Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя (фрагмент). 1883 г.
Автор: Смирнов Василий Сергеевич
Источник: Государственная Третьяковская галерея
07:38 / 06.10.2022

Память свв. князя Михаила Черниговского и боярина Феодора Зюзина
После гибели в Орде Михаил Черниговский и его боярин Феодор Зюзин были причислены к лику Святых и широко почитались в Московском государстве. Мощи Святых мучеников были перенесены в Москву, в специально построенный храм, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля     

Святые страницы в истории Руси

Каждый год 3 октября Русская Православная Церковь отмечает «День памяти Святых князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора Зюзина».

В этом (2022) году исполняется 776 лет подвигу Святых мучеников и исповедников князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Зюзина.

Трудно представить более выдающуюся и влиятельную фигуру на древнерусской политической сцене ХІІІ века, чем черниговский и киевский князь Михаил Всеволодович.

Это была действительно историческая личность на фоне эпохи, которая преждевременно погибла, так и не достигнув своей цели из-за татаро-монгольского нашествия.

В 1238 году татаро-монголы опустошили Рязань, Суздаль, Владимир.

В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские.       

Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры.

Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит.

От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор Зюзин.

Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».

Хану Батыю донесли о непокорности русского князя. Судьба мужественных христиан была решена. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью.

Боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало Феодора - он последовал примеру своего князя.

После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.

Исповеднический подвиг Феодора поразил даже его палачей...

После гибели в Орде Михаил Черниговский и его боярин Феодор Зюзин были причислены к лику Святых и широко почитались в Московском государстве.

По желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи Святых мучеников были перенесены в Москву, в специально построенный храм, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.        

Останки Святых не предали земле, а поместили в особые ковчеги - в серебряную раку за иконостасом у северной стены.

Потомками Михаила Черниговского является ряд русских княжеских фамилий, в том числе Болховские, Ярославовы...

В память о подвиге Святых князя Михаила и боярина Феодора на гербе дворянского рода Зюзиных изображены два пылающих сердца на белом столпе.

Фигуры льва и единорога символизируют храбрость и благородство, которыми прославились потомки Святого боярина Феодора.

Зюзин (Зузин) - это довольно распространённая фамилия в XV - XVI веках.      Начало она берет от боярина Феодора Зюзина.

Как сообщается в «Тверской летописи», в Чернигов Феодор Зюзин прибыл из Италии:

«Властодержатель греческого града Сардиния иже Средиц нарицается именем Феодор в древнейшие времена по случаю завоевания сего города Болгарским царем Иоанном Асаном переселился во Угры, а потом в Чернигов к великому князю Михаилу Всеволодовичу и почтен боярскою почестью» (ПСРЛ. Т. XV. Тверская летопись. М., 1965. С. 386).

Потомки Феодора Зюзина неслучайно оказались на Тверской земле.

Сын боярина Феодора, Борис, по прозвищу «Половой», прибыл в Тверь до 1263 года, когда тамошним князем был Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, бывшего на великом княжении во Владимире. (Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 222 - 223).

Поступок Черниговских Святых вдохновил Святого князя Михаила Тверского на ратный подвиг в 1318 году в Золотой Орде.

И Борис Федорович Зюзин, и сын его Федор Борисович были в Твери боярами. Сын Федора - Михайло Шетен, и сын Михайлы - Константин Шетнев, и сын Константина - Иван Шетнев - три поколения подряд! - были в Твери тысяцкими.

В первой половине XIV века власть тысяцких в Москве и Твери была настолько велика, что в договоре Симеона Гордого с братьями тысяцкому отведено место тотчас после великого князя.

Выражение договора «мой тысяцкий» показывает, что тысяцкий назначался князем, но это не мешало тысяцким при поддержке бояр и горожан становиться грозной силой, с которой приходилось считаться самим великим князьям.

У тысяцкого Ивана Константиновича Шетнева были сыновья: старший Андрей, по прозвищу «Зуза», и младший Афанасий.

Афанасий Шетнев после взятия Твери Москвой при великом князе Тверском Иване Ивановиче Молодом был признан боярином и назначен тиуном и наместником на Галиче.

А смирный Андрей Зуза не заслужил больших чинов, но зато у него было восемь сыновей, от которых и пошли все последующие «зюзинские» линии в истории Российского государства.

Старший сын Андрея, Василий Зюзин «с братьею в Литву со своим государем с Великим Князем Михайлом Борисовичем Тверским изъехали».

«Повести о Щелкане» - памятник тверской средневековой литературы, в котором описано восстание жителей Твери против ордынского наместника Шелкана 15 августа 1327 года.

Под упоминаемыми в песне о Щелкане руководителями восстания братьями «Борисовичами» подразумевались:

тверской тысяцкий с братом - потомки Бориса Федоровича Полового, родоначальника боярской семьи Зюзиных-Шетневых, по имени которого братья называли себя «Борисовичи» (Н.Н. Воронин. Песня о Щелкане и Тверское восстание 1327 год. Исторический журнал 1944 год, № 9, стр. 78 - 79).
       
Одна из ветвей родословной князя Михаила Черниговского связана с княжеским родом Оболенских-Ярославовых, причисляемых к Рюриковичам.

По прошествии, более чем 500 лет, потомки двух казненных Cвятых князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Зюзина, объединили в ХVIII веке свои судьбы и воссоединили свои династии в браке, чем он был особо уникален.

Александр Родионович Зюзин - представитель древнего рода был женат на дочери полковника Ярославова - Анне Михайловне.

Зюзин Александр Родионович родился в 1743 году. Действительный статский советник, в 1787 - 1794 годах предводитель дворянства Любимского уезда, председатель верхней расправы Ярославского наместничества Владимирский губернский прокурор (1800 год).

Председатель Владимировской палаты уголовного суда. Через своего тестя М.И. Ярославова Зюзин находился в родстве с фаворитами Екатерины II - Орловыми.

Представители фамилии «Зюзины» могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории Великой России.

В «Тысячную книгу» были вписаны сыновья родного брата деда Василия Андреевича Зюзина - Григория Андреева сына, по прозвищу Страдник.

Они были вписаны как дети боярские третьей статьи одной строкой: «Бахтеяр, Беляница, Стрет, Иванис, Мисюр Страдниковы дети Зюзина».

Стольник Василий Зюзин был «головой в стану государя Ивана Грозного».   В его обязанности входила охрана безопасности царя. Он был членом тайной Государственной Думы - думный дворянин.

Зюзин Яков Васильевич в «Боярском списке» значился в числе стряпчих с платьем при царе Федоре Ивановиче, в 1598 году он подписался под грамотой, утвержденной об избрании в цари Бориса Годунова.

Казанским государственным выборным дворянином был казанец Зюзин Беляница Лаврентьевич. Подписи под его грамотой были утверждены в 1598 году царём Борисом Годуновым и подтверждены в 1613 году Михаилом Фёдоровичем Романовым.

Алексей Иванович Зюзин - окольничий.

Московский боярин Никита Алексеевич Зюзин - сторонник «государственного контроля над церковью», добивался создания монастырского приказа, говоря современным языком, «госоргана по делам религий».

В правление царевны Софьи Алексеевны (1682 - 1689) при подаче родословных грамот  род Зюзиных вошел в первый разряд  боярских родов.

В родственных связях с Зюзиными находились многие исторические рода: Пожарские, Мосальские, Черкасские, Нащокины, Козловские, Лобановы, Лопухины, Шереметевы, Жеребцовы, Орловы, Алексеевы, Вяземские и др.

Ежегодно 3 октября Святая церковь отмечает День памяти Святых князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора Зюзина.

Вот уже почти 777 лет род Зюзиных делом служит во благо Тверской земли и России!

Мы с Вами являемся не только носителями своих фамилий, но и продолжателями их исторического путешествия в этом многоликом, безграничном, безумно интересном окружающем нас мире.

Гордитесь своими фамилиями и родами, любите друг друга.

И еще - помните! Ведь только память может противостоять забвению…

Примечание:

Зюзин Борис Федорович, заведующий кафедрой технологических машин и оборудования Тверского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и образования Тверской области, академик и лауреат премии имени М.В. Ломоносова, Петровской академии наук и искусств

(По материалам книги Б.Ф. Зюзина «Антология рода Зюзиных». - Тверь, 2011. 72 с.)



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.