Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Советник Президента РФ академик РАН Сергей Глазьев
Источник: Яндекс картинки
02:50 / 03.08.2015

К стратегии социальной справедливости и развития. Часть I
Неспособность государства обеспечить социально справедливое распределение национального дохода, чрезмерное социальное расслоение раскалывают общество на враждующие классы вне зависимости от идеологических скреп. Для современной России, не обременённой какой-либо общенародной идеологией, эта угроза более чем актуальна

«Мы не растеряли, сберегли саму суть и духовную основу российской государственности, сохранили уникальное национальное многообразие народа и его историческое единство, вековые традиции преданности Отечеству и готовности отстаивать, защищать его свободу и независимость, его интересы.

Эти идеалы патриотизма настолько глубоки и сильны, что никому и никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, перекодировать, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков».

«Мы неотделимы от своей Родины, от её многовековой истории, духовных корней. И эта неразрывная связь времён и событий, преемственность поколений — наше бесценное достояние.

Опираясь на опыт прошлого, мы более чётко видим горизонты будущего, ставим перед собой самые амбициозные цели и знаем, что обязательно решим все стоящие перед нами задачи. Залог тому — наша общая вера в Россию, стремление трудиться ради её процветания, ради благополучия и безопасности граждан нашей страны».

Президент России В.В. Путин (из выступлений на торжествах по случаю Дня России, 12 июня 2015 г.):

Призыв президента России В.В. Путина к единению нации, обращённый к её интеллектуальной и политической элите в День России, не может быть абстрактным лозунгом.

Для его воплощения необходимо единение граждан страны не только на основе общности языка, культуры, территории, но и идеологии, которой должны руководствоваться все облечённые властью лица в повседневной практике государственного управления.

Историческая духовная традиция русского народа предопределяет стержневую роль принципа социальной справедливости в любой идеологической конструкции инвариантно к политическому, экономическому и социальному устройству общества.

Нарушение императива социальной справедливости делегитимизирует государственную власть в глазах народа, влечёт дезинтеграцию общества, социальный протест и революцию. Так было в 1917 году в православной Российской империи, то же произошло в 1991 году в СССР, а теперь, в 2014 году, — на Украине.

Неспособность государства обеспечить социально справедливое распределение национального дохода, чрезмерное социальное расслоение раскалывают общество на враждующие классы вне зависимости от идеологических скреп. Для современной России, не обременённой какой-либо общенародной идеологией, эта угроза более чем актуальна.

После расстрела недовольного либеральными реформами парламента и олигархического государственного переворота в 1993 году российское общество впало в политическую апатию, с тихой ненавистью взирая на разграбление общенародной собственности и вывоз национальных богатств за рубеж в 90-е годы.

Рост доходов населения в 2000-е годы произвёл анестезирующий эффект на советское поколение, привыкшее терпеть, «лишь бы не было войны».

Но опоздавшая к приватизации общенародной собственности и лишённая пиетета к власти полуобразованная и наполовину безработная молодёжь вполне готова к бунту. И, как показывает гражданская война на Украине, — к бунту бессмысленному и беспощадному в полном соответствии с исторической традицией.

Прекращение роста доходов в прошлом году население стерпело как временное явление, понадеявшись на заверения власти о скором улучшении экономического положения.

Заметное падение доходов с начала этого года всё ещё воспринимается как временное, хотя по ряду категорий трудящихся, включая бюджетников, достигает 20-30%.

Однако закрепление этой тенденции до конца года повлечёт ощутимое снижение уровня и качества жизни для большинства населения.

По уровню бедности российское общество откатится на 10 лет назад (до уровня 2005 г., когда численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 25 млн человек — немногим более показателя (23 млн человек) 1-го квартала 2015 г.).

Анализ наметившихся тенденций позволяет сделать вывод, что масштаб бедности будет лишь возрастать:

1. Уровень инфляции с начала 2015 года по май 2015 г. уже составил 8,31% (для сравнения — уровень инфляции в мае 2014 г. с начала года — 4,18%), уровень инфляции за последние 12 месяцев — 15,78%. При этом по продовольственной группе товаров инфляция «зашкаливает» за 20%.

2. Средний размер назначенных пенсий по старости в соотношении с величиной прожиточного минимума пенсионера в январе 2015 г. был равен 162,5%, в то время как в январе 2014 г. — 183,6%.

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в соотношении с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения в январе 2015 г. была равна 303,4%, в то время как в январе 2014 г. — 362,9%, а в 4-м квартале 2014 г. — 401,6%.

С учётом известной условности показателя прожиточного минимума, реальная величина которого как минимум вдвое превышает официально установленный уровень, даже небольшое снижение доходов людей, получающих их меньше среднего по стране уровня, будет очень чувствительным.

4. Если тенденции по снижению роста реальной зарплаты и пенсии сохранятся, а тем более если будет принято предложение Минфина об отмене индексации пенсий по инфляции, то бедность в домохозяйствах вырастет ещё больше, особенно в тех, где есть пенсионеры.

Субъективное измерение бедности (социологическими методами) даёт ещё более тревожную картину. До нынешнего кризиса доля граждан, ощущавших себя бедными, по данным ИСПИ РАН, составляла 30%[1].

Примерно такую же оценку уровня субъективной бедности фиксировали исследователи Института социологии РАН в 2012 г. — 32% среди населения в возрасте не старше 55 лет [2]. Сейчас эти цифры можно увеличить в 1,5-2 раза.

Падение доходов большинства населения до прожиточного минимума и ниже неизбежно повлечет обострение социальных противоречий и поставит вопрос о несправедливом распределении национального дохода и богатства.

Посеянные четыре года назад «болотной» оппозицией семена критики «партии жуликов и воров» дадут обильный урожай социального протеста в отношении властвующей элиты.

Последняя, спрятавшись от народа за заборами роскошных особняков и офшорных счетов, вряд ли найдет убедительное для людей объяснение причин падения их уровня жизни. И едва ли сможет обосновать перспективы его повышения в обозримом будущем. Да народ и не поверит.

У большинства населения фиксируется значительное доверие к Президенту России В.В. Путину, Русской Православной Церкви и армии. Президенту народ доверяет в силу положительных результатов его правления в 2000-е годы, как в части повышения уровня жизни, так и в части спасения государства от развала.

Доверие к Церкви отражает веру в традиционные нравственные идеалы, среди которых принципы справедливости и правды занимают главенствующее место. Но это доверие не может долго висеть в воздухе ожиданий.

Без опоры на реальную созидательную деятельность властвующей элиты на благо народа его доверие к власти рассеется, как туман.

И лишенная народной опоры вертикаль власти может в одночасье рухнуть, как это не раз происходило в нашей истории, в том числе совсем недавно — на наших глазах.

Власть царя опиралась на дворянскую аристократию, государственную бюрократию и армию. Бессмысленная мировая война расшатала и то, и другое, и третье, принеся народу неисчислимые бедствия.

И когда в феврале 1917 года царю был предъявлен ультиматум высших генералов и политического руководства Государственной Думы, никто не встал на защиту престола.

Пока пронизанная западной агентурой политическая элита воплощала навеянные западными «союзниками» призраки демократии, большевики обуздали разложившуюся армию и превратили «империалистическую войну в войну гражданскую».

Власть руководства СССР опиралась на КПСС и номенклатурную бюрократию. В ходе затеянной Горбачёвым перестройки эти опоры были демонтированы, и власть оказалась один на один с народом, который попросту от неё отвернулся.

В погоне за навеянными западной идеологией туманными образами общества потребления народ дал себя обмануть горстке политических авантюристов, жуликов и воров, которые под ширмой либеральных реформ совершили, по образному выражению С.С. Говорухина, великую криминальную революцию.

Она породила компрадорскую олигархию, утвердившуюся у власти в результате государственного переворота 1993 года. Присвоив путём приватизации общенародной собственности основную часть национального богатства, эта олигархия возомнила себя правящим классом и подчинила своим интересам институты государственной власти.

Хотя В.В. Путин сумел обуздать и отделить от государственной власти казавшийся всесильным олигархат, с тех пор в политическом устройстве общества мало что изменилось. Властвующая элита по-прежнему представляет собой симбиоз высшего чиновничества и крупного бизнеса.

Только если в 90-е годы последний помыкал первым, то теперь олигархи демонстрируют политическую лояльность и готовность выполнять поручения.

Но по своей сути олигархат остаётся в основном компрадорским, предпочитая скрывать накопленные сбережения и семьи за рубежом и ориентируясь на иностранные ценности, включая американский или английский паспорт.

Кризис обнажил бездонную пропасть между властвующей элитой и народом. Она проявляется не только в колоссальном имущественном разрыве между горсткой сверхбогатых и морем бедных, но и в характере проводимой экономической политики.

Упорное нежелание денежных властей вводить ограничения на трансграничное движение капитала и их последовательная линия на обеспечение благоприятных условий для валютно-финансовых спекуляций в ущерб производственной деятельности влечёт дальнейшее усиление позиций компрадорской олигархии за счёт ухудшения положения производительного капитала и населения.

Антикризисные меры как 2008-2009-х, так и 2014-2015 годов были направлены на поддержку погрязших в спекуляциях против национальной валюты крупных финансовых структур, обогатившихся за счёт обесценивания доходов и сбережений производственных предприятий и граждан.

Объём перераспределения национального дохода в пользу финансовых спекулянтов и крупных банков только за счёт мер государственной поддержки составил в эти кризисные периоды в общей сложности 3-5 трлн рублей, не менее половины которых были конвертированы и вывезены за рубеж.

Если бы не твёрдая линия В.В. Путина на защиту социальных гарантий, денежные власти пожертвовали бы и ими, как это сделали в западных странах в соответствии с рекомендациями вашингтонских финансовых организаций.

Следование последним привело к финансовому кризису в Греции, что является наглядным уроком для всех думающих экономистов и политиков.

Сам кризис российской экономики и втягивание её в стагфляционную ловушку стал порождением проводимой денежными властями политики обслуживания интересов международного, в том числе выведенного в офшоры бывшего российского капитала.

Её краеугольный камень — полная свобода трансграничных и валютообменных финансовых операций. Это предопределяет полную зависимость российской финансово-экономической системы от внешних потоков капитала, даже маленькое изменение которых вызывает дестабилизацию макроэкономической ситуации в России.

Российская финансовая система в сотни раз меньше мировой, в которой доминируют американские фонды, специализирующиеся на валютно-финансовых спекуляциях.

При этом приток осваиваемых ими денег растёт в геометрической прогрессии вследствие их безудержной эмиссии ФРС США, ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии, объём которой с начала глобального финансового кризиса вырос в 3-5 раз.

Имея безграничные возможности по дестабилизации открытых национальных финансовых систем, западные спекулянты регулярно атакуют их с целью манипулирования рынком и зарабатывания сверхприбылей на обесценивании национальных доходов и сбережений.

Именно такие атаки были проведены против российской финансовой системы в 1998, 2008 и 2014 годах. И каждый раз российские денежные власти, вместо того чтобы защитить свою финансовую систему, своей политикой способствовали её дестабилизации.

И в настоящее время проводимая политика полной открытости валютно-финансового рынка, рефинансирования спекулятивных валютных операций Банком России, завышенных процентных ставок и свободного плавания курса рубля ставит российскую экономику в полную зависимость от интересов международных, главным образом американских, спекулянтов.

В условиях ведущейся США против России финансовой войны это обрекает российскую экономику на тяжёлые потери и гарантированное поражение.

Она ежегодно теряет около 150 млрд долл. на вывозе капитала, ещё больше — на разорении и деградации производственной сферы, доходы которой утекают на финансовый рынок.

Платить за пиршество обогащающихся на дестабилизации макроэкономической ситуации спекулянтов приходится и населению обесцениванием зарплат, сбережений и имущества.

Проводимая в интересах международных спекулянтов макроэкономическая политика несовместима с жизненными интересами производственной сферы и населения. Первая лишается значительной части своих доходов и основного капитала в неэквивалентном экономическом обмене со сферой обращения.

Второе теряет на девальвации своих доходов и сбережений вследствие постоянного падения покупательной способности и курса рубля. Именно за счёт амортизации основного производственного и человеческого капитала образовалась большая часть вывезенных за рубеж двух триллионов долларов.

Ещё одной составляющей перераспределения национального дохода в пользу офшорной олигархии стала природная рента от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов.

В российской экономике так и не сложились положительные обратные связи трансформации сбережений в инвестиции, знаний — в новые технологии, природных богатств — в конечную продукцию, обеспечивающие рост производства и богатства.

Вместо них действовали процессы присвоения, перераспределения и использования созданного ещё в советский период производственного потенциала, возможности эксплуатации которого почти исчерпаны.

Произошедшая за постсоветский период деградация научно-производственного и интеллектуального потенциала ставит предел продолжению сложившейся системы социально-экономических отношений.

В условиях падающих рентных доходов, вследствие снижение мировых цен на нефть, её дальнейшее воспроизводство возможно лишь за счёт интенсификации эксплуатации трудовых ресурсов, что предполагает ещё большее падение реальной заработной платы.

Это влечёт падение уровня жизни подавляющего большинства населения, усугубляет и без того запредельное социальное неравенство, что неминуемо ведёт к появлению протестных настроений и ренессансу классовой борьбы.

Изменению макроэкономической политики мешают связанные с денежными властями офшорная олигархия и крупные финансовые группы, а также их вашингтонские наставники. Первые не дают ввести никакие ограничения на трансграничные перемещения капитала.

Вторые, пользуясь инсайдерской информацией, зарабатывают на валютно-финансовых спекуляциях, покрывая свои риски безотказной государственной помощью. Третьим эта политика позволяет манипулировать российским финансовым рынком, что и обеспечивает эффективность введённых ими экономических санкций.

Последние рассчитаны именно на ту реакцию бизнес-сообщества и денежную политику, которую демонстрируют российские государственные финансово-банковские структуры и непосредственно денежные власти.

Нынешняя система власти опирается преимущественно на бюрократическую вертикаль, силовые структуры и крупный бизнес. Эти опоры могут не выдержать нарастающего внутреннего и внешнего давления. Тем более вследствие открытости российской финансовой системы внутреннее давление также зависит от внешних факторов.

Американская технология гибридной войны предполагает их активное использование с целью дестабилизации внутреннего положения и обрушения институтов власти. Повержение избранной в качестве жертвы страны в состояние анархии кардинально облегчает возможности её подчинения извне.

Эффективность этой технологии была многократно продемонстрирована англосаксами, в том числе в борьбе с Россией. Так английские агенты влияния последовательно расшатывали опоры царского режима, дискредитируя царскую семью, спонсируя оппозицию и прибегая к политическим убийствам и провокациям.

Им удалось втянуть императора в войну, которая завершилась его свержением, революцией и интервенцией. Если бы Красная армия не победила в Гражданской войне, то Россия была бы расчленена «союзниками».

К столетию Великой Октябрьской социалистической революции Россия подходит со схожими параметрами социальной неудовлетворённости.

Сто лет назад её показателями были дороговизна и недоступность продовольственных товаров в городах (по данным о продовольственной ситуации, например, в Москве с 1913 по 1916 год, потребление мяса сократилось на 57%, жиров — на 15%, картофеля — на 8%, хлеба на — 6%; в какой-то мере это компенсировалось 35-процентным ростом потребления крупы).

Децильный же коэффициент имущественного неравенства к 1917 году, вопреки расхожему мнению, составлял примерно 6-6,5, тогда как в США — 16-18, а в Англии и вовсе — 35. В современной России децильный коэффициент составляет 16-18 — уровень США начала ХХ века и в 3 раза выше, чем в царской России.

Для сравнения: в скандинавских странах Дании, Финляндии и Швеции этот показатель 3-4 (как в СССР), в Германии и Австрии — 5-7.

Проводимая социально-экономическая политика усиливает неравенство вследствие резкого расширения платности в социальных отраслях, снижающей доступность важных социальных услуг, прежде всего для малообеспеченных слоев населения. Население не может в полной мере оплачивать услуги образования и здравоохранения.

Сегодня более 60% мест в вузах платные, 48% затрат на услуги здравоохранения поступают из кошельков пациентов. Методы реформирования, связанные с сокращением сети учреждений и работающих в них кадров, ведут к снижению качества образования и здравоохранения.

Совокупность изданных нормативно-правовых актов, затрагивающих образование, здравоохранение, социальное страхование и т.д., говорит о том, что, несмотря на смену официальной риторики, задача сокращения, или, говоря бюрократическим новоязом, оптимизации социальных расходов государства, так и осталась среди приоритетных.

В качестве предельно критического (порогового) значения коэффициента фондов, т.е. соотношения доходов крайних 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения, принято считать соотношение 10:1. В 1991 г. этот показатель составлял в нашей стране 4,5 раза, в 2014 г. — 16 раз по официальной статистике, более 25 раз по экспертным оценкам и 40 раз с учётом скрытых доходов.

Несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов в нулевые годы, социальная поляризация ввиду форсированного роста самых высоких доходов и зарплат не уменьшалась, а продолжала нарастать.

В Докладе о мировом благосостоянии (Global Wealth Report, 2012 г.) Россия заняла первое место в мире среди крупных стран по неравенству распределения богатства.

Неравенство распределения богатства было выше в нескольких карибских странах с налоговыми офшорами. Мы вернулись к состоянию дореволюционной России, когда 1% населения владел около 30% национального богатства[3].

Как и тогда, сегодня основные доходы и богатства сосредоточены у сотни семей. Как и тогда, большая часть этих семей тесно связана своими интересами и образом жизни со странами Запада.

Как и тогда, российская экономика критически зависит от иностранных источников кредита и капитала. Как и тогда, Запад вёл с Россией гибридную войну на уничтожение — открытую (Германия и Австро-Венгрия) и скрытую (Англия и Франция).

(Продолжение следует)

Видео на канале YouTube "Авторы ЗдравствуйРоссия.Рф"

Интервью, доклады и выступления С.Ю. Глазьева

Лекции по экономике С.Ю. Глазьева



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.