Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет композитора А.Е. Варламова
Источник: Яндекс картинки
00:30 / 06.12.2013

Варламов Александр Егорович (1801-1848), композитор
В историю русской музыки Варламов вошёл как мастер романса. Он создал около 200 произведений этого жанра, преимущественно на слова русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и других. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников

Александр Егорович Варламов русский композитор, певец, педагог и дирижёр. Родился в 1801 году в Москве в семье отставного военного. С детских лет проявил музыкальную одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фортепиано. Музыкальное образование получил в петербургской Придворной певческой капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности мальчика привлекли внимание директора капеллы Д.С. Бортнянского, который принял участие в его занятиях.

В 1819 Варламов был назначен учителем певчих русской придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 — в Придворной капелле.

С 1832 поселился в Москве, получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера императорских театров. В 1843 вышел в отставку.

Сближение Варламова с московской артистической средой, знакомство с  А. Н. Верстовским, М. С. Щепкиным, П. С. Мочаловым, поэтом-актёром Н. Г. Цыгановым очень сильно повлияло на музыканта и способствовало его творческому росту.

В 1833 он выпустил первый сборник романсов и песен, и сразу обратил на себя внимание общественности. В течение 1834—35 годов являлся издателем нотного журнала «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и других талантливых современников. Но особенным успехом пользовались концертные выступления Верстовского как певца, исполнителя собственных романсов и песен. Не обладая от природы большими вокальными данными, он привлекал внимание слушателей тонкой интерпретацией, неповторимой выразительностью исполнения. Свои методические принципы Варламов зафиксировал в «Полной школе пения» (изд. 1840), являющейся одним из первых русских руководств по вокальной педагогике.

Большую часть своих произведений композитор создал в Москве, в течение 1832—44 годов (более 100 романсов и песен).

Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с литературным критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем русского фольклора. Варламов тщательно изучал народные песни, готовил к выпуску сборник обработок — «Русский певец», но не окончил. При жизни композитора вышли 43 песни. Всю жизнь Композитор провёл в тяжёлых материальных условиях, подрывавших его здоровье, и  в 1848 году в Петербурге в возрасте сорока семи лет умер от туберкулёза горла.

В искренней, задушевной лирике Варламова нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, полных то скорби, то бурных, стремительных и тревожных настроений, современники ощущали тоску о Прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.

В некоторых песнях Варламова сказалось воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты её не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Наряду с «Колокольчиком» Гурилёва и «Соловьем» Алябьева его песня «Красный сарафан» (сл. Цыганова) сделалась общенародным достоянием.

Работая преимущественно в области вокальных жанров, Варламов писал также музыку к драматическим спектаклям, (его театральная музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтические тенденции русского театра 30—40-х гг. XIX века. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии «Гамлет» Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого театра балеты «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (1837). Творчество Варламова, как и его современника Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 века, в т. ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о «дилетантских» романсах этих композиторов. Но, несмотря на это, время показало, что композитор создал свою традицию в музыке. Его творчество получило продолжение в произведениях А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

В историю русской музыки Варламов вошёл как мастер романса. Он создал около 200 произведений этого жанра, преимущественно на слова русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и других. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи которых написал свои лучшие «русские песни» в народном духе. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской напевности, свободно льющиеся мелодии. Большое влияние на стиль композитора оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, Варламов претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональность, страстность, импровизационную свободу. Общенародной стала его песня «Красный сарафан». Популярны также «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий», «Горные вершины» и другие, которые и сейчас кажутся нам современными.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.