Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Сергей Нарышкин
Источник: Яндекс картинки
10:41 / 25.03.2016

Сергей Нарышкин: роль российского парламента с каждым годом возрастает
Главное, что мы научились вести цивилизованный межпартийный, межфракционный диалог. Мы научились с уважением относиться друг к другу, к мнению своего политического оппонента. Вот эту традицию, конечно, нужно передавать из созыва к созыву, и мы это сделаем. Считаю, парламентаризм в Российской Федерации состоялся

Главное парламентское наследие, которое депутаты Государственной думы шестого созыва оставляют будущим депутатам нижней палаты, – умение относиться с уважением к мнению своих политических оппонентов, заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин нам в интервью.

По мнению спикера, российский парламент не только осуществляет диалог общества и власти, но и является ключевой площадкой для диалога различных общественных и политических сил. Без этого диалога невозможно "творчески вести работу по разработке и принятию тех законов, по которым живет наша большая страна". Как отметил Нарышкин, шестой созыв Государственной думы завершает свою работу с рейтингом доверия со стороны россиян "заметно выше, чем это начиналось в декабре 2011 года".

– Сергей Евгеньевич, не секрет, что в нашей молодой стране одни упрекают Государственную думу в том, что она слишком быстро принимает какие-то решения, другие говорят о том, что слишком много там разных разговоров. Какова роль парламента России, Государственной думы в современной стране?

Как и в любом другом государстве, российский парламент осуществляет диалог общества и власти. Кроме того, парламент – это еще и ключевая площадка для диалога внутри общества между разными общественными, политическими силами. Между теми, кто осуществляет власть, и теми, кто находится в оппозиции. Но должен сказать, что эту роль парламент не имеет права монополизировать, а, наоборот, он должен вовлекать в этот диалог любые непарламентские силы. Только вот в такой обстановке можно творчески вести работу по формированию российского законодательства, по разработке и принятию тех законов, по которым живет наша большая страна.

Кроме этой главной законотворческой функции, парламент ведет международный диалог, участвует в формировании других ветвей власти, в том числе по представлению президента Российской Федерации. Назначает председателя в правительстве, осуществляет контрольные полномочия за исполнительной властью – и через орган парламентского контроля, коим является Счетная палата Российской Федерации, и в других формах, например, заслушивая отчет председателя правительства о результатах работы правительства за предыдущий год.

Или есть еще такая форма, которой мы пользуемся довольно часто, – правительственный час, когда на пленарные заседания Государственной думы приглашается тот или иной министр или вице-премьер и докладывает о результатах работы.

– В нашем отечестве история парламентаризма, с одной стороны, короткая, потому что пошел 23-й год Государственной думы современной России, но, с другой стороны, было новгородское народное вече, была Государственная дума в царской России, был царский Сенат. Это все институты народовластия. Насколько важна история отечественного российского парламентаризма в работе сегодняшней Государственной думы?

Вы назвали народное вече – конечно, важная составная часть национальной демократической традиции. Причем народное вече является предшественником не только парламентаризма, но и других демократических институтов нашей страны. Но, несмотря на то, что историки и усматривают в деятельности вечевых собраний элементы представительной демократии, это все-таки не является парламентом в классическом смысле этого слова.

Настоящий парламент возник в начале XX века, когда была избрана первая, царская Государственная дума, ее первое заседание состоялось 27 апреля 1906 года. И уже современная Государственная дума шестого созыва приняла закон, в соответствии с которым день 27 апреля является Днем российского парламентаризма.

Но, кстати, и тогда еще спорили и историки, и политики о том, что из себя представляет Государственная дума. Кто-то считал, что Государственная дума – это весь парламент. Кто-то считал, что парламент – это Государственная дума и Государственный совет вместе взятые. Как бы две палаты парламента. А кто-то Государственную думу не воспринимал в качестве парламента и считал, что это вот такой…

– Особый институт!

…создан. Да, вы правы. Создан особый институт. Так что у нас история развития парламентаризма богатая, и сегодня можно утверждать, что парламентаризм Российской Федерации состоялся, роль парламента с каждым годом возрастает. То, что каждые очередные парламентские выборы становятся главным политическим событием года, – это тоже одно из доказательств.

– А есть ли какие-то атрибуты парламента? Например – британский парламент, входят какие-то дяди в буклях, какие-то заднескамеечники, переднескамеечники. Даже в относительно молодом американском Сенате перед приходом президента специальный стук в дверь. Что-то есть в японском парламенте. Существует ли это уже в нашей современной Государственной думе?

Думаю, что в любом парламенте есть свои традиции, даже если они не насчитывают несколько веков. Причем традиции есть позитивные, которые способствуют деятельности парламента, законотворческой, представительной, но есть и такие, которые по-настоящему мешают. Как, например, в некоторых парламентах есть традиция блокировать трибуну и…

– Часами!

Часами. И выяснять отношения с помощью кулаков. Такая традиция есть и у наших соседей, в Верховной раде Украины, и говорю об этом с искренним сожалением…

– В прошлых созывах и у нас иногда это бывало.

Это да. Это, я бы сказал, признак молодости парламента.

– Становления.

Становления, да. В шестом созыве таких фактов уже нет, и это говорит…

– Слава Богу!

…о том, что мы взрослеем. Если говорить о наших традициях, я считаю, что главной традицией стала открытость парламента. Открытость перед журналистами, экспертами, перед общественностью. Переговорите и выясните мнение журналистов из нашего парламентского пула, которые вместе с нами совершают поездки во время визитов парламентской делегации за рубежом: вот они ясно сравнивают, как работают парламенты, и сравнение в нашу пользу. Есть и другие традиции.

Шестой созыв ввел традицию ежегодно готовить и публично представлять годовой отчет о состоянии российского законодательства. Сейчас идет подготовка, завершается подготовка третьего по счету такого отчета. Деловая, хорошая и очень полезная традиция. Есть и традиции иного рода. К примеру, всегда Государственная дума начинала каждую и завершала каждую сессию исполнением гимна. Но гимн исполнялся оркестром без слов. Мы ввели традицию...

– Петь гимн.

Петь гимн, все три куплета. Делаем это с удовольствием. И конечно, исполнение гимна очень настраивает на ответственную работу. Но есть и бытовые традиции. Ни для кого не секрет, что традиция шестого созыва Государственной думы – это новогодний парламентский капустник, который мы готовим сами, своими руками, своей головой, с использованием собственных…

– Творческих возможностей.

…творческих возможностей, сценических талантов, ну у кого они есть в той или иной степени. Это тоже традиция, и я хотел бы, чтобы она тоже сохранилась и в седьмом, и в восьмом, и во всех будущих созывах.

– Конечно.

Потому что это сплачивает коллектив.

– Не секрет, что существуют страны парламентской системы управления, президентской. Наша страна по Конституции России – страна президентская. И, соответственно, основные полномочия власти находятся у президента. Я не спрашиваю, что хуже, что лучше. Какая форма правления лучше – это у каждой страны своя специфика. Но, исходя именно из Конституции России, из президентской власти страны, из понимания роли президента как гаранта Конституции, какова конструкция отношений российского парламента с главой государственной власти?

Вы знаете, деление на конструкции – президентская, парламентская республика – достаточно условно. Тем более что есть и такие переходные конструкции. Разницы в них больше, я бы сказал, для исполнительной власти, для правительства, потому что в разных конструкциях правительство по-разному…

– Система отчетности, назначения…

Да. По-разному формируется, по-разному может быть распущено, уйти в отставку. Что касается парламента, то его деятельность в большей степени зависит от расстановки политических сил внутри парламента, то есть от результата парламентских выборов.

– По нашей Конституции руководство внешней политикой страны определяется президентом. При этом есть такое понятие – парламентская дипломатия. Насколько я могу судить, у нашей Государственной думы достаточно активная, даже в нынешних непростых условиях, внешнеполитическая деятельность, широкое поле контактов. Вы сами принимаете участие в достаточно большом количестве форумов, вот недавно в Вене выступали с трибуны ОБСЕ. На ваш взгляд, какова роль парламентской дипломатии в общей конструкции внешнеполитической деятельности страны?

Парламентская дипломатия, безусловно, является составной частью общего процесса взаимодействия государства с другими государствами, участия во внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности. В широком смысле парламентская дипломатия осуществляется, я бы сказал, в четырех формах. Это законотворчество, потому что только парламент принимает законы, в том числе и законы, которые регулируют внешнеполитическую, внешнеэкономическую деятельность государства. Парламент принимает законы, ратифицирующие те или иные межгосударственные, межправительственные отношения.

Кроме того, парламент контролирует исполнительную власть. Как я уже сказал, к примеру, в рамках правительственного часа тот или иной министр отчитывается о результатах своей работы – периодически выступает министр иностранных дел и другие министры, в чьих полномочиях есть частично и международная деятельность. Ну и непосредственно парламентская дипломатия, которая осуществляется и в формальных, и в неформальных формах, на различных международных площадках, в рамках международного парламентского диалога и двустороннего парламентского взаимодействия.

Кстати, российские парламентарии к этим обязанностям относятся очень ответственно, чего подчас я не могу сказать о наших партнерах. Особенно в последние два года мы наблюдаем и попытки, и стремления просто блокировать парламентский диалог, хотя в условиях обострения международной ситуации диалог между депутатами разных стран должен быть наиболее активным и продуктивным.

– Существует целый ряд межпарламентских институтов диалога. Есть Межпарламентская ассамблея, есть ОБСЕ, ПАСЕ, которая ведет абсолютно дискриминационную и непозволительную, с нашей точки зрения, политику в отношении России. С другой стороны, буквально на днях, 28 февраля, исполнилось 20 лет вступлению России в Совет Европы. К сожалению, сложилось такое ощущение, что Совет Европы – это и есть ПАСЕ. Хотя ПАСЕ, как известно, лишь пятая часть, потому что Совет Европы – это пять измерений. Во всех этих институтах есть свои какие-то конвенции, положения, уставы. Насколько эти положения, связанные с парламентской деятельностью, не устарели?

Начну с того, что объектами международного права являются международные, межгосударственные отношения в многостороннем формате. А современный мир стал глобальным. Это модное слово – глобализация, но на самом деле это действительно так. Постоянно расширяются объемы сотрудничества между государствами, взаимодействие в политической, экономической, военно-технической, информационной сферах.

Значит, роль международного права, которое просто обязано регулировать сотрудничество, взаимодействие, возрастает. Очевидно, что периодически необходимо вносить определенные коррективы, модернизировать, потому что жизнь меняется и ставит новые задачи, новые вопросы.

И конечно же, не только допустимо, но, наверно, просто необходимо внесение каких-либо изменений. Что, на мой взгляд, абсолютно недопустимо – это ставить под сомнение базовые, фундаментальные принципы и основы международного права, которые были заложены по итогам Второй мировой войны в таком базовом документе, как Устав Организации Объединенных Наций, иных важнейших сопутствующих документах, в конвенции 70-го года о принципах международного права.

Человечеству очень дорого достались эти документы. Дорого досталась победа над нацизмом, над фашизмом. Соответственно, следствие этой победы, результат победы – это, конечно, формирование международного права. Вот здесь мы стоим до конца и требуем, чтобы базовые принципы международного права сохранялись и соблюдались неукоснительно. Есть еще одна опасность. Когда некоторые государства пытаются выдать свои национальные нормы, национальные стандарты за, так сказать…

– Как мировой стандарт.

Вершина такого международного…

– Законотворчества.

…законотворчества. Да, этим грешат Соединенные Штаты Америки и наши партнеры из Европейского Союза. Это тоже недопустимо.

– У меня есть немножко личный вопрос, Сергей Евгеньевич. Государственная дума – это 450 депутатов. Все люди хорошие, но разные эмоционально, с разным бэкграундом, с разным уровнем подготовки. Вот уже шестой созыв Государственной думы вступает в заключительное полугодие своей деятельности. Мы, граждане, уже привыкли к этим депутатам. Уже многих даже хорошо и близко знаем. Насколько, на ваш взгляд, это легкая работа – управлять вот этим самым замечательным содружеством из 450 абсолютно самодостаточных депутатов? Какие самые трудные, жаркие моменты из жизни Государственной думы шестого созыва вам припомнятся?

Сразу скажу, что управлять и дирижировать этим оркестром непросто. Это подтвердят и мои коллеги – заместители, которые в мое отсутствие ведут пленарные заседания Государственной думы. Особенно было непросто мне в первый момент. Я не рассказывал вам о своих ощущениях, когда я первый раз занял председательское кресло. Это случилось, естественно, на первом пленарном заседании, когда депутаты избрали меня председателем Государственной думы. Мне выходить и занимать председательское кресло, а там – пульт управления, кто-то кричит, кто-то просит слова. Какие-то кнопочки, фонарики загораются. У меня элемент паники был.

– Школу молодого бойца по этому поводу никто с вами не проводил!

Да. Мне даже некогда было, потому что, как вы помните, моя предыдущая работа тоже была достаточно хлопотной.

– Да.

Я, даже продолжая работать, уже вынужден был быстро заняться этим замечательным делом. Так что, как вы сказали, школу молодого бойца я не успел пройти, и ее пришлось проходить в бою прямо.

– Да, да, да.

В бою, а не на курсах молодых бойцов. Но я быстро овладел одним инструментом, так сказать…

– Мы были свидетелями..

Да, да. Когда ведущий объявляет: "Ставлю вопрос на голосование. Включите режим". Все начинают голосовать. После этого решение принято, все, переходим к следующему вопросу, и уже предыдущий не обсуждают. Вот это искусство управления залом я все-таки освоил. Я уже не говорю о других вещах, которые не связаны с ведением пленарного заседания… У нас тоже есть свои сложности. Непросто это. Но тем не менее у нас есть такой очень хороший, конкретный инструмент, который называется регламент. И я должен сказать, что все коллеги уважительно относятся к регламенту работы Государственной думы и он, может быть, на 99% всегда соблюдается.

– Но регламент – это такой живой организм или он дорабатывается от созыва к созыву, условно говоря?

Естественно, какие-то коррективы в него вносятся, и шестой созыв внес несколько изменений. Может быть, они не революционные, несколько несущественные, но то, что мы посчитали полезным внести, чтобы оптимизировать нашу работу, – мы это сделали. Очевидно, будем делать и дальше.

– И все-таки какой был самый трудный день или самые трудные дни?

Один день я вам назвал. Первый день. Я испытал, повторяю, отдельный элемент паники. Но потом быстро с этим справился и взял управление в свои руки.

– В этом году предстоят выборы в новую Государственную думу. Избиратель скажет свое слово, изберет новую Думу. На ваш взгляд, какой самый важный задел оставляет Дума шестого созыва для будущего? Какое самое важное парламентское наследие этого созыва?

Вы затронули очень широкую тему. Отвечая на ваш вопрос, можно вспомнить и то, что разные созывы Государственной думы формировались по-разному. Сейчас вновь переходим на смешанную систему выборов, когда половина – по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Можно вспомнить и пройтись по таким отраслям права и по базовым фундаментальным законам, которые были приняты. А такие были и в шестом созыве. Можно сравнить результаты работы Государственной думы за почти 23 года с работой парламентов наших соседей, бывших союзных республик.

Я назвал, кстати, новую традицию – подготовку годового отчета о состоянии российского законодательства, серьезный аналитический документ. Составляющих много, и результатов много, и я считаю, что они неплохие. Главное, что мы научились вести цивилизованный межпартийный, межфракционный диалог. Мы научились с уважением относиться друг к другу, к мнению своего политического оппонента.

Вот эту традицию, конечно, нужно передавать из созыва к созыву, и мы это сделаем. И еще раз хочу повторить, что, считаю, парламентаризм в Российской Федерации состоялся, и тот факт, что шестой созыв завершает свою работу с рейтингом доверия со стороны населения выше, заметно выше, чем это начиналось в декабре 2011 года, тоже о многом говорит.

– Наша программа, Сергей Евгеньевич, называется "Формула власти". И как правило, я в конце программы задаю один и тот же вопрос своим собеседникам, которые в большинстве своем индивидуальные носители власти – главы государств, правительств. Вы как глава парламента олицетворяете, скажем так, коллегиальную власть.

Представительную.

– Представительную власть. Естественно. И все-таки, на ваш взгляд, что такое парламентская власть? Есть ли она? И если она есть, что она из себя представляет сегодня в современной России?

Ну это прежде всего две составляющие: это власть, высшая законодательная власть и власть представительная. Власть, переданная избирателями, народом своим избранникам, депутатам, которые и реализуют эту власть по поручению избирателей и на основе их интересов.

– Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.

Спасибо.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.