Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Санкт-Петербургский ордена Трудового Красного Знамени государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина
Источник: Яндекс картинки
07:00 / 27.03.2017

Императорская Академия художеств
Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов

За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук.

К середине XVIII века возникла мысль о создании отдельной гравёрно-рисовальной школы. Эту мысль развил И.И. Шувалов, который представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Он предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 году в Санкт-Петербурге, хотя первые шесть лет числилась при Московском университете.

Очень скоро встал вопрос о строительстве специального здания для Академии. В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Их перестраивали, переделывали, но они не могли удовлетворить нужд столь значимого для Петербурга и России высшего учебного заведения.

Пришедшая к власти императрица Екатерина II придала Академии статус Императорской, и в 1764 году началось строительство здания по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота  и архитектора А.Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии.

Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года. Первый камень в основание нового здания был положен золотой лопаточкой самой императрицей. Здание построено во входившем тогда в моду стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем».

«Циркулем» образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились».

Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним.

Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных статуй Геркулеса и Флоры.

Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока.

В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.

Здание чрезвычайно эффектно смотрится с Английской набережной левого берега Невы. Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XVIII - XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.

Простая, логически ясная композиция здания придает ему особую значительность, наделяет внешний облик первой государственной художественной школы в России величавостью, достойной ее высокого предназначения. Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь, освященная 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была спроектирована тогда еще молодым архитектором К.А. Тоном.

Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта.

По этому проекту внутрь круглого двора, образованного кольцеобразным корпусом, можно было попасть с набережной через сквозной проезд, на месте которого в 1817 году был построен вестибюль, который сохранил первоначальную отделку.

Из нижнего вестибюля две лестницы ведут в парадный верхний вестибюль с хорами и балюстрадой, покоящимися на высоких стройных колоннах. Верхний вестибюль, в отличие от нижнего, сложного по композиции, просторен и полон света. Рядом с вестибюлем в 1817-1820 годах была установлена чугунная лестница по проекту архитектора А.А. Михайлова 2-го.

Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Так, например, стены расписывались по эскизам А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В.И. Демут-Малиновским, С.С. Пименовым, И.П. Мартосом, И.П. Прокофьевым.

Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К.А. Тона. Им же был составлен проект домашней церкви Академии, созданной в 1837 году. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В.К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д.И. Гримма и В.А. Щуко. Все они и многие другие, ставшие знаменитыми, русские живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы прошли академическую школу, задав высокий тон мастерства следующим поколениям художников.

Академия художеств, до начала ХХ века бывшая единственным в России высшим художественным учебным заведением, оказывала большое влияние на культурную жизнь России. Сфера ее деятельности была гораздо шире художественного образования талантливых молодых людей. Она стала центром художественного просвещения, активно влияя на развитие всех видов искусства.

Самые важные архитектурные, скульптурные и живописные проекты для Санкт-Петербурга и других городов не обходились без рассмотрения и утверждения Академии. Академией велась большая научно-исследовательская работа, проводились конкурсы и выставки. Из среды педагогов и учеников Академии вышли создатели самых значительных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах.

Казанский собор, Исаакиевский, храм Спаса-на-Крови и храм Христа Спасителя созданы профессорами и учениками Академии художеств. Для оформления храма Христа Спасителя в Москве при Академии в 1847 году было учреждено Мозаичное отделение. В «Литейном доме», образованном еще при Екатерине II отливались скульптуры из бронзы для украшения Петербурга.

Клодтовские кони, статуи святых Князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного для Казанского собора, памятники М.И. Кутузова и М.Б. Барклаю-де-Толли перед ним отлиты в Литейном доме при Академии художеств. В результате деятельности Императорской Академии художеств в разных городах России были открыты художественные школы, стали появляться общества художников, в программу общего образования вошло преподавание живописи.

В 1829 году в здании Академии художеств была начата реконструкция залов невской анфилады по «высочайше одобренному» проекту молодого архитектора К.А. Тона, завершившаяся к 1837 году. Реконструкция касалась западного и восточного павильонов, где на месте небольших помещений появились большие залы с куполами. Новую отделку получили двусветные галереи, получившие название «античных», так как в них сохранялись слепки с «антиков».

Кроме того, были достроены и отделаны домовая церковь Академии и центральный зал невской анфилады. 24 ноября 1837 года церковь была освящена во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для убранства церкви были выполнены монументальные фигуры четырех евангелистов по моделям В.И. Демут-Малиновского. Иконостас был спроектирован К.А. Тоном. В композицию иконостаса вошли два коленопреклоненных ангела, изображения которых были выполнены С.И. Гольбергом.

По стенам церковного зала между пилястрами были размещены 12 рельефных панно на библейские сюжеты. Церковь была также украшена замечательными живописными композициями работы П.В. Басина и В.К. Шебуева. Они не сохранились до наших дней. Но с 1991 года, когда церковь была вновь открыта после долгого перерыва, в церкви постоянно ведутся работы по восстановлению ее былого убранства.

В шестидесятых годах XIX столетия отмечался столетний юбилей со дня официальной «инаугурации» Академии. Это время отмечено целым циклом преобразований ее интерьеров. Был изменен по проекту профессора архитектуры А.И. Резанова и превращен в конференц-зал центральный зал невской анфилады. Архитектором Р.А. Гедике длинные кладовые для скульптурных форм были превращены в залы.

В залах были устроены дубовые лестницы, ведущие на третий этаж. Профессором Д.И. Гриммом некоторые аудитории были приспособлены под читальные залы библиотеки. Был отремонтирован и зал в восточном павильоне, над оформлением которого работал когда-то К.А. Тон. Он был превращен в книгохранилище, но «тоновская» отделка была бережно сохранена.

С середины XIX века на стенах двусветных галерей невской анфилады стали размещаться большие живописные полотна - копии, сделанные русскими и иностранными художниками со знаменитых полотен великих мастеров эпохи Возрождения и более позднего времени. В начале двадцатого века полотна вмонтировали в стены. В таком виде они и сохраняются доныне.

Восточная галерея называется сейчас Рафаэлевским залом - в ней находятся копии ватиканских фресок Рафаэля. В западной галерее разместились преимущественно копии с картин Тициана, отчего она была названа Тициановским залом.

Здание Академии художеств без сомнения является одним из самых узнаваемых шедевров петербургской архитектуры. Ее монументальный, величественный фасад уже более двух столетий украшает набережную Невы на Васильевском острове.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.