Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Портрет Симона Боливара (фрагмент). 1819 г.
Источник: Яндекс картинки
11:16 / 10.07.2020

Время деколонизации Латинской Америки
Я надеюсь, что моя книга станет важным моментом в священном деле борьбы за высокие идеалы, за справедливый многополярный миропорядок и преодоление того необратимого кризиса, к которому пришла капиталистическая цивилизация. Однополярный мир рухнул. И теперь каждая цивилизация должна взять ответственность за себя и за человечество на себя

Народы должны преодолеть национальные противоречия и выйти на совершенно новый уровень геополитического и идеологического мышления

Выход моей книги (METAFÍSICA DE LA CRUZ DEL SUR. GEOPOLÍTICA EXISTENCIAL IBEROAMERICANA) с текстами, так или иначе посвященными Латинской Америке, в Чили - для меня символическое событие.

В картине мира, которую описываю и отстаиваю, главным принципом является многополярность – такая организация международных отношений, где главными действующими лицами, субъектами являются не государства, но цивилизации.

И одной из таких цивилизаций, по моему представлению, должна стать Латинская Америка – не по частям, а целиком.

Именно эта идея лежала в основании Боливара и его сподвижников в ходе первого этапа деколонизации. Сходные идеи на следующем историческом витке выдвигал прозорливый генерал Перон, предлагавший проект объединения Аргентины, Бразилии и Чили в единый геополитический блок.

На мой взгляд сегодня пришел час третьего витка – завершения процесса деколонизации и превращения Латинской Америки в самостоятельный полюс человечества, в цивилизацию, в Большое пространство (Grossraum) в оптике Карла Шмитта.

Эти идеи я высказываю в книге «Теория многополярного мира», а в другой важной книге, выдержавшей уже несколько изданий на испанском и португальском языках, «Четвёртая политическая теория» я подробно излагаю свой взгляд на то, какой должно стать политическое мировоззрение будущего многополярного мира – по ту сторону изживших себя евроцентристских и глубоко колониальных (расистских в широком смысле) идеологий Модерна – либерализма, коммунизма и национализма.

Европейский Модерн не случайно совпал с колонизацией. Это была своего рода идеологическая чума, распространившаяся вместе с Британской Империей на огромные территории.

И как позывает Карл Шмитт этот процесс наступления Модерна с присущими ему материализмом, утилитаризмом, атеизмом и технократией, стал необратимым именно тогда, когда Британия окончательно победила Испанию в исторической войне за господство на мировым океаном.

Конечно, и испанская колонизация была евроцентристской и несла с собой множество негативных черт. Однако это всё же была ещё традиционная Европа, Европа христианская и в каком-то смысле романтическая, рыцарская и героическая, Европа Премодерна.

А для духа Традиции колонии в современном смысле слова не могло существовать – это были провинции, наряду с теми, которые оказывались в составе государства – например Римской империи, по мере сухопутных завоеваний.

Так и сложились Las Espanas, включающие в себя два вице-королевства, расположенные на Американском континенте. Латинская Америка и Южная, и Центральная – представляют собой следы традиционного общества, тогда как англосаксонские колонии – и наиболее успешная из них – США – изначально строились как общества Модерна.

Это повлияло и на деколонизацию – США в ходе войны за независимость (1775—1783) не просто освободились от метрополии, но построили наиболее продвинутое государство Модерна, основанное на том, что я называю Первой политической теорией (либерализм как наиболее совершенная идеология капитализма).

Страны же Латинской Америки в борьбе за независимость от Европы двигались иными путем, ища свою идентичность прежде всего в тех идеологиях, которые так или иначе оппонировали либерализму и противостояли англосаксонской геополитике – на сей раз уже не только в лице Британской империи напрямую, но и в лице США, претендующим в русле доктрины Монро на гегемонию в обоих Америках.

Однако, с моей точки зрения, эта латино-американская деколонизация не была доведена до логического финала.

Отчасти за счет того, что в этой борьбе по-прежнему преобладал Модерн (иногда в форме социализма, иногда в форме национализма), а отчасти за счет разделенности Латино-американского континента на целый ряд национальных государств, противоречия между которыми вспыхивали всякий раз, когда процессы деколонизации достигали критически опасной для англосаксов черты.

С учетом этого обстоятельства и должна быть основана финальная – третья волна – латино-американской деколонизации. Поэтому так важна «Четвёртая политическая теория» и заложенная в ней радикальная критика евроцентризма и Модерна, со всеми включенными в него идеологиями.

Я убежден, что для завершения деколонизации и построения самобытной и уникальной латино-американской цивилизации народы Южной и Центральной Америк должны преодолеть национальные противоречия и выйти на совершенно новый уровень геополитического и идеологического мышления.

Борьба за свою идентичность не может быть успешной, пока она ведется на уровне отдельных государств и с опорой на идеологии, так или иначе связанные с западно-европейским Модерном (будь то собственно либерализм, главное орудие капиталистической гегемонии, материалистический и атеистический социализм или буржуазный национализм).

Латинская Америка в целом должна осознать себя самостоятельной цивилизацией – по ту сторону национальных границ и узких рамок политических идеологий Модерна.

Этому и посвящены мои тексты и исследования, обращенные к народам Латинской Америки. Я призываю народы Латинской Америки искать или даже создавать свою подлинную идентичность, и не просто настаивать на своих культурных особенностях и геополитических интересах, но и на своей онтологической перспективе.

Современный бразильский антрополог Вивейрос де Кастро говорит о мультинатурализме (или о перспективизме), то есть о множестве природ, с которыми оперируют различные цивилизации. И среди этих природ, равно как и среди этих культур, ни одна не может претендовать на знание универсальной истины – ни Запад, ни Восток, ни современность, ни Античность или архаика.

Каждая цивилизация несет в себе не только представления о нормативном субъекте (культура), но и нормативном объекте (природа). Все это требует глубинной деколонизации – доколонизации сознания.

Это трудный процесс освобождения от археомодерна, который является судьбе всех незападных или не совсем западных обществ, болезненно сочетающих архаические и аутентичные элементы с заимствованиями из доминирующей в планетарном масштабе парадигмы.

Этой парадигмой сегодня является глобальный либерализм. И поэтому избавление от археомодерна и обретение собственной идентичности возможно только в ходе радикального отказа от этой – снова англосаксонской! – идеологии, выступающей сегодня как инструмент колониализма нового типа – глобализации.

О поиске народами Латинской Америки я много писал в своих текстах и неоднократно говорил в своих конференциях, выступлениях и интервью. Но это лишь первый подход к фундаментальной теме. Мой взгляд – это все же взгляд со стороны, русский евразийский взгляд, дружественный и заботливый, но все же внешней.

Задача (вос)создания полноценного латино-американского Логоса – дело самих латино-американцев. Мы, сторонники многополярного мира и искренние друзья Латинской Америки, можем лишь помочь в мире наших сил.

Но свергнуть либеральную гегемонию и завершить великое дело освобождения народов Южной Америки от всех  типов колониального давления – в экономике, культуре, политике и т.д. – это может быть осуществлено лишь вами самими – носителями удивительной гибкой и прекрасной латино-американской цивилизации.

Мои идеи достаточно широко известны сегодня в Бразилии, Аргентине, Перу, Колумбии, Венесуэле, Уругвае, Мексике. В этих странах опубликованы мои различные труды и сборники статей. Но в Чили мои тексты издаются впервые.

Это для меня очень радостный момент, так как Чили важнейшая часть латино-американского континента, без соучастия которой в деле строительства латино-американского Большого пространства у него нет шансов состояться.

У Чили в Новое время трагическая история. Не всегда гладко шла колонизация.

В ХХ веке Чили знало периоды доминации каждой из трех идеологий Модерна – либерализм, социализм и национализм, но совершенно ясно, что не одна из этих идеологией не отвечает коренным глубинным интересам чилийцев  и несет с собой лишь новые противоречия, коллизии, конфликты и катастрофы.

Судьба Чили - лишь в Четвёртой политической теории и общей борьбе всех обществ Латинской Америки за свою истинную свободу, идентичность и независимость.

Я надеюсь, что моя книга, опубликованная в Чили, станет важным моментом в священном деле борьбы за высокие идеалы, за справедливый многополярный миропорядок и преодоление того необратимого кризиса, к которому постепенно пришла капиталистическая цивилизация, вступившая в период финальной катастрофы.

Однополярный мир рухнул. И теперь каждая цивилизация должна взять ответственность за себя и за человечество на себя.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.