Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Спас Нерукотворный (1200-1250)
Икона привлекает необыкновенной насыщенностью красок, взятых в резких, усиливающих звучание каждого тона соотношениях. По колориту это, пожалуй, самое яркое и радостное произведение среди ранних ярославских икон XIII века

Икона найденна летом 1966 года экспедицией Третьяковской галереи в селе Новое, Пошехонского района, Ярославской области. Такие иконы со времен Андрея Боголюбского почитались во Владимирской Руси княжескими боевыми штандартами. Их выносили на поле битвы впереди войска. На верхних концах боковых сторон у доски иконы из села Новое имеются круглые отверстия.

По-видимому, ее также носили, укрепляя на шесте с развилком, как хоругвь. В далекое село икона, вероятно, попала в конце XIV либо в XV веке, когда Ярославское княжество распалось на множество мелких вотчин в результате традиционного наделения каждого отпрыска-мужчины княжеского рода собственным клочком земли.

Село Новое, или, как прежде его называли, Новленское, было в конце XIV — начале XV в. "стольным" местом небольшого удела. В 1400 г. ярославский князь Василий Васильевич завешал его своему сыну Симеону. Возможно, именно тогда образ "Спас Нерукотворный" в качестве иконы-благословления и родовой реликвии был дан владельцу нового удела.

Г.И. Вздорнов придерживается мнения, что икона написана во второй половине XIV века., и видит в ней один из ранних памятников живописи вологодской школы.

Икона из села Новое привлекает необыкновенной насыщенностью красок, взятых в резких, усиливающих звучание каждого тона соотношениях. По колориту это, пожалуй, самое яркое и радостное произведение среди ранних ярославских икон. Большой лик Христа наделен идеально правильными чертами, написан пластично, с тонким пониманием формы.

Озаренное румянцем бледно-желтое лицо Спаса оттеняется густой шапкой коричневых волос, пряди которых прорисованы четкими черными и менее заметными голубыми линиями. Оно окружено ровным кругом нимба, старательно вписанного на плоскость яркого желтого плата. Все линии нимба, контуры и узор плата в виде складок обозначены киноварью. Поля иконы раскрашены желтой краской, а фон средника прокрыт синевато-зеленым цветом.

Но все эти контрастные друг другу сочетания красок не выглядят грубыми, кричащими. Как и на образе "Архангела Михаила", доминирующим в колорите иконы "Спаса" стал победный цвет киновари. Она мягко рдеет на щеках Христа, еле заметными штрихами красного цвета тронут его лоб. В полную силу цвет киновари звучит на фоне желтого плата, им обозначены границы средней части иконы.

Поскольку красный цвет символизировал победу, а по манере письма и подбору красок образ "Спаса", как уже отмечалось выше, обнаруживает сходство с памятными иконами архангелов, то можно предполагать, что и он также был выполнен по заказу князя Константина в память о победе в 1216 году.

Ярославская школа. Размер иконы 104 × 74 см



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.