первом министре иностранных дел Украины.
Семья Терещенко
Федор Терещенко (1832-1894) вел свое происхождение от старшины лохвицкого казацкого полка. Его отец, Артемий Яковлевич Терещенко (1793-1877), составил свое первоначальное состояние на торговле хлебом и поставках леса, а накопленный капитал выгодно вложил в развивавшуюся свеклосахарную промышленность.
К своей деятельности он привлек и сыновей – Николу, Федора, Семена. Проживая в Глухове (Черниговщина), Терещенко расширяли свои владения, стали крупнейшими землевладельцами, обладателями миллионного состояния, уделявшими постоянное внимание благотворительности. Масштабы их деятельности переросли размеры небольшого украинского городка, и в 1870 году отец и сыновья с семьями переезжают сначала в Москву, а в 1874-м в Киев (только Семен с семьей остается в Курской губернии).
С 1870 года Артемий Терещенко фактически отошел от активных дел, перепоручив их сыновьям, организовавшим «Товарищество свеклосахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко».
За большие заслуги Терещенко в 1870 году возводятся императором Александром II в потомственное дворянство. Девиз их родового герба – «Стремление к общественным делам» - отражал не только успешную предпринимательскую деятельность, но и благотворительность, на которую семья выделяла колоссальные средства.
Как отец и старший брат Никола, Федор Терещенко постоянно занимался активной общественной деятельностью, проживая в Глухове, Москве, Киеве. Он не только вкладывал большие деньги в расширение собственности, усовершенствование производства, но постоянно вносил пожертвования на строительство храмов, благоустройство городов, богоугодные дела – помощь малоимущим, больным и нищим.
Как пример можно назвать создание Рубежовской колонии для малолетних преступников, 2-й Киевской гимназии. В Киеве только на Подоле на средства от попечительства Ф. Терещенко были устроены ночлежный дом, родильный приют, построена больница для чернорабочих.
В 1883 году Федор Артемьевич избирается гласным Городской думы, С 1888 года он состоит в инициативной группе любителей древностей и искусств по учреждению Городского музея, а в 1894-м – за несколько дней до смерти – пожертвовал на строительство здания музея 25 тыс. рублей.
Коллекционированием Терещенко начали заниматься еще в Глухове. В семье были такие крепкие родственные узы, что, несмотря на некоторое соперничество в бизнесе и приобретении художественных ценностей, все основные вопросы решались сообща. Сейчас бывает трудно определить, кто первым купил то или иное произведение, поскольку работы часто переходили в личные собрания внутри семьи.
Федор Терещенко занимался коллекционированием почти четверть века, был знаком со многими художниками, посещал их мастерские, состоял с ними в переписке. В его коллекции появлялось немало произведений очень высокого художественного уровня. Известен его портрет, написанный И. Крамским.
К сожалению, портрет этот утрачен в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но именно благодаря Федору Артемьевичу в музее находится одно из лучших произведений И. Крамского «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» (1883).
«Имеется у меня один этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела. Мой мужичок веселый», - писал художник Федору Терещенко, предлагая свою работу. По воспоминаниям сына художника, известный собиратель, создатель русской национальной художественной галереи П.М. Третьяков был «очень недоволен, что эта вещь ускользнула от него».
Картина демонстрировалась на 11-й выставке Товарищества передвижников, с которой Ф. Терещенко приобрел еще одно известнейшее произведение другого художника Н. Ярошенко «Курсистка» (1883).
Перечень коллекции Ф. Терещенко отсутствует, хотя известно, что работ было много.
Доподлинно установлено, что из находящихся ныне в музее известнейших произведений ему принадлежали «Созерцатель» (1876), «Девушка с кошкой» (1882) И. Крамского, «Шпион» В. Верещагина, замечательные пейзажи: «Дорога в поле (1869) М. Клодта, «Запущенный парк в Мариенбурге» (1878) Ю. Клевера, «У подножия Казбека» (1891) А. Киселева, «Зима в лесу (Иней)» (1877), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сумерки» (1874), «Лесной ручей» (1874) И. Шишкина; «Ранний снег. Бехово» (1891) В. Поленова;
«Ночь на дону» (1882) А. Куинджи, картины В. Перова «Юродивый, (1875,1879), «Накануне девичника» (1870), В. Маковского «Ярмарка на Украине» (1882) и «Девичник» (1882); К. Лемоха «Девочка с кошкой»; А. Харламова «Итальянский мальчик с книгой» (1877), эффектное полотно П. Сведомского «Погребенные в цветах» (1886), «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных» (1890), «Поприщин» (1882) И. Репина.
Приобретая картины, собиратель исходил не только из желания украсить интерьеры своего дома (имея в виду размеры полотен, тематику). На сохранившихся фотографиях можно узнать некоторые работы, размещенные в парадных комнатах, но это небольшие картины. Остальное, по-видимому, находилось в галерее, которая виделась коллекционеру в дальнейшем как общедоступная.
Еще при его жизни в прессе сообщалось, что «собрание картин Ф.А. Терещенко открыто для публики с 21 февраля по 1 апреля по субботам от 1 до 4 часов пополудни, вход со двора». Фактически же галерея была открыта значительно более продолжительное время, и имеются данные, что в отдельные дни ее посетили до 1000 человек. Коллекционер ориентировался и на существующие приоритеты в современном ему искусстве, прислушивался к советам и рекомендациям художников, мнению которых доверял.
Федор Терещенко смог встать на путь превращения личного собрания в общедоступное. Это поощрялось П.М. Третьяковым, который писал Репину: «...Являются сильные конкуренты – господа Терещенко (я, впрочем, рад теперь, когда что им достается: мне кажется, они пойдут по моему следу)».
15 июня 1894 года Федор Николавевич умер. В похоронной процессии принял участие весь Киев, почетным гражданином которого Федор стал даже раньше своего известного брата Николы. Федор Терещенко был с 1892 года действительным статским советником, имел много отечественных и иностранных орденов, в том числе французского Почетного легиона. Похоронен в Глухове, в Анастасиевском соборе, сооруженном на средства семьи Терещенко.
Со вдовой, Надеждой Владимировной, и детьми Федора Артемьевича проживает его племянница Ольга Николовна Терещенко, несмотря на то, что владела домом № 13 по этой же улице.
По-видимому, только она в доме своего дяди продолжала достаточно серьезно заниматься собиранием произведений искусства. Точных сведений о коллекции Ольги Терещенко почти нет, но в круг ее интересов, кроме живописи, входили фарфор, стекло. Судьба этого собрания неизвестна. О.Н. Терещенко покинула Киев вместе с Н.В. Терещенко в 1918 году, выехав в Англию.
У детей Ф.Терещенко не было увлеченности и страсти отца в приобретении и системном коллекционировании произведений искусства. Сын, Федор Федорович, учился на механическом отделении Киевского политехнического института, но не закончил его. Он увлекся авиацией: получив диплом на звание пилота-авиатора, принимал участие в строительстве аэропланов системы «Фарман», «Моран Сольнье», конструировал свои летательные аппараты, запатентовал ряд изобретений.
Младшая дочь, Наталья Федоровна, освоила специальность акушерки, была замужем за графом С. Уваровым. Старшая, Надежда Федоровна – вышла замуж за В.В. Коробьина-Муравьева-Апостола, бывшего в то время генеральным консулом в Будапеште.
Таким образом, Терещенко породнились с еще одним известным украинским родом, восходящим к гетману Данилу Апостолу. У Муравьевых-Апостолов было трое сыновей: Вадим (1907-1998), Андрей (1913-2001), Алексей (1914-2000). Двое младших, начиная с 1984 года, часто бывали в Киеве и всегда приходили в дом своих предков, с большим уважением и теплотой относились к музею, его сотрудникам.
Древнерусская живопись
В коллекции Киевского музея русского искусства есть небольшое, но очень ценное собрание образцов древнерусского искусства (ХIII-ХVII вв.). В основном это иконы и произведения декоративно-прикладного искусства.
Искусство в Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, развивалось в русле христианского мировоззрения, воспринятого в Х веке Киевской Русью от Византии. Древнерусские иконописцы владели системой художественных средств, основанной на условно-плоскостных приемах изображения человеческих фигур и предметов. При помощи безупречной гармонии красок и линий, удивительной ясности композиции, безукоризненного чувства ритма они создавали вечный идеальный мир, недоступный для обыденного житейского взгляда и открытый лишь для духовного созерцания.
Искусство XVIII века
ХVIII век – один из наиболее значительных этапов в русском изобразительном искусстве. Реформы Петра I, направленные на укрепление Российского государства, затронувшие в той или иной степени все его сферы – экономику, государственное устройство, военное дело, просвещение, науку, - сказались и на художественной культуре. Искусство приобретает ярко выраженный светский характер, утверждаются ценности человеческой личности – ее ум, знания, сила, которые приносят пользу отечеству. В живописи появляются новые жанры: портрет, историческая и батальная картина, пейзаж.
Этот период представлен в музее довольно скромно и в основном произведениями портретного жанра, что не случайно - ведь ХVIII век именуют веком портрета. Портрет наиболее полно отразил образ эпохи, ее художественное и историческое своеобразие.
Искусство первой половины XIX века
Первая половина ХIХ века – время значительных общественно-исторических событий, вызвавших подъем национального самосознания и сказавшихся на расцвете художественной культуры России: Отечественная война 1812 года, движение декабристов, появление и расцвет гения А.С. Пушкина... Эпоха породила много разнообразных явлений в искусстве. Наряду с высоким взлетом классицизма, который особенно ярко проявился в архитектуре и скульптуре, большое значение приобретает романтическое направление.
Раздел искусства первой половины ХIХ века в музее малочислен и не позволяет раскрыть все многообразие художественных тенденций и творческих индивидуальностей. Тем не менее, в музее есть полотна известных мастеров, определивших своим творчеством основные этапы этого периода русского искусства.
Искусство второй половины XIX века
Этот период представлен в музее наиболее полно.
С начала 60-х годов ХIХ века в России назревают перемены во всех сферах жизни. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 году и другие реформы активизировали национальное самосознание. Новые идеи, напряженные духовные поиски нашли свое отражение в литературе и искусстве.
Законодателем официального искусства по-прежнему была Петербургская Академия художеств, требовавшая подражания классическим образцам и не допускавшая свободы творчества. Однако новое поколение художников стремилось к самовыражению, свободе выбора, что привело к открытому протесту против нормативности искусства.
В 1863 году произошел знаменитый «бунт 14-ти». Воспитанники Академии художеств отказались от участия в выпускном конкурсе на золотую медаль, отвергнув требования писать картины на далекий от жизни мифологический сюжет. В 1870 году было образовано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), которое собрало лучшие творческие силы, и на протяжении последующих 45 лет было средоточием передовых идей в русском реалистическом искусстве.
Художники-передвижники стремились запечатлеть современную жизнь во всей ее полноте, выражать животрепещущие этические проблемы, увидеть прекрасное и типическое в обыденном и повседневном. Искусство передвижников, вдохновляясь верой в человека, в его нравственное совершенствование, открыло новые перспективы во всех жанрах живописи.
Искусство конца XIX-начала XX века
В России конец ХIХ – начало ХХ века отмечен сложнейшими сдвигами, как в социальной, так и в культурной жизни. Период 1890-1910 годов нередко называют «русским духовно-культурным ренессансом», когда глобально переосмысливались критерии художественного творчества, появлялись новые течения и группировки, яркие творческие индивидуальности, делались новаторские открытия, когда стремительно рушились границы жанров.
Собрание произведений конца ХIХ – начала ХХ века в музее находится в постоянном развитии.
Искусство XX века
Искусство 1917-1980 годов традиционно называется советским и рассматривается в контексте существования социалистического государства. К сожалению, особенности коллекции не дают возможности полно и объективно показать, каким путем шло развитие искусства ХХ века, все его многообразие и противоречие. Все же зритель может получить представление об основных тенденциях развития, ознакомиться как с отдельными типичными работами, так и с творчеством наиболее известных мастеров, представленных в музее монографическими коллекциями.