Дядюшкин сон
Работа над повестью «Дядюшкин сон» началась у Достоевского после длительной творческой паузы, связанной с пребыванием сначала в Омском остроге, а затем в Семипалатинске. К её созданию автора подтолкнуло не только желание вернуться к литературной деятельности, но и финансовые сложности.
«Дядюшкин сон» появился в репертуарах театров спустя десятилетия. Так, в январе 1927 году к постановке спектакля по произведению Достоевского приступила труппа Московского художественного театра. Режиссёр Немирович-Данченко писал Станиславскому, что спектакль «получился недурной.
"Дядюшкин сон" идет на вахтанговской сцене более пятнадцати лет. Он появился в репертуаре театра еще до прихода Римаса Туминаса на пост художественного руководителя. Тогда знаменитый коллектив переживал не лучший период в своей истории, и спектакль, поставленный на любимца публики Владимира Этуша, да еще и с Марией Ароновой в придачу, снова обеспечил вахтанговцам полные залы.
В наследии Фёдора Достоевского нет ни одной пьесы, но инсценировки по его прозаическим произведениям всегда востребованы театром. «Дядюшкин сон» обычно ставят как бенефис — ролью Князя К. любят отмечать юбилеи маститые актеры.
В Вахтанговском театре Князя играет Владимир Этуш — замечательный, умный характерный актер, чья известность, конечно, подкреплена киноролями.
Он не боится предстать перед публикой стариком, его Князь действительно немощен и по части пластики напоминает марионетку с плохо смазанными шарнирами. Но вместе с тем, в герое Этуша жив рыцарский дух, он способен искренне восхищаться женщиной.
В случае этого «Дядюшкиного сна» бенефисной стала не только роль Князя К., но и партия Марьи Александровны Москалевой — провинциальной законодательницы мод. Решительную даму сыграла Мария Аронова — сыграла ярко, вкусно, размашисто.
Героиня Ароновой решила заполучить в мужья своей дочери Зине старого богатого Князя К. Она уговаривает девушку выйти за старика, переждать, сколько тому будет отпущено, чтобы оставшуюся жизнь ни в чем не нуждаться.
Москалёва создает все условия, чтобы престарелый гость увлекся молодой Зиночкой, и тот, не без «помощи» расслабляющих напитков, делает предложение. Правда, на следующий день он уже не может об этом вспомнить...
И его племянник (по крайней мере, он так себя называет) Мозгляков, сам желающий жениться на Зиночке, убеждает Князя, что момент предложения тот видел во сне.
Зина признается Князю действительно, пыталась очаровать его — по наущению матери. Князь тронут ее честностью, но переживание слишком сильно для него — он умирает в своем гостиничном номере. Надежды честолюбивой Марьи Александровны рухнули...
Уже первые рецензенты отметили необыкновенное внимание постановщика к массовке, которая тут названа «торжественный хор мордасовских дам». Именно участницы этого «хора» создают узнаваемую и комичную атмосферу провинциального общества.
Повседневность этих дам скучна и однообразна, тем цветистее их фантазии о далекой яркой жизни, полной красоты и романтики...
Авторы спектакля даже визуализировали некоторые «штрихи» их мечтаний — с ненавязчивым юмором и симпатией к простодушным провинциальным модницам. Художник Юрий Гальперин создал на сцене оригинальную функциональную конструкцию, которая позволяет переносить действие с комнат на улицу и обратно.
Режисcёр: Владимир Иванов
В ролях: Владимир Этуш, Мария Аронова, Анна Дубровская, Андрей Зарецкий, Олег Макаров
Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 2016 | Россия | Комедия | 175 мин.