Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Источник: Яндекс картинки

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв., портреты XVIII в., отражающие блестящую эпоху Просвещения России

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина обладает  одним из интереснейших собраний Поволжья,  где полно и разнообразно представлены основные этапы развития русского и современного искусства, а также  содержит коллекцию произведений зарубежного искусства.

Все собрание разделено на несколько фондов:  «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство» и библиотечный фонд. В настоящее время общее количество экспонатов приближается к 20 тысячам единиц хранения и пополняются фондыв основном путем дарения. Одним из самых интересных поступлений за последние годы стала гравюра А. Дюрера «Смерть Марии», приобретенная в 2009 году.

Иконописное собрание галереи  составляет 95 единиц хранения, живопись – 1 318, графика – 12 924, в том числе 4,5 тыс. листов зарубежной гравюры, скульптура - 206, предметы декоративно-прикладного искусства -990 ед.

Библиотека существует в Астраханской картинной галерее с 1918 г., основу ее составила личное книжное собрание Павла и Василия Догадиных. Еще в студенческие годы Павел Михайлович собирает литературу по разнообразным вопросам. В результате переписки с писателем И.Ф. Наживиным П.М. Догадин приобрел его книгу «Из жизни Л.Н. Толстого»,  издательстве «Аполлон» в Петрограде -  иллюстрированную монографию «Н.К. Рерих» А. Гидиони. В. Гиляровский, друживший с Догадиным, дарит ему свои книги «Год войны.

Думы и песни» и «Грозный год». Догадин пополняет свою библиотеку словарями, энциклопедиями, альбомами художников, монографиями, журналами («Малый энциклопедический словарь» в 3-х томах, «Большая энциклопедия» под редакцией С.Н. Лежакова, «Энциклопедический словарь», монографии о Врубеле, Левитане, журналы «Аполлон» за несколько лет издания и др.).

Во время подготовки музея к открытию в 1918 г. П.М. Догадин принимает большую коллекцию О. Виблингера, в которую входили книги на английском и немецком языках. В 1919 г. доставляют из Москвы журналы «Мир искусства», «Мой журнал для немногих», «Свободные часы». В 1931 г. Астраханское Городское Архивное Бюро передает музею литературу об искусстве (в том числе, книги из библиотеки И.А. Репина).

На сегодняшний день фонд библиотеки Астраханской государственной картинной галереи составляет 15 461 экземпляр. В библиотеке имеются книги по архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, живописи, графике, журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно», «Старые годы», а также журналы советского периода«Творчество», «Искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Художник», словари, справочники, энциклопедии, каталоги выставок, каталоги музеев России, в том числе каталоги и альбомы ГТГ, ГРМ, Эрмитажа, ГМИИ.

Музей открыт 15 декабря 1918 года как «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина». Павел Михайлович Догадин (1876-1919), выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, в 1918 г. передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющемся памятником архитектуры («Усадьба И.Н. Плотникова» - особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П.М. Догадина уходит из его названия: 1922-1928 – Астраханская картинная галерея, 1929-1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949-1957 – Астраханская областная картинная галерея.

В 1958 г. галерее было присвоено имя Б.М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ - Дом-музей Б.М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: областное государственное бюджетное учреждение культуры «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина».

В течение всех лет существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О.Я. Виблингера, купца-мецената И.А. Репина, собирателя А.А. Перова, художницы и педагога Е.И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М.П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н.М. Краевской и др.

В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы - Б.М. Кустодиев и И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям. В 60-80-е гг. расширялись экспозиционные площади музея. В 1991 г. открыт отдел зарубежного искусства.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф.С. Рокотовым Д.Г. Левицким, В.Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. Начало XIX в. представлено полотнами С.Ф. Щедрина, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, русское искусство середины и второй половины XIX в. - произведениями художников-передвижников В.Г. Перова, Н.В. Неврева, Л.И. Соломаткина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, К.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкого.

Особое место в собрании галереи занимают пейзажи А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова, А.И. Куинджи, Л.Л. Каменева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах М.В. Нестерова, С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, А.Я. Головина, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, в работах художников, входивших в объединения «Бубновой валет» и «Голубая роза» - П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, А.А. Экстер, М.З. Шагала, П.В. Кузнецова.

Коллекция русского авангарда, включающая также произведения В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.М. Ходасевич, И.В. Клюна, А.М. Родченко, О.В. Розановой, А.В. Шевченко. В.В. Рождественского, С.М. Романовича, А.В. Грищенко, является гордостью галереи. Искусство советского периода представлено произведениями А.А. Рылова, Ю.И. Пименова, А.А. Осьмеркина, К.С. Петрова-Водкина, С.В. Герасимова, В.Ф. Стожарова, А.А. Дейнеки, Г.Г. Нисского, С.А. Чуйкова, В.И. Иванова и др.

Среди друзей галереи известные современные художники – Р. Доминов, А. Климов, Л. Григорьева-Семятицкая, В. Галатенко, С. Ботиев, А. Батыков, Н. Шиняев и др. В музее немало работ художников-астраханцев – С. Сахарова, Н. Скокова, В. Жаркова-Волжского, А. Токарева, С. Масленникова, С. Шомина, Т. Авдеевой, Н. Заварина, К. Титова, К. Иноземцева, Р. Давитьян, Н. Кравцова, К. Сафаргалиева, Н. Рудикова, Г. Сафронова, Ю. Лебедева, Ш. Такташева, С. Дьякова, В. Юшина и др.

В собрании отдела зарубежного искусства - живописные работы Ж.Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII-XIX вв., в том числе граверных мастерских П.П. Рубенса, Дж.Б. Пиранези. Здесь можно познакомиться с образцами фарфора, фаянса, стекла заводов Майсена, Берлина, Веджвуда, Севра. В экспозиции представлены также произведения искусства стран Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В 2008 г. в отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII в., где проводятся интерактивные занятия по классическому эстампу.

Произведения из собрания АГКГ неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках. В 2003 г. галерея за активное участие в выставочной деятельности награждена Почетным дипломом и знаком «Золотая Пальма» Международного совета музеев (Париж, Франция). Множество людей, преданных искусству, содействовали тому, чтобы небольшое собрание П.М. Догадина превратилось в многотысячную коллекцию живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Среди этих людей – преемник П.М. Догадина художник Н.П. Протасов; художник-педагог, директор музея А.М. Токарев; художник, председатель Астраханского отделения Союза художников Н.Н. Скоков, 30 лет отдавший работе в музее; первый искусствовед Астрахани, заведующая кафедрой иностранных языков медицинского института О.М. Рындина и др.

Благодаря любви и преданности этих людей Астраханская картинная галерея завоевала славу одного из интереснейших художественных музеев страны. В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка», планируется открытие Детской картинной галереи.
 
Филиалы

Дом-музей Велимира Хлебникова (открыт в 1993 г. в бывшем доходном доме Полякова), в экспозиции которого - подлинные предметы семьи Хлебниковых, фамильная библиотека на шести языках, живописные и графические произведения Веры Хлебниковой, Петра и Мая Митуричей. Музейная библиотека – это методический центр, связующий хлебниковедов Астрахани с учеными Франции, Италии, США, Канады, Германии, Финляндии, Японии и других стран. С 1996 г. в музее выходит независимая литературная газета «Хлебниковская веранда», полный комплект которой хранится в Амстердамском университете.

Дом-музей Б.М. Кустодиева (открыт в 2002 г. в бывшем доме купца Моисеева), экспозиция которого позволяет получить представление о жизни и творчестве Б.М. Кустодиева – астраханца, художника с мировым именем. В музее около 200 предметов (живописные и графические работы Б.М. Кустодиева и его первого учителя П.А. Власова, мемориальные вещи, документы). Уникальны фотографии из личного архива семьи, подаренные музею внучкой художника – известным российским искусствоведом Т.К. Кустодиевой.

Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова» (открыт в 2010 г. в бывшем купеческом особняке, внешне напоминающем древнерусский резной терем и являющемся образцом деревянного зодчества XIX в.). Посетители «живого музея» переносятся в атмосферу быта астраханского купечества XIX в., становятся участниками интерактивной экскурсии, развлекательных и культурно-образовательных мероприятий. Интерьер «Дома купца Г.В. Тетюшинова», состоящий из предметов конца XIX - начала XX вв., создан дарами астраханцев, принявших участие в акции «Благо дарю».

Русская живопись  

Отдел русского искусства представляет ту часть коллекции Астраханской картинной галереи, в основе которой работы русских художников, приобретенные ее основателем П.М. Догадиным в начале XX века. После открытия галереи в 1918 г. ее собрание, в том числе и отдел русского искусства, пополнялись из Государственного музейного фонда, куда стекались произведения искусства из национализированных частных коллекций и реорганизованных музеев.

Кроме того, галерея с благодарностью принимала дары, которые делали на всем протяжении ее истории многие ценители и собиратели русского искусства. Сегодня отдел насчитывает сотни полотен известных русских художников XVIII – нач. XX вв., которые дают зрителям прекрасную возможность познакомиться с основными тенденциями, стилями и направлениями отечественного изобразительного искусства.

Отдел располагает небольшой, но достаточно интересной коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы XVI-XIX веков. Здесь же находятся и створки входных врат Астраханского Кафедрального Успенского собора, являющиеся образцом русского прикладного искусства конца XVII-нач. XVIII вв.

Экспозиция русского искусства XVIII века – это, главным образом, портреты, написанные как неизвестными авторами, так и именитыми мастерами, такими, как Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, составившими славу русской живописи и без произведений которых сегодня невозможно представить себе блестящую эпоху Просвещения.

В нескольких залах экспозиции располагаются живописные работы художников XIX века. Начало столетия представлено полотнами С.Ф. Щедрина, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, а также произведениями В.Е. Раева и Н.Е. Рачкова - живописцев известной арзамасской школы Ступина.      

Особое место в коллекции галереи занимает пейзаж, один из самых любимых и популярных жанров в русской живописи. Гордостью музея являются работы известных живописцев, наиболее полно проявивших себя в пейзаже: А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова, А.И. Куинджи, Л.Л. Каменева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Русское демократическое искусство середины и второй половины XIX века представлено творчеством московских художников-шестидесятников – В.Г. Перова, Н.В. Неврева, Л.И. Соломаткина и произведениями передвижников - И.Е. Репина, В.И. Сурикова, К.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкого, А.А. Харламова.

Художественные поиски рубежа XIX-XX веков воплощены в полотнах М.В. Нестерова, С.Ю. Жуковского, П.И.Петровичева, В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, А.Я. Головина, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, К.А. Коровина, Н.К. Рериха. Именно их работы являются основой экспозиции этого периода.

В экспозиции представлены и произведения русских скульпторов конца  XVIII – начала XX вв.: Ф.И. Шубина, Ф.Ф. Щедрина, М.И. Козловского, И.П. Витали, В.И. Демута-Малиновского, М.А. Чижова, Р.Р. Баха и др.

Отдел русского искусства проводит выставки из фондов АГКГ, которые знакомят зрителей c произведениями русских художников, не входящими в постоянную экспозицию.

В «Каминном зале» отдела русского искусства проходят музыкальные вечера с участием артистов Астраханской областной филармонии, Астраханского театра оперы  и балета.

Сотрудники отдела ведут исследовательскую работу, изучая коллекцию русского искусства АГКГ, историю бытования  произведений. Результатами этих исследований являются каталоги, альбомы, буклеты и публикации в периодических изданиях.

Отдел современного искусства первоначально назывался отделом советского искусства (сформировался в галерее с 1939 г.) и включал в себя произведения с 10-х годов ХХ века по конец ХХ века. В связи с утратой актуальности термин «советское искусство» в 90-х годах ХХ века был заменен более объемным понятием - «современное искусство».

Советский период

Собрание отдела современного искусства  разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Периодизация собрания включает два этапа: искусство советского периода, в т.ч. изобразительное искусство бывших республик СССР, до 1992 г. и современный период. Особое место в собрании занимают произведения живописи, графики, скульптуры и ДПИ астраханских художников.

В собрание входят работы художников «русского авангарда». Произведения К.С. Малевича «Жница», А.М. Родченко «Треугольники», И.В. Клюна «Автопортрет с пилой», С.М. Романовича «Воспоминания о Тирасполе. (Натюрморт с грушами)», В. М. Ходасевич «Женский портрет», Б.В. Шапошникова «Композиция с синими устоями», О.В. Розановой «Одновременное изображение червового и бубнового королей», П.П. Кончаловского «Натюрморт. Фрукты», А.В. Лентулова «Мечеть», В.В. Кандинского «Южное», В.В. Рождественский «Умывальник» и др., поступившие в фонды АГКГ в 1919-20-годах несут на себе яркую печать той эпохи, когда шел поиск новых выразительных средств в искусстве.

В отделе представлены произведения художников, входивших в творческие объединения начала XX века «Бубновый валет»  и «Голубая роза» Р.Р. Фалька, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, М.З. Шагала, А.А. Экстер, П.В. Кузнецова и др.

В собрании отдела - полотна художников  ОСТа и АХРРа, среди  которых работы Ю.И. Пименова, А.А. Дейнеки, К.С. Петрова-Водкина, С.В. Герасимова. Живопись 40-60 гг. ХХ века представлена двумя направлениями: «соцреализм» и «суровый стиль». Интересна и объемная пластика советского периода (работы Е.И. Гатиловой, Д.Г. Павловой, Р. Согонян, И.Л. Слоним, М.Г. Манизер, В.М. Соломонович, Т.Т. Авдеевой  и др.).

Искусство 60-90-х годов ХХ века - специфическое, многообразное и яркое -  представлено  произведениями М.З. Рудакова, З.П. Аршакуни, Е.Е. Моисеенко, В.Ф. Загонека и др. Значительную часть собрания отдела составляют предметы декоративно–прикладного искусства, включающие произведениями из фарфора, стекла и металла.

Галерея с особым вниманием относится к художникам Астрахани, формируя коллекцию их произведений.

Западноевропейская живопись

Отдел зарубежного искусства  образовался в конце 1980-ых годов  с целью изучения  и презентации собрания предметов искусства Западной Европы, стран Азии и Востока из фондов Астраханской картинной галереи. В настоящее время экспозиции ОЗИ, заново созданные в 2009 году,   располагаются в 4 залах двухэтажного корпуса бывшего служебного флигеля усадьбы Плотникова. Вниманию посетителей отдела представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII-XXI вв.

Коллекция  зарубежной живописи  в собрании Астраханской картинной галереи   сложилась главным образом  в 1918-1980-ые годы. Первые поступления, представленные работами французских художников второй половины  XIX в., происходят из  ряда даров основателя картинной галереи Павла Михайловича Догадина. В начальный период формирования коллекций музея  в фонды  поступили  картины немецких, австрийских, итальянских мастеров XVIII-XIXвв., ранее принадлежавшие семье  рыбопромышленников Сапожниковых и внештатному представителю  австрийской торговой миссии в Астрахани О.Я. Виблингеру.

Основу коллекции австрийского подданного Отто Яковлевича Виблингера составили произведения европейского искусства XVII-XIX вв.  Посетители экспозиции отдела знакомятся с жанровые полотнами художников Австро-Венгрии - Франца Томашу (1878-1943) и Вацлава Мали (вторая половина XIX-начало XX вв.). Виблингер увлекался также русской живописью,  приобретал отдельные работы у Б.М. Кустодиева и И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Особое внимание австрийского коммерсанта привлекало творчество астраханских художников рубежа XIX-XX вв.

Виблингер любил и собирал скульптуру, большое место в его коллекции занимали предметы декоративно-прикладного искусства: австро-венгерская кустарная керамика, китайский фарфор, иранская майолика, богемское стекло, изделия из металла чешских и немецких мастеров. Экспозиция западноевропейского декоративно-прикладного искусства  включает обширный  круг изделий  XVIII-XIXвв., переданных в 1929 году из Государственного музейного фонда. Предметы,  созданные в  мастерских немецких, французских, английских,  итальянских, датских мануфактур, дают яркое представление о  репертуаре и богатых декоративных традициях двух столетий европейской  тонкой керамики.   

Инновацией отдела является Гравюрный кабинет, открытый для посетителей в 2009 г. Кабинет посвящен Ивану Акимовичу Репину (1841-1908) - библиофилу, коллекционеру и меценату, подарившему Астрахани свою бесценную библиотеку, в составе которой находилось около 10 тысяч гравюр основных западноевропейских школ XVI-XIX вв. Эта редкая и ценная коллекция  включает монументальный опус «Люксембургской галереи», награвированный по живописи П.П. Рубенса (1577-1640 гг.);  

знаменитые «виндзорские портреты», Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543 гг.), исполненные в технике цветного пунктира Франческо Бартолоцци (1727-1815 гг.), раритетные произведения знаменитых итальянских  художников и граверов Федерико Бароччи (1535-1612гг.) и Джованни Пиранези (1707-1778 гг.);  гротесковый лист Петруса ван дер Хейдена (1530-1576) по рисунку П. Брейгеля старшего «Кухня тучных»; превосходные эстампы ранних немецких литографов, изысканную серию аллегоричных женских типов  в трактовке Ашиля Девериа (1800-1850)  и многие  другие работы, составившие славу искусству гравюры.  

Коллекция  западноевропейской гравюры из библиотеки И.А. Репина, поступившая в фонды галереи в 1926 году, является предметом постоянного изучения, каталогизации и экспонирования в Гравюрном кабинете. Отдел проводит большую  исследовательскую и выставочную деятельность, популяризируя коллекции галереи, развивая научные и творческие связи с ведущими музеями России и Ближнего зарубежья, художниками и коллекционерами. Приоритетным направлением работы отдела является научно-исследовательское партнерство  с отделом редких  книг и книжных памятников ОНБ им. Крупской.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.