Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Автопортрет
Автор: Фешин Н. И.
Источник: Яндекс картинки
08:59 / 23.03.2015

Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Талантливый русский живописец, портретист. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета. Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга

Николай Иванович Фешин, русский художник, родился 1881 год, 9 декабря (26 ноября по нынешнему стилю) в Казани, крещен в Евдокининской церкви. Отец художника – Иван Александрович Фешин родом из Арзамаса, владелец позолотно-столярной иконостасной мастерской.

Мать – Прасковья Викторовна, урожденная Чистова, дочь строительного подрядчика из Костромы. 1885 – переносит менингит. Для спасения сына родители просят свершить обряд с принесением к лежащему в коме Николаю чудотворной иконы Тихвинской Божьей матери.

1893-1895 – летние поездки с артелью отца по Поволжью. 1895 – оканчивает публичную школу. Получает первые комиссионные за чертеж иконостаса для одной из казанских церквей. Поступает в Казанскую художественную школу. 1900 – получает первые отзывы в прессе на работы, экспонированные на отчетной ученической выставке КХШ.

1901 – оканчивает живописное отделение Казанской художественной школы в качестве вольнослушателя с рекомендацией для поступления в Высшее художественное училище при Академии художеств. 1901 – 1909 – учится в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1902-1907 – учится в мастерской И.Е. Репина. 1902 – получает «Похвалу Совета» за этюд. Посещает рисовальные вечера Е.С. Зарудной-Кавос. 1903 – получает 2-ю премию в 75 рублей за этюд, «Похвалу Совета» за этюд, 1-ю премию в 100 рублей за эскиз, «Похвалу Совета» за этюд.

1904-1907 – сотрудничает с журналами «Шут» (1904), «Леший» (1906), «Вольница» (1907), «Скоморох» (1907). В 1905 вместе с И. Бродским и А. Депальдо участвует в редактировании и издании сатирического журнала «Пламя». 1904 – поездка в Сибирь (Южный Енисей) в составе экспедиции инженера Н.Л. Ижицкого.

Отмечен 1-й премией за эскиз. Летом работает вместе с Н.К. Евлампиевым и К.И. Мазиным в слободе Мстера Владимирской губернии. 1906 – цензура не допускает на Весеннюю выставку в залах Академии художеств несколько работ на революционную тему – «Похороны» И. Бродского, «Обыск» И. Штуглейта, а также «Из окна» Фешина. 23 марта отказано в ходатайстве о разрешении представить работу на конкурс.

Получает приглашение руководить рисовальными классами при императорских фарфоровом и стекольном заводах, от которого отказывается. Летом работает в деревнях Кушни и Морки Царево-Кокшайского уезда Казанской губернии.

1907 – И.Е. Репин уходит из Академии художеств. В числе 50 учеников репинской мастерской подписывает письмо к Репину с просьбой не оставлять Академию. 10 мая оканчивает научные классы. Летом работает в деревне Пушкарке под Арзамасом, собирает натурный материал для конкурсной картины «Капустница».

1908 – принимает приглашение заведующего Казанской художественной школой Г.А. Медведева занять должность преподавателя живописи и рисунка Казанской художественной школы по вольному найму. 5 ноября утверждено постановление об оставлении Фешина на 1 год в Высшем художественном училище для работы над конкурсной картиной. Экспонированной на Весенней Академической выставке «Черемисской свадьбе» присуждается 1 премия им.Куинджи. «Портрет неизвестной» (Дама в лиловом)» приобретен музеем Академии художеств.

Создает портреты Н.М. Сапожниковой (в шали), К. М. Лепилова и др. 1909-30 октября получает звание художника за картину «Капустница» с правом пенсионерской поездки за границу. В ноябре получает диплом об окончании Высшего художественного училища. Получает золотую медаль за картину «Дама в лиловом» на международной выставке в Мюнхене.

1909-1923 – участвует в выставках в Казани, Петербурге, Москве, экспонируется на выставках «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ), «Товарищества независимых» 1909-1915 – участвует в выставках за рубежом: Мюнхенской международной выставке (1909, 1910, 1913), ежегодных выставках Института Карнеги, Питсбург (1910, 1911, 1912, 1913, 1914), выставке Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (1911), Интернациональной выставке в Риме (1911), Международной выставке Панама – Пацифик в Сан-Франциско (1915).

1910 – пенсионерская поездка по Австрии (Вена), Германии (Берлин, Мюнхен), Италии (Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь), Франции (Париж). В поездке его сопровождает Н.М. Сапожникова.

24 сентября Педагогический совет Казанской художественной школы постановил ходатайствовать перед Императорской Академией художеств об утверждении Фешина штатным преподавателем по классу живописи и рисунка с 1 ноября 1909 года.

1911 – начало работы над полотном «Обливание» в селе Надеждино Лаишеского уезда Казанской губернии, имении Н.Н. Бельковича. Участвует в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге, экспонирует графику на выставке «Искусство в книге и плакате», организованной при съезде.

1912 – создает портреты отца, «Lady in Pink», «Весна в степи», портрет архитектора П.Абрамычева идр.

1913 – женился на Александре Белькович. 31 октября Попечительский комитет Казанской художественной школы постановляет ходатайствовать перед Академией художеств о награждении Фешина орденом Св. Станислава III степени. 1914 – рождается единственный ребенок – дочь Ия. Фешин состоит членом художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, принимает участие в выработке устава художественно-ремесленных учебных мастерских Казанского губернского земства – Рыбнослободской, Пестречинской, Чебаксинской. Жертвует эскиз Российскому обществу Красного Креста в пользу раненых и больных воинов. Создает портрет Вари Адоратской.

1916 – утвержден собранием Императорской Академии художеств на заседании 24 октября в звании академика живописи. Избирается в действительные члены ТПХВ. Состоит членом организационного комитета выставки «Художественные сокровища Казани». Летом работет в Васильсурске в доме Полуэктовых в местечке «Швейцария». Создает портреты Н.М. Сапожниковой, портреты отца, В.Г. Тихова, Л.Л. Фофанова.

1918 – участвует в работе реорганизованной комиссии Казанской художественной школы. Заведует художественной частью литературного, общественного, научно-популярного и художественного журнала «К свету» - органа Казанского губернского Союза увечных воинов. Пишет портреты отца.

1919 – первое приобретение работ Фешина Центральным музеем Татарии. В августе выступает на заседании комиссии по выборке структуры Казанских государственных свободных художественных мастерских с докладной запиской по их организации.

1920 – исполняет обязанности заведующего учебной частью Казанских государственных свободных художественных мастерских. Избирается председателем художественного совета мастерских. Исполняет эскизы типовых декораций к постановкам рабочее-крестьянского театра по заказу Казанского народного образования. По заказу Г.М. Залкинда, зав.музеем Кустпромсоюза, исполняет серию портретных миниатюр для музея.

1921 – опубликована первая монография П.М. Дульского о Н. И. Фешине.

1922, октябрь – прекращает преподавать в Казанской художественной школе.

1923 – благодаря хлопотам американского коллекционера Уильяма С. Стиммела и художника Дж. Хантера, с которым Фешин поддерживал связь через Д.У. Уоррена – краевого уполномоченного А.Р.А. (Американской Администрации Спасения), были получены необходимые визы на въезд в США. В получении бумаг на выезд из страны, видимо, оказали содействие бывший ученик Фешина А.В. Григорьев, и П.А. Радимов.

1 августа семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. Первая живописная работа в США – «Негритянка с апельсином». Начинает преподавать в художественных классах Grand Central Galleries of New York и ведет класс для профессионалов, организованный художником Дином Корнуэлом. Общается с семьей Бурлюков, пишет портрет Д. Бурлюка.

Выставляет 18 живописных работ в Бруклинском музее на выставке современного русского искусства, среди участников которой были Б.Анисфельд, В. Чернов, А. Яковлев, А. Архипенко, Д. Бурлюк, Б. Григорьев, С. Судейкин, С. Сорин, Л. Бакст, В. Кандинский.

1924 – пишет «Ия с дыней», «Мать и дочь», портрет Д.Д. Бурлюка, несколько портретов В.П. Фокиной, Н.Н. Евреинова и др. Во время отдыха в Старсбурге в Пенсильвании создает «Лето», «Таппи с кошкой» и «Гравер (У.Д. Уотттс)». Первая персональная выставка в США в Arden Galleries в Нью-Йорке.

Получает приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи на выставке в Национальной Академии дизайна за портрет «Гравер (У.Д. Уоттс)». 1925 – пишет портреты писательницы Уиллы Кэйсер, голливудской звезды Лилиан Гиш, основателя Гранд Централь Галлериз У. Л. Кларка и др. Персональная выставка в Институте искусств Чикаго.

Проводит лето в Южной Калифорнии по приглашению покровителя Джона Бёрнема.

1926 – на Международной выставке в Фиадельфии получает большую серебряную медаль за парный портрет жены и дочери «Лето» (золотую медаль получил Б. Анисфельд). Летом приезжает в первый раз в Таос, Нью-Мексико, с другом – художником Джоном Янг-Хантером. Пишет портреты «Д-р Берд», «Таосский знахарь» и др.

1927 – переезжает в Таос и первоначально останавливается в домике для гостей у Мэйбл Додж Люхан, покровительницы Таосской художественной колонии. Семья Фешиных покупает 7 акров земли. По своему проекту Фешин строит дом со студией. Пишет портреты художницы Дороти Бретт, Д.Х. Лоуренс, жены известного писателя, и Мэйбл Додж Люхан. В это время написаны большинство его портретов индейцев.

1931 – получает американское грждвнство.

1933 – Александра Николаевна Фешина требует развода. Н.И. Фешин с дочерью Ией зиму проводят в Нью-Йорке, а затем переезжают в Лос-Анжелес. Участвует в выставках Stendahl Galleries в Лос-Анжелесе.

1935 – получает первый приз Азадемии Западных художников.

1936 – путишествует по Мексике со своей ученицей Кэтрин Бенепи Шакелфорд и художниками Уильямом Бэйли Блэком и братьями Барроуз. В Оахаке Фешин встречался с Диего Риверой. 1938 – вместе с другом Миланом Рупертом путишествует по Японии, островам Ява и Бали.

1946 – выходит первый альбом рисунков углем, изданный в Калифорнии в издательстве Норсридж. 1948 – покупает студию в Санта-Монике (Калифорния). Выигрывает Приз Адели Хайд Моррисон на выставке в Окланд Арт Галлери. Изучает керамику с Гленом Лукенсом.

1955 – одновременно состоялись персональные выставки в Центре искусств Ла Холла и Художественном музее Сан-Диего. 5 октября умирает во сне за месяц да своего 75-летия. 1976 – прах художника перезахоронен в Казани.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.