Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова
Автор: Визель Э. О.
Источник: Яндекс картинки
05:45 / 06.12.2013

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор
Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. под воздействием эстетических принципов «Новой русской музыкальной школы». Важнейшие из них — стремление к народности, высокой содержательности, общественной значи­мости искусства

Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель Николай Андреевич  Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844, в г. Тихвин, в дво­рянской семье. Первоначальное общее и музыкальное образо­вание получил дома. В 1856 поступил в петербургский Морской корпус, по окончании которого (в 1862) участвовал в 3-годичном плавании на клипере «Алмаз» (посетил Северную и Южную Америку, ряд стран Западной Европы). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, который руководил также первыми опытами Римского-Корсакова в области композиции.

В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, М. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее — с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского круж­ка («Могучей кучки»), под воздействием которого сформи­ровались его эстетические взгляды, определились национальная ос­нова и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Под руководством и непосредственным влиянием Балакирева создавались Перваяя симфония (1861 — 1865), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1866), «Сербская фантазия» (1867), некоторые ранние романсы. Творческую индивидуальность Римского-Корсакова выявляют прежде всего программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная кар­тина «Садко» (1867) и 2-я симфония «Антар» (1868). Ранний период творчества завершает опера «Пскови­тянка» (1868—72).

В 70-е гг. музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно рас­ширилась. Он стал профессором Петербургской консервато­рии (1871), где вел классы практического сочинения, инструментовки, (оркестровый), он был так же инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (БМШ) (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874) и позднее — оперных спектаклей, участвовал (совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым) в подготовке к изданию оперных партитур М. И. Глин­ки. В середине 70-х гг. интенсивно работал над совершенст­вованием своей композиторской техники, углублённо изучал гармонию и контрапункт, творения мастеров прошлого.

Новый подъём творчества связан с обращением Римского-Корсакова к народной песне. Он составил сборники «100 русских народных песен» (1875—76), «40 песен» (гармонизовал песни, собранные Т. И. Филипповым, 1875—82). Увлечение фольклором, древне-славянскими мифологическими представлениями, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов и картин патриархального быта нашло отражение в опере «Майская ночь» (1878—79) и особенно в «весенней сказке» «Снегурочка» (1880—81)— одном из наиболее поэтичных и вдохновенных сочинений компози­тора.

В 80-е гг. Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, ак­тивно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в орга­низованных им «Русских симфонических концертах». Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой, капеллой (1883—94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей — членов «Могучей кучки».

Творчество Римского-Корсакова 80-х гг. связано главным образом с симфоническими жанрами. В эти годы созданы «Сказка» для оркестра (1879—80), ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в т. ч. концерт для фортепиано с оркестром (1882—83), симфониетта (1884—85), фантазия для скрипки с оркестром (1886), а так же «Испанское каприччио» (1887) и «Шехерезада» (1888), «Светлый праздник» (1888). Поисками новых оркестровых красок и звучаний отмечена «волшебная опера-балет» «Млада» (1889—90), в которой. ритуально-обрядовые элементы, широко развитые народные сцены и фантастические эпизоды соединяются с обилием внешне декоративных эффектов, рассчитанных на феерически пышную по­становку.

В начале 90-х гг. в творческой деятельности композитора наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми пере­живаниями (смерть матери и двух детей), с другой— стремлением осмыслить новые тенденции в искусстве конца XIX века и наметить дальнейшие пути своего творчества. Римский-Корсаков погрузился в изучение философии, задумал собственное музыкально-эстетическое исследование, написал ряд статей, пере­смотрел и отредактировал некоторые из своих ранних сочинений.

С середины 90-х гг. вновь начался интенсивный подъём творчества. Ведущим жанром этого периода становится опера. Композитором были созданы «быль-колядка» «Ночь перед Рождеством» (1894—95), эпическая «опера-былина» «Садко» (1893—96), камерная опера «Моцарт и Сальери», поcвященная памяти А. С. Даргомыжского, (1897), драма на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898).

Начиная с «Моцарта и Сальери» внимание автора сос­редоточивается главным образом на проблемах внутреннего мира человека, на лирико-психологических и драматических образах. В поисках новой вокально-мелодической выразительности он создал свыше 40 романсов (1897—98).

В начале 1900-х гг. творчество Римского-Корсакова соприкасаясь с художественными направлениями, выдвинувшимися в русском искусстве конца XIX — начала XX вв., обогатилось новыми чер­тами. Характерное тяготение к эстетике чистого созерцания, к любованию красотой и отточенным совершенством формы оказалось во мно­гом близким композитору. Эти тенденции отчётливо проявились в опере «Сказка о царе Салтане» (1899-1900), «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1901-» 1902), в которых сказочная тематика приобретает услов­ную, символистско-аллегорическую трактовку. Крупней­шем работой в этот период явилась опера «Ска­зание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902—04).

Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков, преподавав­ший в Петербургской консерватории, выступил с поддержкой требований бастующих студентов и от­крыто осудил действия администрации. В ответ дирекция РМО приняла решение об увольнении Римского-Корсакова из консерватории, вызвавшее волну возмущения и протеста по всей стране. Лишь после предоставления консерватории частичной автономии и смены руковод­ства (директором стал А. К. Глазунов) Римский-Корсаков смог вер­нуться в консерваторию. Творческий путь композитора завершает опера «Золотой петушок».


Опера «Золотой петушок» была закончена летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор был против: слишком остра была, по его мнению, острота сатиры. Но опера была все же исполнена, хотя несколько позже, в 1909 году. Но Римскому-Корсакову уже не удалось ее увидеть: 21 июня 1908 года композитор ушел из жизни.

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней дея­тельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора, и его стиль. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. под воздействием эстетических принципов «Новой русской музыкальной школы». Важнейшие из них — стремление к народности, высокой содержательности, общественной значи­мости искусства — композитор пронёс через всю жизнь. Вместе с тем его в большей мере, чем других членов Бала­киревского кружка, интересовали специфические внутренние проблемы искусства. Для него характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству выполнения. Отсюда — особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразная эстетика мастерства, что сближало его принципы с общими тенденциями развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления.

Круг тем и сюжетов, воплощённых композитором, широк и мно­гообразен. Как и все «кучкисты», он обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарова­ние его выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд оп­ределяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений. Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает ми­ровоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в «Сне­гурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане», Великий Китеж); его нравственные и эстетические идеалы, олице­творением которых служат, с одной стороны, пленитель­но-чистые и нежные героини опер (Царевна в «Кащее бессмертном», Феврония), с другой — легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства, его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра — источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Он дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал «Каменного гостя» Даргомыжского (1870 и 1897—1902). Вместе с Глазуновым завершил, отре­дактировал и частично оркестровал «Князя Игоря» (1887—90) и инструментовал ряд романсов Бородина.

Ре­дакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал «Хованщину» (1881—83), осуществил свою редакцию и инструментовку «Бориса Годунова» (1895—96, дополнил в 1906), а также свободную об­работку и оркестровую редакцию симфонической картины «Ночь на Лысой горе» (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы «Саламбо», симфонические пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры, подготовил к изданию рукопись «Женитьбы» (1906) и большей части камерно-вокальных произведений (несколько из них инструмен­товал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вме­сте с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его ком­позиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусорг­ского (прежде всего интонационные, ладовые, гармо­нические) подверглись существ, изменениям.

Выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры принадлежит Римскому-Корсакову как педагогу, воспитавшему за 37 лет работы в консерватории свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем компози­торской школы. Среди его учеников — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Ива­нов, И. Ф. Стравинский, Н. Н. Черепнин, А. Т. Гре­чанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, и многие другие выдающиеся музыканты.

Неоценимое просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижера. В концертах Бесплатной музыкальной школы, Российского Музыкального Общества, «Русских симфонических концертах» он исполнял произведения русских классиков и своих современников, членов Балакиревского кружка. Его многогранная деятельность и композиторское творчество ощутимо повлияли не только на развитие русской музыки, но и на западно-европейскую культуру в целом.

В 1944 году на родине композитора, в г. Тихвине, открыт Дом-музей Римского-Корсакова. В 1971 – в Ленинграде (Ныне Санкт-Петербурге) – музей-квартира, где композитор прожил последние 15 лет. Имя композитора присвоено Петербургской консерватории, перед ее зданием поставлен памятник Римскому-Корсакову (1952).

 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.