Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Памятник «Тысячелетие России» (фрагмент)
Автор: Микешин Михаил Осипович
Источник: Яндекс картинки
12:49 / 28.03.2017

Тысячелетие России
Александр II пристально следил и за эстетическим воплощением замысла памятника. Уже при рассмотрении эскиза барельефа 8 декабря 1860 г. он указал на необходимость того, "чтобы сходство в чертах, росте и костюме было сколь возможно верно сохранено". Он просил создателей памятника "достигнуть более сходства в чертах Крылова, Жуковского, Гнедича и Грибоедова..."

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь летописной даты - тысячелетия с начала княжения Рюрика и его братьев на Руси. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Описание памятника

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружности горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов). Всего памятник содержит 128 фигур.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:

Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т.н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

История создания

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия начала княжения Рюрика на Руси, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановления Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, где согласно "Повести временных лет", Рюрик и начал княжить.

Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона рублей, но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб. и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством.

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также представили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.

На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г.Г. Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта.

Авторы

Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М.О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И.Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала".

В создании скульптур приняли участие Р.К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П.С. Михайлов (группа Рюрика), Н.А. Лаверецкий («Государственные люди»), А.М. Любимов («Военные люди»), М.А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г.А. Боссе (железная решетка) и В.А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники».

Возведение и открытие

Закладка памятника состоялась 16 (28) мая 1861 года на кремлёвской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении.

В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса.

Александр II пристально следил и за эстетическим воплощением замысла. Уже при рассмотрении эскиза барельефа 8 декабря 1860 г. он указал на необходимость того, "чтобы сходство в чертах, росте и костюме было сколь возможно верно сохранено".

Позже, 12 апреля 1862 г., осматривая часть барельефа, которую лепил Шредер ("Писатели и художники"), он "высочайше соизволил повелеть стараться достигнуть более сходства в чертах: Крылова, Жуковского, Гнедича и Грибоедова, и уменьшить несколько рост Гоголя".

Бюст Жуковского был предоставлен Шредеру из собственного кабинета "Его Величества". А Чижов, лепивший "Государственных людей", был допущен в Зимний дворец, чтобы иметь возможность как можно точнее воспроизвести фигуру Александра I, руководствуясь, по указанию Александра II, его изображениями на портретах: "одним работы Жерара, находящимся в комнатах в Бозе почившего Императора Николая I, и другим - работы Доува, в Галерее 1812 года".

Нацеленность на точное воспроизведение исторических персонажей на памятнике, которого требовала власть, оказывалась вполне соответствующей эстетическим устремлениям автора проекта к реализму в искусстве и утверждавшемуся в исторической науке представлению о необходимости добиваться соответствия воссозданного прошлого в работах исследователей исторической реальности.

Памятник был торжественно открыт 8 (21) сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась.

Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию.

После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед.

Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Памятник "1000-летие России" является одним из монументальных сооружений и представляет большую ценность, как памятник культуры 2-й половины XIX века.

Во время Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков памятник был разрушен. Судебный процесс над фашистскими захватчиками, походивший в Новгороде в 1947 году, показал, что памятник "1000-лети России" был разрушен по приказу командира 33-го армейского корпуса гитлеровской армии Герцега. Памятник "1000-летия России" Герцег "подарил" своему другу бургомистру немецкого Истенбурга.

Фигуры были сняты, разбросаны по Кремлю. Но Гергег не смог увезти памятник. Советская Армия изгнала захватчиков с советской земли. В январе 1944 г. Новгород был освобожден. Мрачную картину увидели вошедшие в город советские бойцы. В центре Кремля мрачно возвышался остов памятника, а вокруг, засыпанные снегом, изуродованные, лежали огромные фигуры, из которых каждая может свободно служить памятником.

Спустя четыре месяца после освобождения новгородцы восстановили свой памятник. Он восстановлен полностью без изменений. Утеряны незначительные части. Например, верхняя часть скипетра у Ивана III, перо у Нестора, нижняя часть шпаги у Кутузова, сбит ряд надписей и т.д.

Памятник "1000-летия России" в Новгороде был построен во время общественного подъема, в 1862 г. Он должен был показать народ, создавший могучее русское государство.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.