Институт Цитологии РАН
08:28 / 14.10.2014

Российские учёные ищут подходы к лечению опухолей мозга
Российские исследователи обнаружили, что инъекции белка Hsp70 в опухоль стимулируют перемещение собственных Hsp70 опухоли к поверхности раковых клеток, в результате чего эти клетки становятся более чувствительны к иммунному ответу
Злокачественные новообразования в мозге занимают второе после лейкозов место среди детских опухолей. Традиционное лечение включает удаление опухоли с последующей лучевой терапией и химиотерапией, но помогает оно плохо, поэтому медики ищут другие пути. Специалисты Института цитологии РАН, Российского научно-исследовательского нейрохирургического института им. проф. А.Л. Поленова и Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН предлагают вводить пациентам белок Hsp70, который стимулирует противоопухолевый иммунный ответ организма.

Функция белков Hsp заключается в восстановлении правильной третичной или четвертичной структуры других белков, а также образовании и диссоциации белковых комплексов. Они обладают и другими интересными свойствами. Известно, например, что Hsp, выделенные из раковых клеток, могут переносить специфические опухолевые пептиды и представлять их иммунной системе; это приводит к формированию противоопухолевого иммунного ответа. Одно время на основе таких Hsp пытались создать вакцину от рака.

Недавно российские исследователи обнаружили, что инъекции белка Hsp70 в опухоль стимулируют перемещение собственных Hsp70 опухоли к поверхности раковых клеток, в результате чего эти клетки становятся более чувствительны к иммунному ответу. После серии лабораторных экспериментов ученые оценили эффект терапии Hsp70 на детях со злокачественными опухолями головного мозга.

В исследовании приняли участие 12 детей от 4.5 до 14 лет , у которых обнаружили опухоли мозга на поздних стадиях. После удаления опухоли в образовавшуюся полость через катетер вводили белок Hsp70, полученный в НИИ особо чистых биопрепаратов. Такой способ введения позволяет обеспечить высокую концентрацию препарата. В течение девяти дней после операции больным сделали пять инъекций. К сожалению, лечение Hsp70 не отменяет послеоперационной лучевой и химиотерапии, а дополняет их.

Опухоль невозможно было удалить полностью. Спустя четыре недели после курса инъекций, у одиннадцати пациентов остаточная опухоль не росла. Более того, в одном случае она полностью исчезла, еще в одном уменьшилась (см. рисунок). Эти результаты позволяют сделать вывод, что инъекции Hsp70 безопасны и не стимулируют рост опухолей. Через 12 месяцев после курса лечения все пациенты, кроме одного, были живы.

После курса инъекций на мембранах раковых клеток увеличивалась концентрация опухолевых Hsp70 и возрастала численность определенных классов лимфоцитов, уничтожающих раковые клетки и выделяющих цитокины, которые подавляют рост опухоли. Вероятно, уменьшение опухоли связано с активацией противоопухолевого иммунного ответа.

«В нашем исследовании мы обратили основное внимание на анализ различных параметров иммунной системы (продукция лимфоцитами определенных цитокинов, активация самих лимфоцитов). В результате воздействия белка мы наблюдали значимый «сдвиг» иммунной системы в сторону противоопухолевого ответа. Пока трудно судить о том, насколько активация иммунной системы может влиять на прогрессию опухоли, но данные различных исследовательских групп из США и Германии свидетельствуют в пользу того, что стимуляция иммунитета крайне важна в контроле роста опухоли. Проведенное пилотное исследование предваряет серию последующих клинических испытаний препарата белка. Мы планируем проведение рандомизированных клинических исследований по оценке терапевтической эффективности метода иммунотерапии опухолевых образований с участием Hsp70», – прокомментировал работу научный сотрудник Института цитологии РАН, кандидат биологических наук Максим Шевцов.

Работу исследователей поддержали Программа Президиума РАН «Молекулярная и клеточная биология» и РФФИ.

Maxim A. Shevtsov et al., «Pilot study of intratumoral injection of recombinant heat shock protein 70 in the treatment of malignant brain tumors in children», OncoTargets and Therapy 2014.7, 1071–1081