"Свеча - символ человеческой души, молитвенно устремлённой к Богу"
Православный философ Евгений Трубецкой
«Чтобы найти Христа, человек должен принять на себя труд и подвиг Его искания».
Е.Н. Трубецкой
Князь Евгений Николаевич Трубецкой - религиозный философ, искусствовед, юрист, общественный деятель конца Х1Х - начала ХХ века.
Он принадлежал к славной плеяде философов Серебряного века, являлся одним из основоположников самобытной русской философии. Им написано более 20 книг и большое количество статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики.
Е.Н. Трубецкой родился 23 сентября 1863 года в Москве. Его отец, князь Николай Петрович Трубецкой (1828 – 1900), принадлежал к одной из самых просвещенных и родовитых семей России.
Он был одним из директоров Императорского музыкального общества в Московской консерватории (1861 – 1876), композитор-любитель.
Мать- княгиня Софья Алексеевна, урожденная Лопухина, была духовным центром семьи. Всё внимание она сосредоточила на воспитании и образовании детей: троих сыновей и семи дочерей, на которых оказала глубокое религиозное влияние.
Брат Сергей впоследствии стал православным философом (умер в 1905 году), а брат Григорий – дипломатом, затем активным политиком в Белом движении, видным деятелем эмиграции (умер в 1930 году).
Лето семья Трубецких проводила в родовом имении Ахтырка, расположенном в 13 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 5 верстах от Хотьковского монастыря, где погребены родители св. Сергия Радонежского – Кирилл и Мария.
Эти великие святые места часто посещали Трубецкие, что оказало сильное влияние на формирование религиозной настроенности у детей.
Позже Евгений Николаевич напишет:
«Известно, что святой Сергий поставил собор Святой Троицы как образ единства в любви, дабы, взирая на этот образ, люди побеждали в себе ненавистное разделение мира… Образ любви, собирающий народ и организующий его в соборе, сильно врезался нам в душу» (1).
После назначения Николая Петровича на должность калужского вице-губернатора в 1876 г. семья Трубецких на 10 лет переехала жить в Калугу.
М.М. Осоргин, родственник Трубецких, в своих «Воспоминаниях» писал о жизни Трубецких в то время: «Их дом всегда был открыт для каждого желающего отдохнуть, пожить чем-нибудь более интересным, чем провинциальные сплетни и пересуды.
Сам князь не мог обойтись без музыки, основал музыкальное общество, и Калуга зажила благодаря ему более интересной жизнью, чем до их приезда» (2). Мальчиков – Сергея и Евгения – отдали учиться в Калужскую классическую гимназию, в которой они учились с 5-го по 8-й класс.
Вспоминая свои годы учебы в гимназии, Евгений Трубецкой писал: «Из калужской гимназии мы, оба брата, вышли с продуманным, вполне определенным миросозерцанием. В главном и основном оно с тех пор не менялось».
Гимназия дала братьям и основательное знание древних языков: Е. Трубецкой свободно мог читать по-латыни, а также читал Платона и Аристотеля по-гречески.
В конце ХIХ века стал входить в моду материализм и связанный с ним атеизм. В 8-м классе гимназии Е. Трубецкой испытал духовный кризис, выразившийся в утрате веры в Бога, в отрицании высших духовных ценностей.
Преодолению кризиса способствовало серьезное изучение им философии, знакомство с наследием славянофилов и, прежде всего, с учением А.С. Хомякова о Церкви как о Теле Христовом и с диссертацией В.С. Соловьева «Критика отвлеченных начал».
Он вернулся в лоно Православной Церкви. «Или есть Бог, и в нем полнота жизни, или не стоит жить вовсе» – вот его основная мысль того времени. Он осознает, что вечный мир ниспосылается на землю свыше и является полнотою жизни.
В 1881 году Евгений Трубецкой поступил в Московский университет на юридический факультет, хотя больше его привлекала религиозная философия. В то время юноша страстно увлекается музыкой Моцарта, Бетховена, Бородина, Мусорского, Римского-Корсакова.
«Философия и музыка. В моих тогдашних переживаниях это было одно. Музыка в то время для меня сообщала краски умозрению», - напишет Трубецкой в своих воспоминаниях.
Музыка способствовала окончательному утверждению его религиозного мировоззрения, когда вера открылась ему как источник высшей радости. Один из умнейших людей России, Е.Н. Трубецкой являлся глубоко верующим человеком.
В 1885 г. он окончил университет и стал кандидатом права. Затем отбывал воинскую повинность в Киевском гренадерском полку, находившемся в Калуге. Получив офицерское звание, уволился в запас в звании подпоручика.
В 1886 г. Евгений Николаевич защитил диссертацию на тему: «О рабстве в Древней Греции» и в должности доцента преподавал в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (1886 – 1897), а затем в должности профессора – в Киевском Свято-Владимировском университете (1897 - 1905).
В 1889 г. Трубецкой женился на княжне Вере Александровне Щербатовой, дочери московского городского головы. От этого брака родились трое детей: Сергей, Александр и Софья.
Наряду с преподаванием в Ярославском лицее, Трубецкой работал над написанием магистерской диссертации: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина».
Через год Е.Н. Трубецкой защитил докторскую диссертацию на тему: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Григория VII и публицистов – его современников» (вышла в свет в 1897 г.).
Как известно, папа Григорий VII – создатель теократической папской державы в ХI веке.
В диссертации Трубецкой признает идею Григория VII о всемирном царском священстве, которое должно объять собой не только клир, но и мир. Автор приписывает историческому христианству организующую роль в политической жизни современных цивилизованных народов.
Но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Трубецкого христианством односторонним, законническим, обреченным на утрату своей силы.
Несмотря на внутренние церковные распри, Западная церковь, по убеждению Трубецкого, нередко вносила мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства.
Эту высокую миссию христианская церковь, по Трубецкому, должна сохранить за собой и теперь, если сбросит с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. Таким образом, первыми шагами в философии Трубецкого было изучение трудов западных святых отцов.
В 1905 г. Е.Н. Трубецкой покидает профессорскую кафедру философии в Киевском университете и избирается профессором Московского университета. После смерти брата Сергея (1905 г.) он занял его место заведующего кафедрой философии (1906 – 1911).
По словам одного из его современников, Трубецкой «стал известным профессором, увлекавшим своих слушателей как талантливостью изложения, так и темпераментом речи; несомненно, талантливость его была исключительная, а чистота всех его побуждений была неоспорима».
В 1905 г. Трубецкие приобрели имение Бегичево, расположенное в 30 верстах от Калуги. Бегичево некогда принадлежало калужской губернаторше Смирновой, близкой Гоголю и воспетой Пушкиным.
В саду в память о поэте была и Пушкинская аллея, и Пушкинский пруд с маленьким островком, на котором, по преданию, вдохновлялся Пушкин. В имении князь Трубецкой создал школу для крестьянских детей, в которой преподавали его дети.
В 10-е годы ХХ в. Евгений Николаевич активно посещал Психологическое общество при Московском университете и религиозно-философский кружок памяти Вл. Соловьева, в который входили такие видные философы, как отец Павел Флоренский, Николай Бердяев, отец С. Булгаков и тогда еще совсем молодой Алексей Лосев.
С Владимиром Соловьевым, самым известным религиозным философом в истории русской мысли, Трубецкой познакомился и сблизился еще в 1886 г. Они подружились, несмотря на некоторые разногласия в философских взглядах, хотя оба особое внимание уделяли вопросам взаимосвязи философии и религии.
Вл. Соловьев разрабатывал идею нравственной связи Бога, людей и тварного мира в едином целом.
Трубецкой также был сторонником философского учения о «всеединстве», однако он абсолютное всеединство своего учителя Соловьева истолковывал через введение понятия «Абсолютное сознание», Если, по Соловьеву, Абсолют - это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждение.
Занимался Трубецкой и вопросами софиологии. Традиционное православие понимает под Софией - Премудростью Божией второе Лицо Святой Троицы - Иисуса Христа, Бога Слова, Которым Бог Отец творил мир.
Но Соловьев пытался представить Софию как отдельную от Святой Троицы личность. В его представлении София – небесный посредник между Творцом и творением. Именно через Софию человечество в будущем станет всеединым организмом – богочеловечеством.
В отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять. София есть не сущность, а только идеальный образ.
Позднее Трубецкой пытался примирить и согласовать идеи Соловьева с церковной догматикой, разрабатывая, таким образом, православное философское мировоззрение.
В журнале «Вопросы философии и психологии» помещены статьи Трубецкого: «Политические идеалы Платона и Аристотеля в их всемирно-историческом значении» (1890), «Философия христианской теократии», «Свобода и бессмертие» и др.
Отдельной книгой изданы очерки Трубецкого по философии Ницше.
Трубецкой занимался не только наукой, но и политикой, рассматривая свою политическую деятельность в качестве нравственного долга перед Россией. Он сыграл видную роль в русском либеральном движении, целью которого было ограничение власти самодержавия.
Как известно, раскол в обществе назрел в начале ХХ века и вылился в революцию 1905 – 1907 гг. Революционная волна захватила и Е.Н. Трубецкого. Он писал: «Что может быть больше для философа, чем уход в тот внутренний слух, которым он слышит мир?..
Нельзя уйти в прекрасный внутренний мир, когда рядом с вами томится в предродовых муках бесконечно дорогое вам существо. А что, если это существо вам даже не жена и не мать, а что-то еще большее, ваша Родина?»
Сначала он был членом партии кадетов, а затем стал одним из основателей «Союза мирного обновления». После неудачи правительства в русско-японской войне он пишет статью «Война и бюрократия» (3), которая едко бичевала халатность наших бюрократов в Порт-Артуре.
Статья была написана столь ярко и талантлива, что произвела на общественность опасное впечатление, давая повод к недоверию правительству, а ведь именно доверие было крайне необходимо в трудное для России время.
Трубецкой относился к той части русской интеллигенции, которая, желая любимой Родине реформ ради ее процветания, тем не менее, своими «прогрессивно-либеральными» выступлениями невольно способствовала краху России в 1917 году.
Е.Н. Трубецкой отстаивал идею независимости Церкви от государства. В статье « Церковь и освободительное движение» (4) он выразил уверенность, что русское духовенство может «колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления» и радоваться успехам политической оппозиции.
Для этого, согласно Трубецкому, служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрастно обличавшего правительственную неправду.
Здесь перед нами предстает образ князя Е.Н. Трубецкого как русского гражданина-патриота. Он пользовался в обществе большим уважением и потому в 1903 и 1915-1917 гг. был избран членом Государственного Совета от земства калужской губернии.
С 1906 по 1910 гг. Трубецкой издавал и редактировал журнал «Московский еженедельник», который был органом партии мирного обновления. В этом журнале он публикует ряд статей, посвященных первой русской революции.
Е.Н. Трубецкой был одним из инициаторов, идеологов и главных участников книгоиздательства «Путь» в Москве в 1910-1917 гг., которое имело религиозно-философское направление..
Здесь печатались сочинения известных русских религиозных философов, в том числе И.В. Киреевского, а также пропагандировались взгляды мирообновления. В издательстве «Путь» вышла книга о. Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины».
В 1911 г. Трубецкой ушел из Московского университета и поселился с семьей в своем имении Бегичево. Был избран гласным по Калужскому уезду в Губернском земском собрании и почетным мировым судьей Калужского уездного окружного суда.
В Бегичеве он начал работать над книгой «Миросозерцание Владимира Сергеевича Соловьева», которая вышла в свет в Москве, в издательстве «Путь» в 1913 г. В этой работе Трубецкой утверждает, что сотворение мира явилось абсолютно свободным актом – творением из ничего.
В начале ХХ века реставраторы впервые открыли для мира яркую палитру древнерусской иконы.
Иконы, прежде бывшие лишь мрачными, черными пятнами на фоне позолоченных риз, заиграли всеми небесными красками, и Трубецкой пишет работы: «Умозрение в красках» (1916), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Россия в ее иконе» (1917), которые принесли ему известность как философу православной иконы.
Эти три брошюры положили начало осмыслению художественного и мистического богатства древнерусской иконописи.
«И вот теперь открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства», - писал Е.Н. Трубецкой в статье «Два мира в древнерусской иконописи.
– Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, более того, ее будущее…»
Его работа «Умозрение в красках» является глубочайшим исследованием по религиозно-философскому осмыслению древнерусского искусства.
По Трубецкому, православный храм являет собой сложное целое, части которого создают в сочетании образ единства Творца и творения. Церковное здание несет в себе идею не сегодняшнего, реального мира, а «грядущего храмового человечества».
Евгений Николаевич предложил символическое толкование формы куполов как застывшего пламени свечи, ибо свеча – символ человеческой души, молитвенно устремленной к Богу.
Известна тесная связь храмового зодчества с искусством фрески, настенного иконописания. Трубецкой писал об изумительной архитектурности религиозной живописи, «когда подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении».
Это выражается в том, что позы святых подчас повторяют линии сводов, удлиненность пропорций устремляет их фигуры ввысь.
По мнению Трубецкого, именно эта особенность традиционной иконы отличает древнерусское искусство от художественного реализма современности, в том числе от так называемого нового стиля в религиозной живописи.
«В русских иконах есть «несравненная радость», - писал Трубецкой. Он назвал древнюю русскую икону благословением, «унаследованным от дальних наших предков», в котором «с красотою небес сочетается солнечный лик православной святой России».
В октябре 1917 г. Евгений Николаевич активно участвовал в подготовке и проведении Всероссийского Поместного Церковного Собора, созванного по вопросу восстановления патриаршества в России, упраздненного при Петре I.
На Соборе он был товарищем председателя от мирян, а после избрания патриархом Тихона и формирования высших органов церковного управления Евгений Николаевич вошел в состав Высшего церковного совета.
В 1918 г. Трубецкой был оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Сочинение «Смысл жизни» стало итогом многолетних творческих исканий князя Трубецкого, поводом к написанию которого послужили, по его словам, «мучительные переживания мировой бессмысленности».
В нем мыслитель рассматривает вечную тему о смысле жизни и доказывает разумность бытия. Смысл жизни отдельного человека и человечества, согласно Трубецкому, заключается в крестном пути к Богу.
Этот крестный путь ведет к достижению идеальной полноты бытия или совершенного богочеловечества, надежды всей твари. Свой труд Трубецкой дописывал во время октябрьского восстания 1917 г., когда большевики расстреливали Кремль.
Теперь, когда он (труд) окончен, - писал Трубецкой, - Россия лежит в развалинах; она стала очагом мирового пожара, угрожающего гибелью всемирной культуры».
После революции Трубецкой занял активную антибольшевистскую позицию. В 1918 г. он - один из инициаторов «Правого центра» в Москве, в Киеве - член Совета государственного объединения России.
Угроза ареста вынудила его покинуть Москву. В период Гражданской войны он сотрудничал с командованием Добровольческой армии. Вместе с отступавшей армией попал в Новороссийск.
В конце декабря 1919 г. в Народном доме Новороссийска Трубецкой прочитал лекцию «О религиозном возрождении России». После лекции ему были заданы вопросы.
«Чем вы можете объяснить те бедствия, которые пали на Россию после 17-го года?» - он ответил: «Тяжесть бедствий я объясняю возмездием… за наше отношение к религиозному вопросу и в особенности за отношение русского духовенства к своей религиозной и общественной миссии…
Я, конечно, никогда не поверю в торжество безрелигиозности у нас, русских… Русская религиозная мысль найдет путь к возрождению».
А на вопрос: «Оставляете ли вы Россию?» - ответил так: «Я останусь здесь… Уехать сейчас – значит покинуть горячо любимого человека в смертном недуге». Вскоре после этого разговора Трубецкой заболел сыпным тифом и скончался 23 января 1920 г. в Новороссийске.
Евгений Николаевич Трубецкой был страстным поборником идеи России как государства великой нации.
До последнего вздоха держался крепких церковно-православных устоев, и последними предсмертными бессознательными словами его были: «Пора начать Великую Литургию, отворите Царские Врата».
Примечание
1. Князья Трубецкие «Россия воспрянет», глава «Из прошлого», М., М., 1996, с.40
2. М.М. Осоргин «Воспоминания», 2009, с.333.
3. Газета «Право», 1904, № 39.
4. Газета «Право», 1905г., № 15.