Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково» (Москва)
Источник: Яндекс картинки
08:12 / 18.08.2017

Кусково
Усадьба Кусково с обилием многообразных построек предназначалась специально для торжественных приёмов, праздников, гуляний. В связи с устройством шереметевской усадьбы Останкино в конце XVIII века Kусково утрачивает свое значение. В XIX веке облик интерьеров изменялся. В убранство помещений дворца включены первоклассные произведения декоративно-прикладного искусства

Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" - музей в бывшей загородной резиденции графов Шереметевых Кусково (с I960 года — в черте Москвы). Образован в 1938 году при объединении Музея-усадьбы "Кусково" (основан в 1918 году, открыт в 1919) и Государственного музея керамики.

Территория усадьбы площадью 295 га с 1992 года объявлена заповедной. Её центр — садово-парковый ансамбль: регулярный парк площадью около 30 га с системой каналов и прудов сложился к 1750-м гг. Наиболее ранняя из сохранившихся построек — барочная церковь (1737—39 гг).

Основные сооружения выстроены в стиле классицизма; деревянный дворец (1769—75 гг под руководством архитектора К.И. Бланка), колокольня (1792 года, архитектор А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин), "Эрмитаж" (1765—67 гг, при участии архитектора Бланка); сооружения в парке — "Голландский" (1749) и "Итальянский" (1754—55 гг по проекту архитектора Ю.И. Кологривова) домики.

"Грот" (1755—57 гг, по проекту Ф.С. Аргунова), Большая каменная оранжерея (1761-63 гг по проекту Аргунова); сохранились также "Швейцарский домик" (1869—70 гг, по проекту Н.Л. Бенуа), сушило и каретник. Домик управляющего (обе постройки 1870-х п.); в 1980-х гг. реставраторами восстановлены 5 менажерий (1755—66), вольер (середина 18 в), Американская оранжерея (1760).

Усадьба Кусково с обилием многообразных построек предназначалась специально для торжественных приёмов, праздников, гуляний. В связи с устройством шереметевской усадьбы Останкино в конце XVIII века Kусково утрачивает свое значение. В XIX веке облик интерьеров изменялся. С 1932 года размещение в залах дворца обширных зкспозиций Музея керамики препятствовало восстановлению их первоначальной отделки и обстановки.

Систематически оно было проведено в 1970-х гг на основе точных описей дворца XVIII—XIX вв в результате чего был воссоздан облик интерьеров 2-й половины XVIII века.

В основе Музея керамики - созданная в 1919 году Музей-выставка русской художественной старины на базе бывшей частной коллекции А.В. Морозова, включавшей богатейшее собрание русского фарфора (в особенности — изделий Императорского фарфорового завода, заводов А.Г. Попова и Ф.Я. Гарднера) и представлявшей наиболее полно всю историю отечественного фарфорового производства.

С 1920 года - Музеи фарфора; в 1924 году в его фонды поступило бывшее собрание Л.К. Зубатова (коллекции фарфора заводов Франкенталь, Людвигсбург и Хехст в Германии, а также китайского фарфора), собрание фарфора, фаянса, майолики из Эрмитажа, бывших коллекций барона Штиглица и князей Юсуповых, из хранилищ музейного фонда Ленинграда и Москвы (памятники из национализированных дворянских усадеб).

Тогда же формировалась коллекция советского "агитационного фарфора" Ленинградского фарфоровога завода им. М.В. Ломоносова.

В 1924 года Музей фарфора нассчитывал в своих фондах 10 тыс. предметов и 2.5 тыс. книг с наиболее ценными разделами по истории фарфора и иконографии; помимо русского фарфора XVIII-XX вв и китайского фарфора в собрание входили голландский фаянс XVIII века, итальянская майолика XVI-XVIII вв, немецкий фаянс, персидский и испано-мавританский фаянс XV—XVIII века. В 1929 году в фондах музея — 16,5 тыс. единиц хранения.

До 1928 года музей располагался в бывшем особняке Морозова во Введенском (Подсосенском) переулке, с 1929 — в здании 2-го Музея нового западного искусства (бывший особняк С.И. Щукина), с 1932 - в усадьбе Кусково. 

В 1950-e гг специализированные коллекции керамики, фарфора, фаянса, стекла различных стран от античности до наших дней размешены в отдельных усадебных постройках, характер которых был согласован с разделами экспозиции. В "Итальянском домике"- демонстрируется итальянская майолика, в "Эрмитаже" — собрание стекла, в Большой каменной оранжерее — отечественный фарфор советского периода.

В основном фонде музея 53 тыс. единиц хранения, в научно-вспомогательном — около 2 тыс. единиц хранения. Фонды включают коллекции живописи, скульптуры, графики, мебели, фарфора, фаянса, стекла, редких документов и книг.

В убранство помещений дворца включены первоклассные произведения декоративно-прикладного искусства, а также галлерея фамильных портретов Шереметевых работы крепостных художников Ивана и Николая Аргуновых, портреты императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова и Павла I Д.Г. Левицкого, более 60 мраморных статуй и бюстов.

Л.П. Синельникова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.