Екатеринбургский музей изобразительных искусств
История комплектования коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств (до 1988 года – Свердловская картинная галерея) восходит к последней трети XIX столетия и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). На базе естественнонаучного собрания музея УОЛЕ в Екатеринбурге был создан Областной краеведческий музей, а художественная коллекция Общества легла в основу Свердловской картинной галереи.
Помимо основной своей деятельности, связанной с изучением природы, истории, этнографии и археологии родного края, УОЛЕ осуществляло широкую культурно-просветительскую работу. В 1887 году оно стало инициатором проведения в Екатеринбурге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, отличавшейся большим размахом. Одновременно с ней при содействии уроженца Урала профессора В.П. Верещагина в Екатеринбурге была организована демонстрация передвижной выставки Императорской Академии художеств.
Это событие имело большой резонанс. В процессе проведения выставки возникла идея создания в городе художественного музея. Академия художеств поддержала это предложение и оставила в музее УОЛЕ 14 живописных полотен и 9 акварелей известных русских мастеров. Центральное место среди них занимало удостоенное в 1884 году золотой медали Академии полотно ее выпускника Станислава Растворовского «Послы Ермака бьют челом Ивану Грозному, принося покоренное царство Сибирское».
В числе переданных Екатеринбургу были также работы Б. Вилевальде, А. Боголюбова, Л. Лагорио, П. Ковальского и других академистов. Кроме того, после закрытия Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в музей УОЛЕ поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода. Они положили начало уникальной коллекции чугунного художественного литья, составляющей сегодня центральную часть экспозиции музея.
В 1901 году при музее Уральского общества любителей естествознания был создан художественный отдел. Это событие ознаменовалось большой выставкой, включавшей, кроме произведений академистов, работы уральских живописцев А. Клепинина, А. Шереметевского, С. Яковлева, Л. Жукова, Н. Колмогорова. На выставке экспонировались также произведения, приобретенные Обществом для музея или принесенные ему в дар.
Среди них – «Портрет генерала Глинки, главного начальника горных заводов хребта Уральского» кисти А. Корзухина, подаренный музею действительным членом Общества В. Г. Ярутиным. В 1909 году Академия художеств вновь пополнила фонды музея, прислав работы И. Шишкина, М. Игнатьева, Н. Каразина.
Существенный вклад в комплектование общедоступного городского художественного собрания внесло Екатеринбургское общество любителей изящных искусств. Среди его членов были известные в Екатеринбурге деятели культуры: выпускник Академии художеств Н. Плюснин, живописец Г. Казанцев, литограф В. Вурм, фотограф В. Метенков. В 1912 году Общество провело большую выставку произведений московских, петербургских и уральских художников.
На ней демонстрировались работы А. Архипова, А. Аладжалова, А. Васнецова, С. Малютина, Н. Клодта, К. Коровина, Л. Пастернака, П. Петровичева, К. Юона, Л. Туржанского, А.Бенуа, А. Маковского, В. Маттэ - всего около 200 экспонатов.
Как писала газета «Голос Урала», выставка не только явилась «большим праздником», но и позволила «извлечь из хранилищ местных собирателей картин несколько ценных произведений». Выставка стала важным этапом в пополнении городского художественного собрания. В Екатеринбургском музее находятся экспонировавшиеся на ней полотна С. Малютина, Л. Пастернака, Л. Туржанского, М. Аладжалова, К. Юона и других крупных российских мастеров.
Активный рост городской художественной коллекции пришелся на 1919-й-1920-е годы. Этому способствовала деятельность специальной комиссии при уездом отделе народного образования, в состав которой входили скульптор С. Эрьзя, художники Л. Туржанский и И. Слюсарев, президент УОЛЕ О. Клер. Задачей комиссии являлся отбор на вещевых складах конфискованных у прежних владельцев произведений, достойных войти в музейное собрание.
Благодаря деятельности комиссии удалось сохранить огромное количество художественных ценностей. Так в музей попали картины «Павел и Варнава в Листре» голландского художника XVII века, принадлежащего кругу великого Рембрандта; «Самсон и Данила» итальянца Себастьяна Риччи, работавшего в Венеции на рубеже XVI-XVII веков; «Кающаяся Мария Магдалина» неизвестного итальянского художника XVII века; работы нидерландского мастера конца XVI века Руэланта Саверея, сиенских живописцев начала XVII века Рутилио Манетти и Франческо Рустичи, чьи полотна отсутствуют в других российских музейных собраниях.
Пополнению художественных коллекций содействовала также выставка «Все течения живописи», привезенная в город по инициативе Наркомпроса. Открытая в помещении Свободных художественных мастерских 8 мая 1920 года, она представляла работы К. Малевича, В. Кандинского, Н. Гончаровой, М. Ларионова и других крупных мастеров отечественного авангарда. Проведение выставки было связано с высказанной В. Кандинским идеей создания сети музеев живописной культуры не только в столицах, но и в провинции.
В те же годы существенно обогатилось собрание чугунного художественного литья. В 1922 году с Каслинского завода поступила коллекция, в которую входили детали Каслинского чугунного павильона, изготовленного для Всемирной промышленной выставки в Париже (1900 г.). Через год музей получил коллекцию произведений из Кусы - второго крупного центра художественного литья на Урале, а в 1926 году тресты «Гормет» и «Уралмедь» передали ему более двух тысяч каслинских изделий, многочисленные медные и бронзовые модели. В 1931 году трест «Востокосталь» пополнил фонды музея еще 466 предметами каслинского литья.
В 1925 году образованный на основе музея УОЛЕ Государственный областной музей выступил с ходатайством о получении для пополнения собрания произведений из Национального музейного фонда. Такие поступления происходили в течение второй половины 1920-х годов. Быстрое увеличение фондов художественного отдела Гособлмузея позволило создать в апреле 1936 года Свердловскую картинную галерею. На момент организации она располагала фондом, состоящим из 1200 экспонатов.
С образованием Свердловской картинной галереи активизировалась деятельность, направленная на пополнение ее коллекций. Художественные произведения приобретались у коллекционеров, поступали из Государственного музейного фонда и закупочных комиссий Москвы и Ленинграда. В 1930-1940-е годы музей пополнился замечательным «Натюрмортом с красной рыбой» И. Машкова, «Пейзажем» Н. Крымова, написанной на дереве композицией «Больная» К. Петрова-Водкина, «Маскарадом» С. Судейкина, монументальным керамическим панно «Праздник» И. Фрих-Хара.
Молодая картинная галерея нередко получала произведения в дар. В 1938 году наследники художника А. Рылова подарили галерее несколько картин и этюдов мастера. В 1952 году А.В. Петропавловская преподнесла музею "Женский портрет" немецкой художницы XVIII века Анны Розины де Гаск.
Важную роль в формировании коллекции советского искусства сыграли региональные выставки, проходившие в Свердловске - «Урало-Кузбасс в живописи»(1935) и «Урал - кузница оружия» (1944).
В годы Великой Отечественной войны Свердловская картинная галерея стала филиалом Государственного Эрмитажа. В ее здании хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища одного из крупнейших музеев мира. В те тяжелые годы не прекращалось комплектование фондов галереи и ее библиотеки. В 1943-1944-х годах были приобретены живописные работы Н. Подключникова, Б. Кустодиева, И. Браза, И. Шишкина и других известных русских художников XIX - начала XX веков.
В 1947 году из Эрмитажа в Свердловскую картинную галерею было передано 27 живописных работ, 5 скульптур и 84 произведения декоративно-прикладного искусства, включая мебель, бронзу и фарфор.
Так в собрание Екатеринбургского музея попали уникальные произведения, такие как «Воскресший Христос» венецианца Марко Базаити; «Поклонение Младенцу» итальянского художника, принадлежащего кругу Майнарди и принесенное в 1881 году в дар Румянцевскому музею С.И. Погодиной; «Мадонна с младенцем», приписываемая кисти флорентьинского мастера второй половины XIV века Якопо ди Чионе; «Женский портрет» голландского художника середины XVII века Хендрика ван дер Влита, «Каин и Авель» неаполитанского мастера второй половины XVII века Луки Джордано.
В 1960-1970-е годы музей пополнялся поступлениями из Министерства культуры, а также путем приобретения произведений у коллекционеров и частных владельцев. В 1959 году из Свердловского областного краеведческого музея по инициативе профессора Б.В. Павловского поступила крупная коллекция уральских икон и медного литья. В 1960 году - по завещанию К.Т. Бабыкина галерея получила произведения западноевропейской живописи и фарфора, а в 1966-ом у К.Н. Клопотова была приобретена коллекция рисунков и гравюр западноевропейских мастеров XVI-XIX веков.
В состав музейного собрания вошли произведения Д. Романо, А. Пальма, А. Карраччи, П. да Кортона, А. Блумарта, Рембрандта ван Рейна, Ж.Л. Давида и других прославленных мастеров.
Большую помощь в формировании коллекции уральских мастеров оказало Областное управление культуры и Свердловский Городской отдел по делам искусств. На их средства проводились плановые закупки или осуществляемые по заявкам музея из мастерских художников и с проходивших выставок.
Значительный рост собрания связан с преобразованием в 1988 году Свердловской картинной галереи в Музей изобразительных искусств. Вновь организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию коллекций. В 1984 году фонды музея пополнились собранием русского фарфора, завещанным Н.Г. Кролль, а в 1986 году - представительной коллекцией камнерезного и косторезного искусства, оставленной музею Ф.И. Чудновским.
Тогда же было приобретено собрание произведений С. Малютина, принадлежавшее свердловскому собирателю В.И. Абрамову. Центральное место в ней занимало крупноформатное полотно «С поводырем» (1929), украшающее ныне экспозицию русского искусства. Во второй половине 1980-х годов у потомков А. Корзухина были куплены 12 этюдов и портретов художника.
В начале 1990-х годов в фонды музея поступила коллекция гравюр западноевропейских мастеров XVI-XVII веков, которая включала произведения прославленных французских граверов XVII века Р. Нантейля, П. Древе, Г. Эделинка. Одним из крупных приобретений последнего времени является мраморный «Женский портрет» неизвестного русского скульптора круга В. Беклемишева.
За первые три года существования отдела декоративно-прикладного искусства Урала коллекция художественного литья увеличилась на 98 произведений. Активный подход к комплектованию позволил музею в течение нескольких лет удвоить коллекцию уральского литья.
В это же время началось формирование коллекций нижнетагильского расписного подноса, златоустовской гравюры на стали, уральской бересты и керамической игрушки, которые регулярно и целенаправленно пополняются авторскими работами ведущих мастеров. С середины 1980-х годов ведется комплектование коллекции уральского камнерезного и гранильного искусства XIX-XX веков. Была сформирована коллекция тобольской резной кости, которая включает около двухсот работ наиболее заметных мастеров этого традиционного промысла.
Одновременно велась работа по комплектованию собрания отечественного искусства XX-XXI веков. В расширении данной коллекции значительную роль играла и играет безвозмездная передача (дар) художественных произведений организациями или частными лицами. Большая часть работ была подарена музею самими авторами.
Так, например, собрание отечественного искусства было пополнено живописными полотнами М. Брусиловского, Г. Метелева, А. Алексеева-Свинкина, В.Чурсина, В. Степанова, В. Кравцева, М. Сажаева, А. Азерной, С. Лаушкина, графическими сериями В. Воловича, Е. Гилевой Г. Райшева, В. Наседкина, Т. Баданиной, Д. и С. Брюхановых и многих других замечательных уральских художников.
Некоторые работы подарены музею родственниками, к которым они перешли по наследству, как, например, произведения Народного художника России Е. Гудина, Народного художника РСФСР Н. Ситникова, Заслуженного художника РСФСР А. Бурака. Наряду с приобретением произведений живописи, графики и скульптуры современных уральских художников, фонды пополнялись работами мастеров Москвы и Петербурга.
Контакты с прибалтийскими коллегами позволили сформировать коллекцию живописи и графики латвийских художников. Появление значительной финансовой поддержки позволило обратить внимание не только на творчество современников, но и на признанных мастеров начала XX века.
В 1992 году на московском аукционе «Альфа-Арт» были приобретены две графические работы Василия Чекрыгина и одна - ученицы Павла Филонова Алефтины Мордвиновой, тем самым была пополнена уникальная музейная коллекция русского художественного авангарда. Немаловажными для Екатеринбургского музея стали передачи из Государственного Русского музея.
В 1992 году из его дуплетного фонда поступило 20 литографий известного петербургского графика Б.Н. Ермолаева и 7 живописных полотен А.Г. Эндера, а в 1997-м наше музейное собрание отечественного искусства XX-XXI веков пополнилось 10 работами Е.Е. Моисеенко, которые ранее находились в коллекции В.А. Рыбалко.
Древнерусское искусство
Основу коллекции иконописи Екатеринбургского музея изобразительных искусств составляют произведения мастеров московской школы и русской провинции, в том числе Урала.
Икон XVII в. немного, но в собрание входит ряд первоклассных памятников московской школы: "Древо Иессеево", "Параскева Пятница" и другие. Особо выделяется огромная соборная икона начала XVII в. "Страшный суд", которая отличается сложной многофигурной композицией, праздничностью цветовой гаммы и обилием золочения. Раздел северных писем представлен одной, но очень интересной иконой XVII в. - "Рождество Христово".
Наибольшую часть иконописной коллекции составляют иконы местного уральского письма, так называемые невьянские, написанные в старообрядческих центрах Урала (в Невьянске и других городах), славившихся талантливыми иконописцами, мастерами декоративно-прикладного искусства, такими как представители семей Богатыревых, Малыгановых, Романовых, Чернобровиных.
Особенно богато художественное наследие династии иконописцев Богатыревых, начало активной деятельности которых относится к концу XVIII в. Их иконы отличаются высоким профессионализмом и изысканной утонченностью, в них отразились отработанные десятилетиями живописные и технические приемы письма невьянских икон: барочные традиции, обилие золота, черневой росписи, полихромный лаковый орнамент. Не менее интересны работы и других уральских мастеров.
Самобытной манерой исполнения отмечена икона " Воскресение - Сошествие во ад". Она, как свидетельствует надпись в ее правом нижнем углу, была написана четырнадцатилетним учеником Т.В. Филатовым, работавшим во второй половине XIX в. на Уткинском заводе Красноуфимского уезда, где существовал иконописный промысел. Специального внимания заслуживает икона "Вседержитель" в золоченом серебряном окладе, написанная безруким от рождения крестьянином Григорием Журавлевым.
Видное место в собрании музея занимает большой киот из красного дерева с иконой "Богоматерь Владимирская", созданный в Екатеринбургской иконописной мастерской П.О. Кожевникова. Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяется икона "Стефан Пермский", выполненная в мастерских Г.К. Харитонова.
Достойны упоминания и другие экспонаты иконописной коллекции музея. Однако даже сказанного достаточно, чтобы судить о характере и художественных достоинствах собрания, оценить его культурно-историческую ценность.
В коллекции музея также находятся образцы русского культового медного литья. В основном они относятся к старообрядческим памятникам, выполненным в XVII-XIX вв., некоторые экспонаты можно отнести к XVII-XVIII вв. Коллекция включает в себя как подлинные шедевры русского прикладного искусства, так и ремесленные отливки, изготовленные для массового сбыта на широком российском рынке.
Русское искусство XVIII-XIX веков
Коллекция русского искусства XVIII–ХIХ вв. музея изобразительных искусств выразительна и разнообразна, она дает яркое представление об основных этапах его развития.
В начале XVIII в. в России появляется масляная живопись, постепенно вытесняя традиционную и исконно русскую иконопись. Во главу теперь ставятся светские сюжеты и предпочтение отдается портрету, как камерному, так и парадному. В жанре портрета живопись достигает наибольших успехов, запечатлевая лица именитых сановников, вельмож, кавалеров и дам на фоне того или иного интерьера, пейзажа («Портрет Кокошкиной», 1780-е, неизвестного автора; «Портреты Турчаниновых», 1777, Л.С. Станищевского).
С середины 1760-х гг. ведущим направлением в русском искусстве становится классицизм, свойственный европейским художественным академиям. Наиболее последовательно воплотились классицистические принципы в историческом жанре, выразившем гражданственные и патриотичные идеалы просветительства. Яркое тому подтверждение – полотно из музейного собрания А.И. Иванова «Танкред и Кларинда» (конец 1790-х).
Распространению просветительских идей во многом способствовала политическая ситуация первых десятилетий правления Екатерины II, когда осуществлялись демократические преобразования общества, распространялись и внедрялись философские принципы Просвещения. Мудрой и величественной изображена Екатерина II на погрудном портрете из музейного собрания, написанным кистью неизвестного художника конца XVII в.
Самостоятельным жанром в искусстве последней четверти XVIII столетия становится пейзаж, в котором во многом определились черты сентиментализма, связанного с пониманием сущности человека, его мировоззрении, духовных качеств, с возникающим интересом к внутреннему миру, единению с внешней средой. Постепенно вырабатывается образ безмятежной и спокойной природы (И.М. Тонков «Усадьба П.Г. Демидова в Сиворицах под Петербургом», конец XVIII в.).
Достаточно хорошо представлены в собрании произведения первой половины XIX в. Исторические события этого периода - война с Наполеоном 1812 года, восстание декабристов 1825 года положили начало другой эпохе.
Одухотворённость образов, слитых с природой, изысканность мастерства, очарование юности характерны для многих портретов того времени, когда романтизм, во многом воспринявший идеи сентиментализма, отразился на творчестве художников нового поколения: С.Ф. Щедрина («Итальянский пейзаж», конец 1810-х), В.Л. Боровиковского («Портрет Е.Т. Дубовицкой», 1809), В.А. Тропинина («Женский портрет», 1830-е), П.Е. Заболоцкого («Девушка с папиросой», 1850-е), А.Г. Венецианова («Портрет старухи», 1840-е). Художников интересовала в первую очередь яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств, различные грани характера.
Живопись середины XIX в. развивалась в ином ключе. В этот период основополагающим было переплетение академизма и классицизма, что способствовало выдвижению на первый план исторической картины. Интерес к отечественной истории, археологии, воссозданный пристальным вниманием к предметному миру, бытовым мелочами, интерьеру, одежде, был присущ художникам середины и второй половины XIX в. (Сажин М.М. «В церкви», 1856; И.Ф. Хруцкий «Натюрморт»). Ярким подтверждением этого интереса было творчество К.Д. Флавикого и Н.М. Плюснина, и их картины «Княжна Тараканова» (1862), «Давид перед Саулом» (1875), находящиеся в коллекции музея.
Произведения художников второй половины XIX в. – крупный раздел в собрании, дающий возможность познакомиться с важнейшими процессами в искусстве того времени, его общей реалистической и демократической направленностью. В это время живопись довольно многообразна, непросто выделить в ней наиболее значительные явления. Но среди них - меткие, полные юмора и сарказма сценки Л.И. Соломаткина («Метель», 1876), тонкие портретные воплощения А.И. Корзухина («Женский портрет», 1875) и Н.В. Неврева («Мужской портрет», 1861), фантастически эффектный, красочный И.Е. Репин («Женский портрет», 1881).
Работы И.Н. Крамского, идейного руководителя передвижников, отмечены углублённым психологизмом, непосредственностью образа («Портрет неизвестной», 1881). Существенные явления современной ему социальной действительности чутко отразил Н.А. Ярошенко в «Портрете писателя Г.И. Успенского» (1884).
Широко экспонируется в музее пейзажная живопись передвижников, отражающая развитие этого жанра, может быть, недостаточно равномерно, но на прекрасных примерах (А.К. Саврасов «Лето»,1880-е; Ф.А. Васильев «Этюд», конец 1860-х; И.И. Шишкин «Лес», 1880-е; В.Д. Поленов «Ока», «Серый день»; И.И. Левитан «Альпы. Снега», 1887).
В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств немало интересных скульптурных работ. В экспозиции представлена Екатеринбургская художественная школа, где преподавал Е.А. Алмазов («Мальчик на салазках», конец XIX в.). Непосредственно со знаменитым каслинским литьем связана работа Е.А. Лансере «Ловля диких лошадей» (1878), по этой модели на Каслинском заводе отливались многочисленные скульптуры.
В коллекции музея хорошо представлены основные этапы развития отечественного фарфорового производства. Это образцы продукции Императорского фарфорового завода, изделия заводов Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Сафронова и других предприятий.
Небольшое, но интересное собрание отечественной керамики занимает сегодня заметное место среди коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Оно дает достаточно полное представление об этом прекрасном направлении художественного творчества.
Русское искусство XIX-XX веков
На рубеже XIX-XX столетий в русской культуре происходили сложные процессы. Менялся ритм художественной жизни, шло образование новых направлений и течений в искусстве, наряду с Товариществом передвижников, в эти десятилетия возникает ряд художественных объединений и обществ: «Мир искусства» с синтетическим охватом различных видов, направлений и жанров; Союз русских художников со стихией пейзажного этюда и поисками национального стиля; «Голубая роза» с символизмом и ориентальной темой; «Бубновый валет» с его яркой, жизнеутверждающей живописью, увлечением кубизмом, наследованием традиций русского лубка и народной росписи.
Пристрастие идейного вождя «Мира искусства», теоретика и художника А.Н. Бенуа к прошлому выразилось в знаменитых версальских сериях, где образы хрупкой красоты ушедшего сочетаются с грустно ироническим взглядом автора («Грот Аполлона», 1900-е).
Столь же невесом в своей ненавязчивости прелестный «Маскарад» (1900-е) С.Ю. Судейкина - цвет, застигнутое кистью движение, едва уловимое, музыкальное…
Одним из талантливейших представителей второго поколения “Мира искусства” был Б.М. Кустодиев, посвятивший своё творчество России - купеческой и крестьянской, провинциальной и деревенской, полной сил и душевного здоровья. В собрании музея он представлен необычным - не ярмарочным, не разгульным, а суровым реалистом, учеником И.Е. Репина. Таковы его произведения: «Портрет генерала Н.П. Петрова» (Этюд для картины И.Е. Репина “Торжественное заседание Государственного совета…”, 1901-1903), “Старая монахиня” (1908) и “Послушница” (1908).
Так же отличен от других был и К.А. Коровин. Он преодолел унылую назидательность и литературную описательность, освободил живопись от рутины и тусклых серо-коричневых красок. В своих произведениях художник страстно утверждал эстетическую ценность реальной жизни, яркую и живую живопись, напоённую всеми красками земли и неба («Гурзуф», 1913; «Ночной этюд», 1911).
Особое внимание музей уделяет коллекции произведений уральских мастеров - К.А. Артемьева, М.А. Савельева, А.И. Корзухина, Л.В. Туржанского. Широко представлен в собрании и А.К. Денисов-Уральский, который в своих холстах всегда географически и этнографически точен. Его «Октябрь на Урале» (1884), написанный на сюжет рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка, близкого друга живописца, очень тонко передаёт особенности уральской природы. В экспозиции находится и еще одно полотно А.К. Денисова-Уральского «Лесная чаща» (1899).
Украшением коллекции являются произведение скульптора М.Л. Диллон «Голова девушки» (1910-е), изваянные И.Я. Гинцбургом деятели искусства рубежа XIX-XX вв. – «И.К. Айвазовский» (1898), «Л.Н. Толстой за работой» (1891). Редчайшей вещью в собрании является скульптура П.П. Трубецкого «Фигура женщины» (1908), где удивительно изящно создается уютный, домашний образ женщины.
Коллекция фарфора рубежа XIX-XX вв. представлена образцами произведений заводов Товарищества Кузнецова, занимающих огромный пласт в русской фарфоровой промышленности и относящихся как к раннему, так и более позднему периоду. В 1891 г. в состав Товарищества входит и завод Гарднера. Наиболее полно представлены в коллекции изделия Дмитровской фабрики, сохранившие высокие достоинства гарднеровского фарфора.
Несомненный интерес вызывает и коллекция уральской керамики, самые ранние произведения которой относятся к XIX в., когда в Екатеринбурге и других городах края возникают первые фаянсовые фабрики. В собрании имеются редкие образцы тарелок заводов братьев Чекановых и Афонина, оформленные монохромным печатным рисунком, заполнявшим всю поверхность изделия.
Русский художественный авангард 1910-1920 гг
Коллекция живописи русского авангарда является одним из самых интересных и цельных собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Она, в подавляющем большинстве, была привезена в Екатеринбург по инициативе Наркомпроса для проведения большой выставки, на которой были представлены все основные течения современной живописи.
Проведение выставки было связано с высказанной В.В. Кандинским идеей создания сети музеев живописной культуры не только в столицах, но и в провинции. После окончания выставки, которая с большим успехом прошла в помещении Свободных художественных мастерских в мае 1920 г., картины были оставлены в Екатеринбурге.
Так в столице Урала оказалась уникальная коллекция русского художественного авангарда начала XX в. Она включает работы как его основателей и признанных корифеев, так и менее известных или полузабытых авторов.
Мощный взрыв авангарда в русской живописи начала столетия привел к появлению многих новаторских начинаний и новейших тенденций – иногда схожих в своих установках, порой же – прямо противоположных. И хотя все художники стремились найти свой собственный путь преодоления привычной живописно-пластической системы, существовало нечто общее, объединившее их в сложное, противоречивое и многосоставное целое, названное русским авангардизмом и ставшее ярким феноменом мировой культуры.
Этим общим был основополагающий творческий принцип, базирующийся на эмансипации художественной формы от содержания, на освобождении собственно живописных средств от диктата натуры.
Степень абстрагирования авангардистов от видимой реальности могла быть при этом различной – от частичной до абсолютной, от незначительных сдвигов, смещений, деформаций натуры в примитивизме, кубизме, экспрессионизме до полного отказа от таковой, породившего все направления беспредметной живописи.
Знакомя зрителя с фольклорными лубочно-вывесочными увлечениями «московских сезанистов» - бубнововалетцев И.И. Машкова, А.В. Куприна, В.В. Рождественского, П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, с неопримитивистскими крестьянскими и городскими жанрами Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова, с полными экспрессии и энергии цирковыми зрелищами В.Г. Бахтеева, с кубистическими натюрмортами А.А. Осмеркина, А.А. Лабаса, Н.А. Удальцовой, с супрематическими композициями К.С. Малевича, О.В. Розановой, С.Я. Сенькина, с цветовыми конструкциями из геометрических форм И.В. Клюна, А.С. Родченко, с абстрактной импровизацией В.В. Кандинского и т.д., коллекция русского живописного авангарда 1910-1920-х гг. воскрешает, тем самым, из небытия интереснейший пласт нашего национального искусства, делает более зримой картину художественной жизни России тех лет.
Сегодня художественные коллекции музея продолжают формироваться, они изучаются, обрабатываются, и по мере возможности, пополняются. Так, например, совсем недавно из Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО были переданы произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства отечественных мастеров XX века.
В 2010 году музей изобразительных искусств получил в дар от частного коллекционера И.Ю. Ефимова уникальное собрание авторского ювелирного искусства, которое включает в себя работы художников-ювелиров московской, петербургской и екатеринбургской школ 1970-1990-х годов.