Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году (фрагмент). 1884 г.
Автор: Виллевальде Богдан Павлович
Источник: Государственный Русский музей
09:32 / 07.07.2021

Инженер-Император
"Инженер-Император", как иногда называют Николая Павловича, активнейшим образом содействовал подготовке российских кадров для науки и промышленности. В 1828 году открылся Технологический университет, в 1839 году Пулковская обсерватория. Важнейшим свершением следует считать строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву

Николая Павловича принято считать этаким упрямым реакционером, душившим всё новое и свободное. В реальности же, при нём происходили многие преобразования, существенно изменившие лицо России.

Прежде всего, нужно выделить мощный рывок в области промышленного развития. В1800 году в Российской империи насчитывалось всего 250 промышленных предприятий.

Через пятьдесят лет их функционировало уже примерно 2500. Большая часть фабрик и заводов была открыта именно при Николае Павловиче.

«Инженер-Император», как его иногда называют, активнейшим образом содействовал подготовке российских кадров для науки и промышленности.

Так, в 1828 году открылся Технологический университет. Выдающимся событием в области науки стало открытие в 1839 году Пулковской обсерватории.

Важнейшим свершением следует считать строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву. В 1830 году в Англии построили первую в мире пассажирскую железную дорогу, Она соединяла Ливерпуль и Манчестер.

Самый первый паровоз повел Д. Стерферсон – «отец» железных дорог.

«Всего через семь лет после дороги Стефонсона, опережая такие страны, как Германия, первый паровоз пробегает между Петербургом и Царским селом, встреченный рукоплесканиями и громовым «ура»! войск, - пишет К. Д. Раш.

- Паровозы тогда были гордо именными и звались «Лев», «Богатырь», «Проворный». Уже через четыре года 15 сентября 1841 года проф.П. Мельников представил правительству проект строительства Петербурго-Московской железной магистрали.

А 1 февраля 1842 года выходит указ Императора, повелевавший приступить к сооружению железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой длиной в 650 верст. Таких строек мир еще не знал. Это был дерзкий прорыв, достойный России.

Ему предшествовали энергичные изыскания и инженерно-экономические исследования». ("Дорога и судьба")

Для подъёма экономики был создан Государственный коммерческий банк, оказывающий поддержку купечеству. Здесь необходимо указать на денежную реформу 1839-1843 годов, проведённую графом Егором Францевичем Канкриным.

До неё расходная часть бюджета намного превосходила доходную. Бумажная денежная масса практически не была ничем обеспечена. В ходе же реформы деньги получили надёжное серебряное и золотое обеспечение.

Финансовая система стабилизировалась. (Любопытно, что рассматривался ещё и проект графа Михаила Михайловича Сперанского, но он был отвергнут, ибо предусматривал активное привлечение иностранных займов.)

Утверждается, что результаты реформы были, во многом, обесценены Крымской войной. Однако, возникает вопрос - а что если бы мы подошли к этой войне с дестабилизированной финансовой системой?

Масштабные преобразования произошли в области крестьянского вопроса. Они, конечно, несколько меркнут в сравнении с Освобождением крестьян в 1861 году.

Однако, надо иметь ввиду, что само это Освобождение не могло произойти на пустом месте, его необходимо было подготовить на протяжении многих лет. Итак, что произошло при Николае Павловиче?

В его царствование был введён запрет ссылать на каторгу крепостных крестьян. Их запретили продавать без земли. Кроме того, крестьяне получили право выкупаться из тех имений, которые продавались.

Указ Императора от 2 (14) мая 1833 года запрещал продавать крепостных с публичного торга. Был наложен запрет разлучать членов одного семейства при продаже. Крестьянам разрешили заниматься предпринимательской деятельностью.

Государь приступил к решительной борьбе с помещичьим произволом, накладывая арест на тех помещиков, которые злоупотребляли своим положением в отношении крестьян.

При Николае I под арестом оказалось около 200 помещичьих имений. Как отмечают исследователи, это оказало огромное воздействие на крестьянскую психологию.

Налицо было резкое сокращение численности крепостных. В 1811-17 годах их доля в населении составляла 57-58 %, а в 1857-1858 годах крепостных насчитывалось уже 35-45 %.

Существенно улучшилось положение государственных крестьян, чей статус и так практически не отличался от статуса свободного.

В результате реформы государственной деревни, которую осуществил граф Павел Дмитриевич Киселёв, им были выделены собственные земельные наделы и участки леса. Повсеместно учреждались вспомогательные кассы и хлебные магазины.

Они помогали крестьянам денежными ссудами и зерном - в случае неурожая. Благосостояние крестьян резко выросло, исчезло такое явление как безземельной батрачество.

Численность самих государственных крестьян достигло 50 % населения.

И в заключении, стоит указать на одно важное свидетельство иностранца, посетившего николаевскую Россию. У нас принято ссылаться на маркиза де Кюстина, написавшего русофобское и клеветническое сочинение "Россия в 1839 году".

Между тем, есть совершенно противоположный отзыв крупнейшего французского финансиста Шарля Верна. В 1847 году он побывал в Петербурге по деловой надобности. Им была составлена записка главному банкиру Франции графу д’Аргу.

Необходимо заметить, что, в отличие от явно пропагандистского сочинения Кюстина, данная записку совершенно не предназначали для публикации.

В ней банкир писал: «Находясь в Москве и Санкт-Петербурге, лучше понимаешь русский народ, он чувствует себя хозяином в своей стране… Москва меня поразила обилием производимых товаров и изделий».

Петербургский монетный двор был охарактеризован им в качестве «достаточно передового предприятия». Государственный коммерческий банк был назван «достаточно эффективным в более удалённых областях России».

Более же всего Верна поразило хранилище драгоценных металлов в Петропавловской крепости». (Более подробно см. "Французский взгляд на Россию 1847 года")

Так что о какой-то там «реакции» говорить не приходится.

К слову, о реакционности. Весьма интересна фигура «душителя свободы», шефа жандармов и главного начальника Третьего отделения Александра Христофоровича Бенкендорфа, который выступил в 1838 году за отмену крепостного права.

В начале 40-х он проявил себя горячим сторонником строительства железных дорог в России. Бенкендорф был инициатором создания бесплатных больниц для чернорабочих Петербурга и Москвы.

Он же стал во главе особой комиссии по улучшению жилищных условий петербургских рабочих и много сделал на этом посту.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.