Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Сергей Константинович Зарянко русский художник, родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Начальными познаниями обязан живописцу Аврорину. А. Венецианов способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Академии Художеств и сделался руководителем его в живописи.
Своей специальностью Зарянко избрал вначале перспективную живопись. В 1843 г. за картину "Внутренность Морского Никольского собора" (музей Александра III) получил звание академика.
Переселившись в Москву, занимался исполнением образов для разных церквей. Перейдя в Петербург, впервые серьезно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849г. явились два великолепных портрета его работы, генерала Ломновского и певца О. Петрова (Музей Александра III).
В 1850 г. за портреты графа Ф.П. Толстого (у графа А.А. Толстого) и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856г. назначен профессором живописи в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его портреты отличаются сильной лепкой, превосходной передачей освещения, тщательной разработкой подробностей и точным, несколько "фотографическим" воспроизведением физиономий, более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения.
Всего написано им до сотни портретов, из которых достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича, императора Александра II в бытность его великим князем, Турчанинова, Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик, Лесниковой, графа А.А. Закревского, графа И.М. Толстого, князя С.М. Голицына, П.А. Тучкова , графа С.Г. Строганова, графа П.А. Шувалова и графа В.А. Адлерберга.
Произведения его имеются в Музее Александра III, в Третьяковской галерее и в Румянцевском музее в Москве. Как наставник, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности. Зарянко с давних пор видел только одним глазом, так как в другом образовалась темная вода.
С.К. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850г. о портрете скульптора Ф.П. Толстого.
Присущее Зарянко особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В.М. Аврорина и А.Г. Венецианова. Занимаясь в середине 1830-х гг. в Петербургской АХ у пейзажиста М.Н. Воробьева и числясь ее посторонним учеником, Зарянко в то же время продолжал пользоваться советами Венецианова. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался и в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Ей предшествовали изображения интерьеров.
Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал "Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-41). В 1843г. на очередной академической выставке появился "Внутренний вид Петропавловской церкви". Тогда же художник написал значительный по размерам "Вид внутренности Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари.
После завершения картины Зарянко "был почти слеп от годового слишком многосложного труда", который все же не пропал даром и принес ему звание академика. Интерьеры художник будет писать и в 1850-е гг., хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись.
В 1843г. Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. Осенью 1846 г. художника переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 г. - Константиновский кадетский корпус).
В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты: знаменитого оперного певца О.А. Петрова (1849), А.С. Танеева (1853), петербургского "городского головы" И.П. Лесникова, Н.В. Сокуровой (оба 1854), С.М. Голицына (1857), семьи Турчаниновых, Латкиных (в интерьере, 1850-е).
В 1853г. художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в АХ. В январе 1856 г. он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В.Г. Перов, В.Е. Маковский и др.
Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянко напряженно работать.
Умер Сергей Константинович Зарянко скоропостижно 20 декабря 1870 (1 января 1871) года в Москве.