Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Зенитная пушка Тарновского-Лендера на автомобильном шасси из состава Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту. В центре у машины - командир батареи штабс-капитан Василий Тарновский. Царское Село, февраль 1915 года
Источник: Яндекс картинки
06:39 / 23.04.2021

Стражи неба. Первые русские зенитчики
К концу Первой мировой войны в русской армии насчитывалось около 25 специальных зенитных батарей, из которых девять были вооружены зенитками Тарновского-Лендера на автомобильном шасси и десять - на железнодорожных платформах. Из-за недостатка зенитных батарей Русской армии пришлось в основном обходиться поднятыми на зенитные станки обычными полевыми орудиями

25 марта 1915 года на фронт прибыла Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту.

Современную российскую армию невозможно представить без противовоздушной обороны, которая сегодня входит в состав Воздушно-космических сил. Между тем, история отечественной ПВО насчитывает совсем немного лет.

Первая русская мобильная зенитная батарея, вооруженная специально сконструированными орудиями для стрельбы по воздушным целям, отправилась на Северо-Западный фронт только 25 марта (по н. ст.) 1915 года.

Командовал ею штабс-капитан Василий Тарновский - один из двух конструкторов первой русской зенитки и пионер зенитного дела в России.

Два отца русской зенитки

Четыре зенитные пушки, установленные на шасси автомобилей «Руссо-Балт», в то время именовались не иначе как «пушки Тарновского-Лендера» (по фамилиям своих создателей).

И рассказ о первой русской зенитной батарее стоит начинать именно с них, поскольку без рвения и энтузиазма этих людей подразделение появилось бы гораздо позже.

Фамилия Василия Тарновского не случайно стоит первой. Выпускник Орловского кадетского корпуса и Михайловского артиллерийского училища 1902 года, он успел принять участие в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

К тому времени в русской армии уже существовали специальные наставления по борьбе с аэростатами противника, которые использовались для воздушной разведки.

На дальневосточном театре военных действий воздушные шары использовали и наши, и японцы. Молодой офицер-артиллерист наверняка был свидетелем обстрелов таких целей.

В 1907 году поручик Тарновский стал слушателем Царскосельской Офицерской артиллерийской школы. Это учебное заведение в то время принимало активнейшее участие в разработке новых артиллерийских систем для русской армии.

В 1908 году представители школы уже сформулировали технические требования к пушке, которая могла бы уничтожать летательные аппараты - аэростаты, дирижабли и самолеты.

Составленный документ был передан в Артиллерийскую техническую контору Путиловского завода, которую вскоре возглавил выпускник Петербургского технологического института Франц Лендер.

Он успел зарекомендовать себя как талантливый инженер, разработав клиновой затвор для пушек среднего и малого калибра - один из важнейших элементов будущих зениток.

Оставленный после выпуска из Офицерской артиллерийской школы в качестве преподавателя, поручик Тарновский очень быстро проявил себя как одаренный артиллерист-изобретатель.

Продолжая раздумывать над способами обезопасить войска с воздуха, он весной 1912 года опубликовал в техническом журнале школы проект зенитного орудия на автомобильном шасси.

Идея была революционной: понимая, что важным свойством средств противовоздушной обороны является мобильность, Василий Тарновский с самого начала стремился обеспечить ее.

Но артиллерийское ведомство уже заключило контракт на поставку автомобильных зенитных установок с германскими производителями, и к идее русского офицера отнеслись прохладно.

Зная, что на Путиловском заводе занимаются разработкой собственной зенитки, поручик Тарновский обратился со своим проектом напрямую в заводскую Артиллерийскую техническую контору.

И встретил полное понимание у ее руководителя Франца Лендера. Совместными усилиями они сумели доработать проект первой русской зенитки настолько, что после испытаний Главное артиллерийское управление все-таки решило принять орудие на вооружение.

Случилось это уже в августе 1914 года, а первые четыре орудия из двенадцати, на которое тогда же выдало заказ военное ведомство, были изготовлены только в начале зимы.

…Для стрельбы по воздушному флоту

К концу 1914 года командованию русской армии стала совершенно очевидна необходимость организации настоящей противовоздушной обороны войск.

В Первую мировую войну Россия вступила, имея самый большой воздушный флот - свыше двухсот самолетов, в том числе единственные в мире тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец», но не имея даже концепции организации восковой ПВО.

В Правилах артиллерийской стрельбы содержались разделы о стрельбе по воздушным целям, но они касались обычных полевых орудий. Их-то и пришлось приспосабливать для борьбы с аэропланами противника.

Поначалу пушки просто пытались устанавливать со значительным возвышением, подкапывая артиллерийские позиции и пуская хвостовик лафета как можно ниже. Потом в войсках начали конструировать кустарные станки для стрельбы по воздушным целям, некоторые из которых позднее даже начали выпускать централизованно.

Но все это были половинчатые меры: полевые пушки не имели специальных приспособлений для стрельбы по воздушным целям, а главное, станки буквально приковывали их к месту, лишая мобильности.

Разведавшему их расположение противнику достаточно было просто облетать опасный район, чтобы обезопасить себя от импровизированных зениток.

Установленные на автомобильных шасси зенитные пушки Тарновского-Лендера были лишены всех этих недостатков. Они с самого начала крепились на специальной тумбе, позволявшей устанавливать их на любую платформу - на машину, в открытый вагон, на сколоченный из досок поддон и так далее.

Та же тумба обеспечивала угол возвышения орудия до 65 градусов (после модернизации в 1915 году он увеличился до 75 градусов) и вести круговой обстрел.

Полуавтоматический клиновой затвор облегчал заряжание: не нужно было, как на задранных к небу полевых «трехдюймовках», придумывать, как удерживать патрон в зарядной камере с обычным поршневым затвором.

Наконец, пушки Тарновского-Лендера имели специальные прицельные приспособления именно для воздушной стрельбы, позволявшие брать упреждение, то есть наводить орудие в точку, в которой цель окажется в момент встречи со снарядом.

Такие зенитные орудия уже отвечали всем требованиям тогдашней войны (что, в частности, доказывал успешный опыт применения подобных установок германской и французской армиями).

В феврале 1915 года новые пушки установили на специально собранные для них автомобильные шасси и успешно испытали на полигоне.

6 марта (по ст. ст.) 1915 года штабс-капитан Василий Тарновский, назначенный командиром подразделения, доложил, что «батарею следует считать сформированной 5-го сего марта».

По его мнению, через четыре дня можно было закончить погрузку и отправляться на театр военных действий.

10 марта 1915 года Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту под командованием штабс-капитана Тарновского закончила погрузку, а через два дня прибыла к месту назначения - на Северо-Западный фронт.

Школа русских зенитчиков

Что представляла собой в тот момент отдельная зенитная батарея русской армии? В ней служили в общей сложности 82 человека, из которых всего трое были офицерами.

Имущество батареи состояло из двенадцати автомобилей - четырех орудийных (с экипажем из семи артиллеристов и водителя) и восьми машин обслуживания, в том числе подвозчиков боеприпасов. К батарее были приписаны и четыре мотоцикла.

Весь этот парк позволял батарее быстро перемещаться на любой нужный участок фронта, который требовалось прикрыть от нападения с воздуха.

Хотя первые сбитые самолеты противника зенитчики штабс-капитана Тарновского записали на свой счет только в июле 1915 года, эффект от их работы был колоссальным.

Главная идея командира батареи состояла в том, что нет необходимости охотиться за каждым отдельным аэропланом, а нужно создавать шрапнельную завесу на их пути.

Это вынуждало летчиков противника отворачивать, вести неприцельное бомбометание и как можно скорее уходить из опасного района.

Подобная тактика оказалась очень эффективной, и уже 22 октября (по ст. ст.) 1915 года начальник штаба Верховного главнокомандующего отдал приказ о формировании второй зенитной батареи.

Она получила второй номер, а подразделение Василия Тарновского стало именоваться Первой отдельной автомобильной батареей для стрельбы по воздушному флоту.

Постепенно первая русская зенитная батарея, как это и задумывалось командованием с самого начала, стала не просто боевым подразделением, но настоящей кузницей кадров зенитчиков.

Здесь проходили обучение бойцы формируемых зенитных батарей, которые потом распределялись по всем фронтам. Среди них были и железнодорожные батареи, созданные по инициативе Василия Тарновского: к концу войны их насчитывался уже десяток.

А в 1917 году командир Первой отдельной зенитной батареи подполковник Василий Тарновский сформировал и возглавил Курсы стрельбы по воздушному флоту Северного фронта.

Чуть позже эти курсы объединили с подобными подразделениями других фронтов и создали Офицерскую школу стрельбы по воздушному флоту. Она дислоцировалась в крымской Евпатории, а начальником ее закономерно стал первый русский офицер-зенитчик - подполковник Тарновский.

К концу Первой мировой войны в русской армии насчитывалось уже около 25 специальных зенитных батарей, из которых девять были вооружены зенитками Тарновского-Лендера на автомобильном шасси и десять - на железнодорожных платформах.

Это было каплей в море: по подсчетам артиллерийского ведомства, армии требовалось никак не меньше 146 зенитных батарей с 584 орудиями. Увы, такого количества пушек промышленность того времени дать не могла.

Русской армии пришлось обходиться в основном поднятыми на зенитные станки обычными полевыми орудиями, в основном «трехдюймовками».

Но даже того небольшого числа настоящих зениток и зенитчиков, которые прошли фронтовую школу, оказалось достаточно, чтобы заложить основы отечественной противовоздушной обороны, которая через четверть века сыграла огромную роль в ходе Великой Отечественной войны.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.