"Государева молельня"
Обитель, основанная в эпоху правления Ивана Калиты, является одним из самых известных монастырей столицы. Её история тесно связана с Петром I и родом Нарышкиных.
«Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный…». Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке, и, по преданию, руку к его появлению приложил сам московский князь Иван Калита. Обитель была свидетелем многих важных событий в истории страны: она пережила и Смутное время, и Отечественную войну 1812 года.
Монастырь в честь святых Петра и Павла
Существует несколько версий о том, как появился Высоко-Петровский монастырь. Одна из них связана с преданием, в котором московскому князю Ивану Калите во время поездки по своей вотчине было видение: на берегу реки Неглинной выросла снежная гора, которая стремительно растаяла.
Путешествовавший с Калитой митрополит Пётр дал толкование: великого князя ждёт величие, а церковного деятеля - скорая смерть. Под впечатлением от этой сцены Иван Данилович построил на месте увиденной горы храм, который затем разросся в монастырь.
Эти события описаны в «Степенной книге» и отражают, по всей видимости, устное предание. Первое же летописное упоминание Высоко-Петровского монастыря (его название связывают также с преданием: «высоко» - от горы, «петровский» - от митрополита Петра) относится к 1379 году. В сообщении Рогожского летописца встречается имя Иоанна - архимандрита обители.
В любом случае первый храм на месте нынешнего монастыря возник задолго до первого летописного упоминания. Он был посвящён святым Петру и Павлу. Деревянная церковь появилась в первой половине XIV века и, судя по всему, её возведение было связано с переносом кафедры митрополита из Киева в Москву. Впоследствии вокруг храма вырос монастырь.
Одна из версий его появления связана с Дмитрием Донским. Исследователи считают, что после нападения хана Тохтамыша на Москву церковь была уничтожена. Великий князь выделил свои средства не только на её восстановление, но и на создание монастыря.
Смута, Нарышкины и Пётр Алексеевич
Ранняя история обители, впрочем как и Москвы в целом, была связана с частыми пожарами. Они возникали или по естественным причинам, или же вследствие разорительных нападений татарских орд. Высоко-Петровский монастырь не был исключением. Бесконечные пожары привели к постройке первых каменных сооружений - это произошло в эпоху правления Василия III.
Новый храм возвели в 1517 году и посвятили митрополиту Петру, который уже был причислен к лику святых. Великий князь «повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве <…> за Неглимною церковь святый Петр Чудотворецъ, митрополит всеа Руси…».
Архитектором церкви стал приглашённый из Италии зодчий Алевиз Фрязин, наиболее известный по работам в Московском Кремле. Именно тогда официально монастырь стал называться Высоко-Петровским.
Обитель играла и важную стратегическую роль. Расположенная севернее Кремля, она прикрывала столицу с этого направления. Для отражения возможных нападений вокруг монастыря была выстроена деревянная стена.
Однако, в отличие от других монастырей, Высоко-Петровская обитель не отметилась славными ратными подвигами. В годы Смутного времени она подверглась серьёзному разорению в 1611 году, когда столицу страны оккупировали польские силы.
После окончания кризиса на восстановление монастыря выделили большие средства - в том числе и на постройку каменной стены, толщина которой составляла около 2 метров.
Со временем монастырь стал пользоваться покровительством боярского рода Нарышкиных, чья усадьба располагалась неподалёку. Царские родственники дарили обители большие средства, на которые возводились новые постройки в стиле «нарышкинского барокко».
Обитель позже стала родовой усыпальницей рода Нарышкиных.
Частым гостем в храмах Высоко-Петровского монастыря был и маленький Пётр Алексеевич, будущий российский император: на молитву он приходил вместе со своей матерью Натальей Кирилловной.
Особенно активно монастырь стал застраиваться после победы Петра в борьбе за власть с сестрой - царевной Софьей. Именно в конце XVII века Высоко-Петровская обитель обрела тот вид, который сохранился до наших дней.
В ансамбле выделяется церковь в честь Сергия Радонежского, возведённая по указу Петра: таким образом он отдал дань уважения Троице-Сергиеву монастырю, который несколько раз укрывал его в неспокойные времена.
Покровительство Нарышкиных, а затем и царя Петра оказало большое влияние на обогащение обители. Царская семья жаловала монастырю земли в различных уездах, которые приносили стабильный доход и позволяли клирикам жить безбедно.
Лишь во время секуляризации церковных земель в эпоху правления Екатерины II экономическое состояние монастыря ухудшилось.
Французы, большевики и возрождение
Серьёзная беда стряслась с монастырём во время Отечественной войны 1812 года. После оставления Москвы русскими войсками на территории обители расположились французские кавалеристы, которые подвергли её разорению.
Боголюбская церковь монастыря стала штаб-квартирой для французского военного губернатора города маршала Эдуара Мортье. Здесь он выносил смертные приговоры в отношении жителей Москвы, а их исполнение проводилось у самых стен обители.
Окончание войны стало началом нового возрождения монастыря. XIX век - время духовного подъёма для Высоко-Петровского монастыря.
Здесь было расположено училище, обитель имела в своём распоряжении богатую библиотеку церковной литературы, а в 1863 году здесь открылось «Общество любителей духовного просвещения».
После Октябрьской революции монастырь был официально закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась. Церковники ушли в подполье, несмотря на запреты властей.
«Петровская община» и духовная академия при монастыре существовали вплоть до 1935 года, пока не были окончательно разгромлены НКВД. Многие были арестованы и расстреляны. Впоследствии РПЦ причислила погибших к лику мучеников.
Долгое время монастырь был в сильном запустении. Лишь после войны московские власти принялись за спасение памятника архитектуры. Обитель была передана в ведение министерства культуры. Начались реставрационные работы.
Вместе с этим в зданиях монастыря обосновались ансамбль «Берёзка» и один из филиалов Государственного литературного музея. Лишь в 1994 году обитель вернулась под крыло Русской православной церкви.