Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор
Сергей Сергеевич Прокофьев русский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома 11(23) 4.1891, в селе Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции (учился у Лядова, Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 году - дирижирования (у Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.
Становление Сергея Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолётности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Достоевскому, 1915-1916, 2-я редакция 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-1920), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения.
Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева - активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий утёнок" для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914-1915); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр - исполнитель собственных произведений.
Весной 1918 года Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он живёт в Германии, а с 1923 года - в Париже.
Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую "Любовь к трём апельсинам" по Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым, поставившим в 1921 году "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928).
В 1930 году для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-1921, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться - давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину.
Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева - вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая.
«Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад — Лист, восемь — Вагнер, десять — Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил "Шехерезаду" и собирался приводить в порядок "Бориса Годунова". Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову — двадцать шесть, Скрябину — девятнадцать, Рахманинову — восемнадцать, Мясковскому — десять, Стравинскому — девять, Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину был двадцать один год, Сталину — одиннадцать», — в этом скупом на художественные изыски абзаце композитор Сергей Прокофьев описал сразу две исторические и культурные эпохи, частью которых являлся.
Прочно связанное с традициями прошлого, его творчество раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление последующей эпохи.
В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом.
Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.
Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955-1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.
Прокофьев скончался в Москве 5 марта 1953 г.