Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Девушка с кувшином (Молочница), фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге (фрагмент). 1816г.
Автор: Соколов Пётр Петрович
14:49 / 26.03.2017

Девушка с кувшином (Екатерининский парк Царского Села)
Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки. У её ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку

Девушка с кувшином (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге (автор проекта А.А. Бетанкур, скульптор П.П. Соколов).

Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином», из которого струится кристальная ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Водный источник или ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и осененный кронами старых деревьев, прежде служил началом ручья Вангазя.

В 1810 г. его преобразовал в фонтан известный инженер, механик и гидравлик А.А. Бетанкур по заказу Александра I. Скульптор П.П. Соколов в 1816–1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином. Скульптуру отлили из бронзы на литейном дворе Императорской Академии художеств.

Мотивом изображения послужила басня Лафонтена о юной молочнице Перетте. Ваятель претворил прозаический сюжет в идеальных художественных формах классицизма. Фонтан неизменно привлекает внимание посетителей парка, он является источником вдохновения многих поэтов, ему посвящено множество стихов.

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена.

Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки. У её ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку. Первоначально это был бассейн, оформленный в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот был ликвидирован в середине XIX века

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет.

Специальные исследовательские работы были поручены инженеру Чернявскому. Ему удалось выяснить и зафиксировать на чертежах систему водоснабжения, устроенную Бетанкуром. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

В конце XIX века вокруг фонтана появилось ограждение в виде железного штакетника. Штакетник был обсажен невысокой зеленью. В 1937 году ограждение было ликвидировано.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Копию этой скульптуры подарила супруга императора Николая I, Александра Федоровна, своему брату, принцу Прусскому Фридриху Карлу Александру. Она была установлена в Глиникском дворце вблизи Потсдама. Эта скульптура пропала во время Второй мировой войны.

В настоящее время вместо неё также установлена копия, выполненная в СССР. Авторская бронзовая копия скульптуры стоит в имении Суханово.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.