Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Всероссийский выставочный центр (ВДНХ). Фонтан «Дружба народов»
Источник: Яндекс картинки
09:09 / 09.09.2013

Программа «Укрепления единства нации»: на что пойдут 6,8 млрд и зачем
Фактически озвученная часть программы оставляет впечатление, что она принята для поддержки «традиционных ремёсел» госслужащих и грантополучателей, специализирующихся на этнической тематике — от фольклорной музыки и танца (что похвально)

Утверждённая на днях правительством России Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» вызвала преимущественно критические отзывы. О том, как будут потрачены выделенные на программу средства и почему на неё дали в 7 раз меньше, чем планировалось, — ниже.

Предыстория

Идея ФЦП, укрепляющей общероссийское единство, была впервые озвучена осенью 2011 года на всероссийском совещании по вопросам нацполитики в Минрегионе. Разработка её была поручена экс-министру по делам национальной и миграционной политики Владимиру Зорину.

Позже, в январе 2012 года, кандидат в президенты России Владимир Путин опубликовал программную статью о национальном вопросе. Основными положениями текста будущего президента были:

1) критическое отношение к западному опыту — как европейского мультикультурализма, так и североамериканского «плавильного котла»;

2) представление о России как об «историческом государстве», в котором сотни лет шёл процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения «сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими»;

3) русский народ как носитель «великой миссии — объединять, скреплять цивилизацию»; «фундаментальной основой единства страны является русский язык, который и формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство»;

4) центральную роль в сохранении общей идентичности должна играть передача гражданам всех национальностей русского культурного кода;

5) евразийская интеграция как основной инструмент решения «мигрантского вопроса» — через создание для всех народов, живущих на евразийском пространстве, условий для жизни и развития у себя дома.

Основная часть положений, высказанных Путиным, позже реализовалась в политике других ведомств: в интеграционной работе со странами Таможенного союза, в деятельности Министерства культуры, взявшего курс на поддержку адекватного изображения отечественной истории в кино, в создании единого учебника истории, «списка ста обязательных произведений» отечественной культуры, которые должны обеспечивать существование единого культурного поля для граждан, и т.д.

Что же касается программы укрепления единства (по сути своей — «допутинской»), то её авторы продолжили оперировать преимущественно понятиями «толерантность», «общероссийский гражданский патриотизм» и «общероссийское гражданское сознание».

При этом задача укрепления единства была несколько насильственно «скрещена» с задачей поддержки этнокультурного многообразия — с неочевидной логикой связей. А целью программы и вовсе оказалось повышение доли граждан, «толерантно относящихся к другим национальностям», с нынешних 75 до 85% к 2020 году.

Деньги

Вероятно, в силу того, что поставленные ФЦП на 2014-2020 год задачи довольно сильно идейно разошлись с задачами, поставленными главой государства для решения того же комплекса проблем, объём средств, предусмотренных на реализацию задумок Минрегиона, довольно быстро начал таять.

Если изначально создатели программы хотели на задумки 38 млрд рублей, то итоговая цифра оказалась в 7 раз меньше.

Фактически сейчас речь идёт о сумме в «350 штук баксов на каждый регион в год», отмечают СМИ. То есть сумма не слишком серьёзна, несмотря на общий внушительный вид.

Более того: она ещё может быть уменьшена в будущем — за семь-то лет. Как отметил в разговоре с «Однако» идеолог программы Владимир Зорин — «Я просто хотел бы напомнить читателям «Однако», что на текущий год Минрегиону, ведущему министерству в этой области, выделено 00 рублей, 00 копеек… Конечно, данных средств (6,8 млрд) будет недостаточно. В первоначальном проекте, где речь шла о 160 мероприятиях, сумма была в несколько раз больше. Но государство, правительство изыскало такие ресурсы. Я бы сейчас не обсуждал эту тему. Тем более что программа не закрыта для финансирования, для спонсоров, для субъектов Федерации, для ресурсов местного самоуправления, да и даже для ресурсов госкорпораций, я бы добавил. Эта сумма — тот базовый минимум, на который пошло государство».

Мероприятия

Итак, что предусмотрел для укрепления нации (и одновременно этнокультурного развития народов) Минрегион:

1) ежегодное проведение всероссийских молодёжных форумов «Патриот» (где участникам слётов будут прививать гражданскую идентичность) и «Диалог культур» (где другим участникам слётов будут прививать толерантность);

2) ежегодное проведение политологического форума «Русский Кавказ»;

3) проведение всероссийского фестиваля «Цыгане под небом России»;

4) проведение комплексного исследования, посвящённого цыганам же;

5) поддержка проектов Росмолодёжи «Наша общая Победа», «Конкурс молодёжных проектов юга России» и «Сбор молодых блогеров и журналистов Кавказского региона»;

6) издание журнала «Вестник российской нации», приложения к какому-нибудь общероссийскому печатному (!) изданию про традиции и культуру народов России;

7) фотоконкурс «Русская цивилизация»;

8) поддержка — с одновременным делегированием Минкульту самой задачи — создания и проката национальных кино- и видеофильмов «по теме формирования толерантного сознания, борьбы с этническим экстремизмом и предупреждению межнациональных конфликтов». Бюджет — 8 млн рублей в год;

9) и даже комплекс мероприятий по развитию гастрольной деятельности «Всероссийские филармонические сезоны» — 50 млн рублей в год;

10) мониторинг состояния межнацотношений — 23 млн рублей в год;

И кое-что ещё в том же духе.

Характерно, что весь этот на вид разнородный список мероприятий его создатели характеризуют так: «переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики».

Что важно: почти половина денег — 3 миллиарда рублей из 6,8 — выделена на несколько абстрактное мероприятие «Поддержка региональных программ Минрегиона, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений».

Слово автору

Владимир Зорин:

— Я хотел бы отметить, что этот документ создавался не в тени кабинетов, не путём бюрократических изысканий, а путём учёта конкретных предложений национально-культурных организаций, национальных объединений, экспертного сообщества, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации.

Итак, какие мероприятия запланированы в этой программе? Это учёба, обучение актива национальных организаций. Это поддержка этнокультурных программ. Это меры по развитию грантовой поддержки, то есть не непосредственно выделяются деньги, а проводятся мероприятия по грантовой поддержке организаций, которые работают с национальностями.

Предусмотрено обучение чиновников и специалистов государственной службы, которые занимаются этими вопросами. Рассматриваются меры по повышению эффективности деятельности всех органов власти. Особенно речь идёт об органах местного самоуправления, которых 25 тысяч в стране и которые, собственно, и практически реализуют доктринальные положения госнацполитики.

Есть меры по поддержке информационной, направленной на реализацию этой программы. Например, предусмотрено проведение конкурса «СМИротворец», награждение лучшего освещения межнациональной, межэтнической тематики в СМИ.

Предусмотрены меры по социологическим исследованиям. Организации мониторинга и раннего предупреждения возможных межнациональных конфликтов. И, конечно, поддержка этнокультурного развития всех наших народов: фестивали, праздники, фольклорное искусство, кустарные промыслы, поддержка традиционного образа жизни и хозяйствования малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Выделено 82 направления. Они содержат не только конкретные записи по мероприятиям, но и оценку их эффективности, формы отчётности. Это для того, чтобы не допустить нецелевого расходования средств.

Итого

Фактически озвученная часть программы оставляет впечатление, что она принята для поддержки «традиционных ремёсел» госслужащих и грантополучателей, специализирующихся на этнической тематике — от фольклорной музыки и танца (что похвально) до печати информационных буклетов и устройства форумов (эффективность которых сомнительна). В программе даже прямо указывается, сколько их будет: «численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, составит 305 тыс. человек».

Характерно, что на создание некоей идейно заряженной видео- и кинопродукции ФЦП предусматривает на все 7 лет сумму, на которую не снять даже боевик категории «Б».

Характерно также, что, поминая важность «использования сети «Интернет»» во вводной части, конкретные и притом немалые средства программа выделяет на поддержку неких бумажных изданий (до 2020 года, отметим: велик ли будет в 2020 году эффект от толстых грантовых журналов и печатных этнографических приложений к газетам — нет даже сомнений).

Таким образом — по факту ФЦП, повторяющая положения европейского мультикультурализма и идейно идущая вразрез с президентской концепцией национального единства, серьёзного воздействия на национальную политику страны не окажет.

Впрочем, отсутствие системной национальной политики (для ведения которой в прошлом году президент предлагал создать специальную федеральную структуру, так пока и не появившуюся) — уже само по себе вредно.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.