Как изгнанные из России умы и таланты обогатили Запад
В сентябре - 100-летие т.н. Философского парохода - массового изгнания из России большевиками в 1922 году ее самых выдающихся деятелей - философов, писателей, инженеров, изобретателей, архитекторов, деятелей культуры и искусства.
Они были высланы двумя пароходами из Петрограда по распоряжению Ленина, а многие покинули страну после революции сами, спасаясь от голода и расстрелов.
Их работа в США и Европе, их открытия и изобретения неимоверно обогатили Запад, который сегодня хвастливо кичится своими достижениям, многим из которых он на самом деле обязан русским эмигрантам.
Среди наших невольных «подарков» Западу прежде всего следует назвать имя гениального изобретателя, создателя первого в мире вертолета Игоря Сикорского.
Знаменитым он стал в России, еще до революции, создав на заводе в Петербурге самой большой в мире самолет «Русский витязь», а затем гигантский лайнер «Илья Муромец» - первый аэробус, а потом, в годы войны, ставший еще и первым в мире тяжелым бомбардировщиком.
В 1912 году Сикорский за свои достижения был удостоен Большой золотой медали на 2-1 Международной воздухоплавательной выставке. Слава его в России была так велика, что в Мариинском театре поставили оперу «Летчик Сикорский», а царь наградил его орденом «Святого Владимира».
Но когда грянула революция, гений авиации был вынужден бежать, ему сообщили, что большевики приговорили его к расстрелу. Ему хотели отомстить за отца, который принимал участие в качестве медика в расследовании т.н. дела Бейлиса, чекисты расстреляли всех, кто был к нему причастен.
В США выдающийся авиаконструктор сначала бедствовал, пришлось трудиться чернорабочим. Но потом ему удалось создать свою фирму «Сикорский эйркрафт», которая сперва ютилась в бывшем курятнике. Помог ему другой русский гений - всемирно известный композитор и пианист Сергей Рахманинов, тоже оказавшийся в США.
Первым успехом стал сконструированный Сикорским уникальный самолет-амфибия, «летающая лодка», как ее назвали. Заказы посыпались со всех сторон. Даже в СССР ее купили для поисков пропавшего во льдах экипажа Леваневского. Этот самолет, который выдавали за «советский», можно увидеть в любимом Сталиным фильме «Волга-Волга».
Но главной удачей гениального русского конструктора в США стали вертолеты. Первый экспериментальный вертолет Сикорского поднялся в воздух в 1939 году.
Тут уже к изобретателю пришла мировая слава. Вскоре Сикорского стали называть в США не иначе, как «мистер-Вертолет». В 1942 году его боевой вертолет был единственным в авиации стран антигитлеровской коалиции.
Все президенты США, начиная с Эйзенхауэра, пользовались только вертолетами фирмы Сикорского и пользуются ими до сих пор. Его имя выгравировано в Зале национальной славы науки и техники США.
Но Сикорский был не единственный изгнанник из России, кто создавал американцам их авиацию.
Строил в США аэропланы окончивший в Петербурге Морской кадетский корпус Александр Прокофьев-Северский и в 1914 году получивший чин мичмана. Но в то время в воздух поднялись первые аэропланы, и юный моряк стал мечтать не о море, а о небе.
Оказавшись на фронте, Александр в возрасте всего 23-х лет стал одним из самых известных асов русской авиации. Он был произведен в лейтенанты и получил золотой кортик с надписью «За храбрость», а потом орден Святого Георгия.
Известность получил еще и благодаря ценным изобретениям в морской авиации. Он, в частности, создал лыжные шасси для «летающих лодок», чтобы зимой самолеты могли садиться на льду Балтики. Предлагал подвижную установку пулеметов, бронеплиты для защиты экипажа.
После революции он очутился в США, где познакомился с генералом Митчеллом, известным в США авиатором. Митчеллу понравился молодой русский летчик, который забросал его интересными идеями по усовершенствованию самолетов, и он предложил ему место консультанта при военном департаменте в Вашингтоне.
Но предприимчивому Северскому не сиделось на месте. Вскоре он основал собственную фирму «Северский аэрокрафт корпорейшн». Там им был создан автоматический бомбардировочный прицел.
Права на это изобретение у Северского купило правительство США за 50 тысяч долларов - большие по тем временам деньги. Затем он внедрил еще ряд изобретений. В результате получил американское гражданство и звание майора запаса ВВС США.
Но главным достижением Северского стал разработанный им самолет-амфибия СЕВ-3, который показал отличные летные качества. На этом самолете он установил мировой рекорд скорости для амфибий - 290 километров в час, многие годы это достижение никто не мог побить.
А когда ВВС США объявили конкурс для замены истребителя Боинг-26, фирма Северского представила на него истребитель Р-35 и получила правительственный заказ на 77 самолетов, став одной из крупнейших самолетостроительных компаний в Америке.
Потом русский эмигрант создал еще ряд успешных моделей самолетов, внедрил множество изобретений. Во время войны Северского назначили консультантом по военным делам при правительстве США, а в 1946 году он получил медаль «За заслуги» - самую высокую награду в Америке для гражданских лиц.
В письме от президента США Гарри Трумэна, которое прилагалось к медали, говорилось: «Авиационные знания мистера Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность сыграли большую роль в успешном завершении войны».
Русские создали американцам не только авиацию, но и телевидение. Это сделал уроженец Мурома легендарный Владимир Зворыкин. Он окончил Технологический институт в Петербурге с отличием, что дало ему право на заграничную командировку.
В течение года он обучается в «Коллеж де Франс» в Париже у знаменитого физика Ланжевена, изучая теорию рентгеновских лучей. Потом едет в Германию. Но тут грянула Первая мировая война.
Зворыкин срочно возвращается в Россию и поступает в действующую армию. Сначала служит на военной радиостанции в Гродно, а потом его переводят в офицерскую радиошколу в Петроград.
После революции, спасаясь от преследований, он тоже после невероятных приключений оказывается в США. Зворыкин рассылает десятки писем в различные фирмы, предлагая свои услуги в качестве инженера по радиоэлектронике. Наконец, его принимает на работу крупная фирма «Вестингауз» в Питтсбурге.
Вскоре Зворыкину удается изготовить передающую электроннолучевую трубку. Своему детищу изобретатель дал название «иконоскоп», и в 1923 году подал на нее патент. Через год он подал патент и на приемную, воспроизводящую изображение трубку - кинескоп.
Однако на руководство фирмы демонстрация гениального изобретения впечатления не произвела. Они попросту не поняли, о чем идет речь, решив, что «этому парню из России следует заняться чем-нибудь более полезным для фирмы».
Первым в США понял и оценил его изобретение другой выходец из России - предприимчивый Дэвид Сарнов, который сумел стать президентом крупнейшей компании «Радио корпорейшн оф Америка», а, кроме того, еще и бригадным генералом армии США.
- Что нужно, чтобы превратить вашу установку в средство телевещания для массовой аудитории? - сразу задал он изобретателю практический вопрос.
- Сто тысяч долларов и два года работы, - тут же ответил Зворыкин.
В итоге оказалось, что для создания работающей телевизионной системы пришлось потратить около 50 миллионов долларов, громадные по тем временам деньги, прежде чем она стала приносить прибыль.
А в 1932 году на небоскребе Эмпайр стейт билдинг была установлена первая в мире телевизионная антенна. Начался массовый выпуск телевизоров с кинескопами конструкции Зворыкина, получившего с тех пор имя «отец телевидения».
На скромного русского инженера-эмигранта обрушилась мировая слава. Он стал членом более двадцати академий наук разных стран мира, кроме, разумеется, СССР.
Его имя оказалось в знаменитом американском рейтинге «1000 лет - тысяча человек» в первой сотне, где вместе с ним находились, среди других наших соотечественников, имена Петра Первого, Толстого, Достоевского, людей, которые оказали огромное влияние на развитие человечества.
В США русский инженер сделал еще множество других замечательных изобретений, в частности, прибор ночного видения, который был установлен на американских танках в годы Второй мировой войны, этими прицелами также оборудовались снайперские винтовки.
Разработал он и телевизионные устройства для наведения на цель бомб и ракет. Создал уникальный электронный микроскоп, воспроизводящий изображение на цветном экране, а также автомобиль, который мог управляться без участия шофера. Зворыкин был назначен членом консультативного комитета ВВС США.
Зворыкин предсказал, что именно при помощи телевидения человек увидит поверхность других планет, куда отправится на космическом корабле.
Он работал также над применением электроники для быстрого и точного определения общественного мнения. Всего русский ученый зарегистрировал за океаном 150 патентов. «Подарком американскому континенту» назвал его один из коллег.
В годы Второй мировой войны авиация союзников выиграла у гитлеровской «Люфтваффе» воздушную «битву за Англию», в том числе и потому, что американские и британские самолеты летали быстрее немецких.
Секрет был прост: они заправлялись высокооктановым бензином, изобретенным в США русским эмигрантом Владимиром Ипатьевым, которого называли «величайшим химиком ХХ века».
Он учился в Александровском военном училище и Михайловский артиллерийской академии в Санкт-Петербурге, где преподавались химические дисциплины. В годы Первой мировой войны, будучи уже генерал-лейтенантом, возглавлял Химический комитет при Главном артиллерийском управлении.
Как сторонник монархии, Октябрьскую революцию не принял, и тоже оказался в США. Там Ипатьев преподавал в вузах - один из университетов близ Чикаго до сих пор носит его имя.
Вклад Ипатьева в химическую науку огромен, но его можно охарактеризовать одной короткой фразой: каталитические реакции при высоких температурах и давлениях. Особенно ценными оказались его открытия для производства высокооктановых бензинов и авиационного топлива.
В 1937 году он был назван в Америке «Человеком года», его избрали членом Национальной академии Соединенных Штатов, он стал почетным членом многих европейских университетов, в Париже ему вручили высшую награду Французского химического общества - медаль имени А. Лавуазье.
Когда отмечалось его 75-летие, лауреат Нобелевской премии Р. Вильштеттер заявил: «Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев».
А американский профессор Г. Сайнс сказал: «Вы, русские, не представляете себе, кого вы потеряли в лице Ипатьева, не понимаете даже, кем был этот человек.
Каждый час своей жизни здесь, в США, всю свою научную деятельность он отдал России. Беспредельная любовь к родине, какой я никогда и ни у кого из эмигрантов не видел, была той почвой, на которой произрастали все выдающиеся результаты исследовательских трудов Ипатьева».
В советские времена лучшим подарком из-за границы считался видеомагнитофон, «видак», как тогда говорили. Однако мало кто, даже сегодня знает, что изобретателем этого удивительного аппарата был в США русский инженер-эмигрант Александр Понятов.
Родился Александр Матвеевич в селе Русская Айша Казанской губернии. В детстве, проявив склонность к технике, поступил на физико-математический факультет Казанского университета.
Потом подал документы в Санкт-Петербургский университет, но, в конце концов, увлекшись авиацией, учебу продолжил в Москве. Окончив школу летчиков, некоторое время служил в береговой артиллерии Балтийского флота, пилотом военного гидросамолета, но был ранен во время аварии.
Революцию не принял и оказался в Белой армии. Проделал легендарный «Ледяной поход», добираясь в 30 градусный мороз из Сибири в Маньчжурию, а потом оказался в США.
Сначала русский эмигрант работал гражданским пилотом гидросамолетов, а в свободное время мастерил приборы в старом сарае. Вскоре он создал собственную фирму «Ампекс».
В годы Второй мировой войны фирма, по соглашению с военно-морским ведомством США, поставляла на флот комплектующие для радарных установок. Вскоре в руки Понятова попал немецкий трофей: «Регистратор звуков на магнитную ленту», магнитофон, разработанный германской фирмой АЕГ.
Талантливый изобретатель сразу задумался: а почему бы не создать аппарат, который бы записывал на пленку изображение? Работавший в США другой великий русский инженер, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин заявил: «Это невозможно сделать!».
Однако в апреле 1956 года фирма Понятова представила в Чикаго первый коммерческий видеомагнитофон.
«Видаки» сразу же стали пользоваться бешеным успехом. На русского изобретателя обрушились слава и множество наград. После его смерти американское общество инженеров даже учредило «Золотую медаль имени Понятова».
А в Стэнфордском университете открылся посвященный ему музей. Но даже на вершине славы Александр Матвеевич никогда не забывал о далекой Родине, которую ему уже не суждено было увидеть.
На работу он старался принимать как можно больше русских, поддерживал русский женский монастырь, основал дом Св. Владимира в Сан-Франциско для престарелых эмигрантов из России, а у дверей своих офисов непременно высаживал русские березки.
В списке предназначенных к высылке на «философском пароходе» был и великий ученый Питирим Сорокин. Он родился в глухой деревне Турья Вологодской губернии, но сумел поступить сначала в Психоневрологический институт, а затем на юридический факультет университета.
Но тут грянула революция. Большевиков Сорокин не принял, яростно выступал против сепаратного мира с немцами, потом поехал на север России для подготовки вооруженного антибольшевистского восстания. В Великом Устюге попал в руки ЧК, и его приговорили к расстрелу. Так мир мог бы потерял великого ученого.
Но в этот момент в мировоззрении Сорокина произошел крутой переворот. Он разочаровался в политической борьбе, полагая, что его дело - наука, просвещение народа, и опубликовал письмо под названием «Отречение Питирима Сорокина».
Оно попало на глаза Ленину, который назвал его «признаком поворота» к большевикам целого класса. Это спасло ученого от гибели, он вернулся в Петроград и снова занялся наукой. Однако с большевиками Сорокину было решительно не по пути.
Он пришел к выводу, что важнейшим следствием революции стала «деградация населения России». Открыто об этом говорил и писал. Поэтому Сорокина включили в список ученых и деятелей культуры, которых выслали из Петрограда на «Философском пароходе».
Вскоре ему предложили читать лекции в США, где он и остался. Изучил английский и начал преподавать в Гарварде, где возглавил кафедру социологии.
Один за другим он пишет выдающиеся труды, получает известность и вскоре становится председателем Социологического общества США. Среди его почтительных учеников, слушавших знаменитого профессора из России, были дети президента США Франклина Рузвельта и будущий президент Джон Кеннеди.
Но о далекой родине Сорокин не забывал ни на минуту. Во время войны стал председателем Общества помощи воюющей России, убеждая американцев, что, помогая СССР, они приближают победу над Гитлером.
Невольные «подарки» сделала Россия не только США. 29 октября 1932 года во Франции со стапелей судоверфи «Пеное» в Сен-Назере на воду был спущен самый большой в мире пассажирский лайнер - «Нормандия».
На церемонии присутствовал сам президент республики, оркестр играл «Марсельезу», хлопали пробки бутылок шампанского. Никто не обращал внимания на скромного мужчину средних лет, притулившегося в стороне.
А это был русский инженер-кораблестроитель Владимир Юркевич, автор смелого проекта небывалого судна…
Такого судна, как «Нормандия», и впрямь в мире еще не было. Вес корпуса превышал 27 тысяч тонн, длина - 313 метров, ширина - 36, а скорость достигала 30 узлов - рекорд по тем временам.
Всех поражала также небывалая роскошь лайнера, строительство которого обошлось французской казне в колоссальные деньги - 200 миллионов долларов.
На «Нормандии» было 11 палуб, теннисные корты, сад с птицами, огромный бассейн, часовня, гараж на сто автомобилей, а обеденный салон был рассчитан на тысячу человек. Это был настоящий «плавучий супергород» для богатых.
Благодаря ему, Франция превзошла Англию, Германию и Италию, стала законодательницей морской моды.
Владимир Юркевич родился в Москве в дворянской семье. С детства юный Владимир грезил о море и кораблях, хорошо рисовал и увлекался математикой. Окончив гимназию с золотой медалью, он переехал на берега Невы - поступил на судостроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института.
А потом окончил еще последний курс Кронштадтского морского училища военного флота, стал поручиком и был готов проектировать корабли.
Получив назначение на Балтийский судостроительный завод, был назначен конструктором его технического бюро завода, где началась работа по созданию четырех громадных крейсеров серии «Измаил».
Он предложил революционное решение - новую, обтекаемую форму корпуса корабля. В таком виде он мог достигнуть скорости 28 узлов при меньшей мощности машин и меньшем потреблении топлива.
Но это радикальное новшество использовано не было. Оно было запатентовано только в 1928 году в Германии и вошло в историю мирового судостроения как «форма Юркевича».
В 1917 году корпус уникального крейсера «Измаил» разобрали, а позднее, в 1923 году, правительство большевиков продало Германии за копейки три других крейсера.
Юркевича отправили в Николаев, где в отделении Балтийского завода собирали подводные лодки. По дороге группа инженеров попала в руки банды анархистов и едва унесла ноги, а оказавшись в Николаеве, обнаружила, что он уже захвачен немцами. Гению русского судостроения не оставалось другого выбора, кроме эмиграции.
Юркевич блестяще знал французский язык, но его диплом не признавали, и ему пришлось работать токарем на заводе «Рено». В конце концов, его взяли консультантом в судостроительную компанию «Пеное».
Когда компания получила заказ на «Нормандию», Юркевич предложил свой революционный проект обтекаемого корпуса, уже испробованный в Санкт-Петербурге на крейсерах.
Два года ему понадобилось для того, чтобы убедить французов в его преимуществах. В конце концов, были построены модели 25 разных проектов, которые испытали в бассейне, и предложение Юркевича было признано лучшим.
Слава гениального изобретателя росла, и его стали настойчиво приглашать за океан.
За годы работы в США Юркевич построил 42 судна. Он разработал уникальный проект «удешевленного» океанского лайнера на 8 тысяч пассажиров, который мог передвигаться с невероятной для тех времен скоростью в 34 узла.
Он работал консультантом Управления флотом США, и вот так идеи русского кораблестроителя были заложены в проекты создания первых американских авианосцев.
«Духи французские, «Шанель № 5»…» - говорит, принюхиваясь, бравый милиционер в популярной кинокомедии Гайдая «Бриллиантовая рука». Так в СССР стал известен этот шедевр французской парфюмерии, которого тогда на наших прилавках, конечно, еще не было.
Авторство этих самых знаменитых в мире духов обычно приписывают французам - парфюмеру Эрнест Бо и легендарной модельерше Коко Шанель, фамилия которой и закреплена в названии. Духи были выпущены в 1921 году и стали революционными.
К традиционным и дорогим цветочным эссенциям была добавлена небывалая доза недавно открытых альдегидов, придававших им особую свежесть северных рек. Молодежь Парижа встретила их с восторгом, а вскоре они стали популярными во всем мире.
Однако настоящий автор этих «революционных» духов долгое время оставался в тени. Им был русский эмигрант, бывший доброволец лейб-гвардии конно-гренадерского полка и химик по образованию Константин Веригин, бежавший после революции за границу.
Константин Михайлович Веригин родился в старинной дворянской семье. Его предки служили на флоте и в армии. Его судьбу сломала революция.
Он пошел добровольцем на фронт, но его военная карьера не сложилась, так как вскоре он оказался в эмиграции. Его семья покидала родину на пароходе «Крым» вместе с солдатами корпуса генерала Барбовича.
В своих воспоминаниях «Благоухание» Веригин так описал эти мгновения:
«Прощай, Россия, - тихо говорит какой-то невзрачный солдатик, и в тревожном молчании его слова служат сигналом: дружно сползают шапки с голов. По лицам катятся крупные слезы.
Все сердца слились в одно, и с одной стороны парохода грустно раздается "Боже, царя храни…". Одна за другой поднимаются грубые и тонкие руки и творят крестное знамение…».
В Лилле Веригин окончил химический факультет Католического университета и вскоре стал одной из виднейших фигур в парфюмерной промышленности Франции, заняв пост председателя Ассоциации французских парфюмеров.
Он долго жил в Ялте, а потому, как потом писали его биографы, ароматы тех мест - дыхание горных сосновых лесов, морской бриз, пряный аромат цветущих садов и парков, запах девичьих духов на гимназическом балу - навсегда вошли в его жизнь.
Именно Веригин подсказал ту формулу, по которой были созданы знаменитые «Шанель № 5». В этом участвовал и знаменитый французский парфюмер Эрнест Бо, который, кстати, тоже родился в России, в Москве.
В своей книге Веригин писал: «Еще раз считаю своим долгом напомнить, что вредные и дурные запахи, порождающие все развратное и злое, представляют реальную опасность».
Другими словами, он постигал мир через обоняние. Может быть, именно по этой причине он и посвятил свою жизнь служению высоким ароматам парфюмерии?
В Белграде на Новом кладбище высится изумительный по красоте памятник. Это самый большой в мире (в России не сохранилось ни одного) монумент на могилах русских воинов Первой мировой войны.
Он называется «Памятник-усыпальница Русская Слава». Его автор - русский скульптор Роман Верховский. Сделан он из серого камня и стилизован под форму артиллерийского снаряда.
Вверху, на его постаменте - крупная фигура Архангела Михаила с вертикально поднятыми крыльями. У подножия, на знамени, лежит русский офицер с шашкой наголо. По центру снаряда выгравирован большой двуглавый орел и дата «1914 г.».
На левой стороне памятника, под крестом надпись: «Вечная память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны». На тыльной стороне памятника по-сербски написано: «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте 1914-1918 гг.».
Фамилия автора этого памятника, замечательного скульптора и архитектора - Роман Верховский. Как бывший белый офицер он тоже оказался в эмиграции. А до этого в Петербурге окончил в 1911 году Императорскую академию художеств.
Получил назначение на должность архитектора зданий Собственной его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, а также - архитектора правления Бухарской железной дороги.
Первым крупным архитектурным проектом Верховского стал железнодорожный вокзал в Бухаре, выполненный им в византийском стиле. Хотя архитекторы не подлежали воинской повинности, после начала Первой мировой войны он счел своим долгом вступить добровольцем в ряды действующей армии и храбро воевал.
В эмиграции Верховский жил в пригороде Белграда , открыв там свое ателье. Работал во Дворцовом ведомстве и в Министерстве строительства Королевства СХС.
Был близок к королю, Александру I Карагеоргиевичу, и регулярно получал от него заказы. Некоторые полотна, написанные Верховским, вошли в частную коллекцию живописи короля.
Наиболее известными его работами в Югославии стали блестящие архитектурные композиции здания Русской церкви в Белграде, декоративные и скульптурные украшения здания Нового Парламента, величественная скульптура на новом здании Скупщины, цикл работ по отделке нового загородного Королевского дворца на Дединье и др.
К знаковым архитектурным композициям пригорода Белграда относится и фонтан «За жизнь и свободу славянских народов», увенчанный фигурой Геракла («Лаокоон»). Статуя Геракла имеет 3,20 м в высоту. Фонтан стоит перед старым Королевским дворцом в загородном парке Топчидер.
В 1937 г. Роман Николаевич приехал в США - навестить живших в Нью-Йорке сестру и племянников. Но временный визит оказался в результате окончательным переездом за океан. Верховский был определён архитектором-художником митрополии Русской православной церкви заграницей в Северной Америке.
В его обязанности входила разработка проектов будущих храмов, часовен, иконостасов. В этот период он также занимался церковной росписью. В США по его проектам построено не менее 25 храмов, 7 иконостасов; он самостоятельно расписал 6 храмов (столько, наверное, не сделал ни один другой русский архитектор).
В начале 1940-х годов в нью-йоркской газете «Россия» появилась статья магистра Колумбийского университета Житкова «Несколько слов о русском зодчестве». В ней работы Верховского Житков назвал «новым словом русского зодчества».
«Обычно говорят, что гениальные проявления бывают раз в 100 лет, - писал Житков, - но Россия ждала своего национального гения в зодчестве 200 лет. И, кажется, сейчас на горизонте он появился».
Высшим достижением Верховского в США называют храм Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне. С этих храмов сделано огромное число открыток.
Их продажа до сих пор дает огромный доход туристическому бизнесу в Америке, но сам Роман Николаевич от их продажи не получил ни цента.
Архитектору принадлежит и проект первого в США буддийского храма. Им также был создан проект русского кафедрального собора в Нью-Йорке, который по красоте, пропорциям и замыслу композиции стал эпохальным явлением в русской храмостроительной архитектуре.
Увы, успехи Верховского в области искусства не сопровождались материальным успехом, и судьба его сложилась трагично. К своим 80 годам жизни он оказался без средств и без работы, хотя был вполне работоспособен.
Получаемая же им пенсия не была достаточна для оплаты квартиры-студии. Ему пришлось обратиться в американский старческий дом, администрация которого перевела его в один из штатных госпиталей на Лонг-Айленде, где он вскоре - в январе 1968 года - скончался.
Таким же массовым был обогативший Запад исход из России не только ученых, инженеров, архитекторов, философов. Родину покинули гениальные деятели культуры и искусства.
Певцы Шаляпин и Плевицкая, изумлявшие мир артисты балета Павлова, Кшесинская, Карсавина, Нижинский, выдающийся хореограф Фокин, создавший Американский театр балета, гениальный актер Михаил Чехов, реформировавший американский театр,
выдающиеся писатели - Бунин, ставший лауреатом Нобелевской премии по литературе, Куприн, Набоков, Замятин, Зайцев, Северянин, Аверченко, художники Коровин, Кандинский, Шагал, Бенуа, Бакст, Гончарова…
Увы, сегодня охваченный русофобией Запад всего этого уже не помнит.
Надменно понося Россию, он отказывается признавать, что именно выходцы из России «подарили» ему величайшие достижения в науке и технике, в социологии и в других областях, способствовали развитию в США и Европе архитектуры, балета и театра.