Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из спектакля «Последняя жертва» Московского Художественного театра им. А.П. Чехова (2004)
Источник: Яндекс картинки
16:40 / 30.05.2017

Последняя жертва
Олегу Табакову в роли идет все: неторопливость движений, мягкость интонация, расчетливость душевной жизни — до той последней секунды, когда выбора больше не существует. Вдруг становится ясно: теперь нужно поступать так, а не то будет совсем плохо. И покоряет в игре Табакова чёткое и осознанное проживание этой самой последней секунды: теперь так

«Последняя жертва» — комедия в пяти действиях Александра Островского. Написана в 1877 году. Пьеса была задумана ещё в декабре 1874 года. Название пьесы менялось трижды: от первоначальной «Жертвы века» драматург отказался в пользу «Попечителей», окончательным же вариантом стала «Последняя жертва». Островский начал писать «Последнюю жертву» 24 августа 1877 года и окончил через 2 месяца, 26 октября.

Первое чтение «Последней жертвы» состоялось 22 октября 1877 года на квартире Фёдора Бурдина. Пьеса вызвала живой интерес и восторженные отклики. Премьера состоялась 8 ноября 1877 года в Малом театре. В качестве режиссёра выступил сам Островский. В Петербурге, на сцене Александринского театра была поставлена 2 декабря того же года, в бенефис артиста Бурдина. Для постановки в театре драматург сделал в пьесе некоторые сокращения.

По просьбе Михаила Салтыкова-Щедрина драматург отдал «Последнюю жертву» в журнал «Отечественные записки»; комедия была впервые опубликована в январском номере за 1878 год.

15 декабря во МХАТе имени Чехова состоялась премьера спектакля «Последняя жертва» в постановке Юрия Еремина. Накануне премьеры Марина Зудина, исполнившая главную женскую роль Юлии Тугиной, ответила на вопросы «EXclusive ИЗВЕСТИЯ».

 — Вы свою героиню, промотавшую состояние на юного хлыща, а потом вышедшую замуж за состоятельного пожилого человека, оправдываете или порицаете?

 — Никогда не оправдываю и не порицаю своих героинь. Вся работа строится на распутывании мотивов поступков твоего героя, а распутывая их, можно прийти к оправданию.

 — Что вы думаете о приходе во МХАТ поколения молодых режиссеров и актеров?

 — Любое обновление и надежды всегда связаны с молодыми. Они открыты всем новым начинаниям, более честолюбивы, чем мастера, которые уже чего-то добились. В любом случае молодость — это движение вперед. Кто-то больше, кто-то меньше совпадает с эстетическими принципами МХАТа. Естественным образом останутся только удачные работы.

 — Действие спектакля перенесено в начало XX века с его стилем модерн, «новыми» деловыми людьми, шумными клубами и модным развлечением — кинематографом. Это сделано для сравнения с нашим временем?

 — «Последняя жертва» — одна из последних пьес Островского. А мы привыкли, что Островский — это в первую очередь бытописание купечества. Что касается фигуры Флора Федулыча Прибыткова (его играет Олег Павлович Табаков), то он больше напоминает фигуру начала XX века: человек, который становится промышленником. Чтобы подчеркнуть это, действие перенесено в начало эпохи модерн.

Главный герой времени — не прожигающий жизнь купец, а деятельный человек, пришедший этаким «новым русским», а потом начавший меняться, приобретать светские привычки и хорошее воспитание. То же самое происходило у нас последние десять лет. Я не сравниваю, но похожесть ситуации нельзя не отметить: ритм жизни, взгляд на жизнь.

Другое дело, что с приходом делового ритма из нашей жизни ушли те размеренность и неспешность, о которых толкует чеховский «Вишневый сад». Эта неспешность и размеренность в полной мере свойственна и героям Тургенева. И мне они очень внятны.

Я тоскую по тихим скоростям, по большей, чем сегодня принято, степени проживания событий. С трудом выдерживаю ритм, который задает Олег Павлович в двух театрах, и количество информации, которое нас окружает. Но героиню такого времени — сыграю.

Фрагмент статьи Марины Тимашевой «Третьяков... Прибытков... Табаков...» в «Петербургском театральном журнале» (2004 г.):

«Юлия Тугина в исполнении Марины Зудиной (в жизни жены Олега Табакова) разительно отличается ото всех остальных. Маленькая, хрупкая, доверчивая, как дитя, полностью ослепленная любовью, она в то же самое время готова на всякую хитрость и любое унижение, лишь бы спасти бессовестного Дульчина и выйти за него замуж.

Полуженщина-полуребенок, Юлия Тугина Марины Зудиной одновременно искренняя и жеманная, честная и лживая, капризная и страдающая, нежная и высокомерная. Таких, как она, непродажных и самоотверженных, многое повидавший на своем веку Флор Прибытков прежде не видел».

Фрагмент статьи Полины Богдановой «Последняя любовь делового господина» в издании «Новые театральные известия» (2003 г.):

«Режиссер Юрий Еремин в этом спектакле очень интересно и подробно вьет нить отношений между героями и поражает свободой и грацией эмоциональной партитуры. Здесь есть и яркие гротескные зарисовки образов, и бытовая правдивость, и сочные характерные типы. Взять хотя бы Ирен в исполнении Дарьи Юрской, играющей с неподражаемым блеском и остроумием.

Она создает образ хищной, по-своему обаятельной дурочки, воспылавшей «африканской» страстью к «богачу» Дульчину и обманутой им, но не сломленной. Потому что здоровый цинизм ее натуры защищает ее во всех щекотливых и сомнительных ситуациях.

Превосходна роль тетушки в исполнении Ольги Барнет, тоже по-своему хищной и корыстной особы, готовой служить состоятельному и способному на щедрую благодарность Прибыткову с собачьей преданностью. Ее первое появление в доме Юлии превращается в отдельный спектакль, когда она сидит за столом и жадно, не успевая разжевать, уплетает принесенную ей еду, запивая все водочкой».

А красивая мелодрама из буржуазной жизни, стилизованная, как уже было сказано, под душещипательные сюжеты немого синематографа. Кстати, это искусство здесь присутствует реально, на заднике сцены показывают немое кино. И в том, как строится режиссером красивая мелодрама, присутствуют неплохой вкус и даже своеобразное изящество.

Здесь все чуть-чуть преувеличено, все подано так, чтобы произвести эффект, создать впечатление. И в то же время во всем присутствует тонкая ирония. Ведь Еремин понимает, что он делает и ради чего. Он создает образчик буржуазного театра, который должен нравиться публике».

О том, что Олег Табаков сыграл в «Последней жертве» роль Флора Федулыча Прибыткова, о том, что эта роль в спектакле сама собою оказалась главной, о том, что время действия в постановке перенесено из 70-х годов XIX века в начало XX, написано больше чем достаточно, в том числе и мною.

Никто, насколько я знаю, еще не написал о смысле жизни персонажа — умного, вальяжного (ни в коем случае не «барственного»!) богача, который приходит к красивой женщине с простым непристойным предложением: не угодно ли пойти ко мне в содержанки? — а в итоге берет ее в жены.

Когда Табаков-Прибытков появляется на сцене, зал встречает его восторженными, но тихими аплодисментами. Громко хлопать нельзя, это помешает любоваться подробностями жизни: тем, как отряхивается снег с бобрового воротника, тем, как Флор Федулыч принимает неискреннюю радость встречи (ну а как оно могло быть по-другому?), тем, как конфузливо, но изо всех сил держа осанку, изъясняется в неказистых чувствах.

Вы мне совсем как родное дитя, и вы сами сказали, что дети платят своим отцам лишь любовью, — ну так что, любовью своей расплатитесь? И с каким облегчением он понимает: эта женщина не хочет и не умеет притворяться. Ну и не надо.

Олегу Табакову в роли идет все: неторопливость движений, мягкость интонация, расчетливость душевной жизни — до той последней секунды, когда выбора больше не существует. Вдруг становится ясно: теперь нужно поступать так, а не то будет совсем плохо. И покоряет в игре Табакова не набор фирменных кунштюков, а четкое, осознанное проживание этой самой последней секунды: теперь так.

Тут работает не расчет, не ум, даже не честь, а какой-то природный инстинкт самосохранения личности. Лгать можно, красть можно, все на свете можно — а теперь вот надо так, без вариантов. И только те, кто сумел это понять, сохраняют некоторое право на счастье.

В это хотелось бы верить, чтобы верить в это, нужно совершенно забыть историю России. Спектакль Юрия Еремина, в финале которого двое разумно счастливых людей (Флор Прибытков и его новая жена, избавившаяся от романтических наваждений) идут по счастливой, пухлой от снега Москве, спектакль этот хорош очень многим — только не достоверностью окончания.

Уж если сюжет перенесен в эпоху модерна, не приходится думать, что эта пара доживет хотя бы до серебряной свадьбы. И все же Художественный театр сделал большое дело. Сыграть честного и хорошего дельца, совершенно равнодушного к «стану погибающих» и от этого не становящегося хуже, есть, если угодно, актуальнейший из социальных заказов нового российского времени.

Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003

Действие спектакля перенесено в начало XX столетия с его изысканным стилем модерн, «новыми» деловыми людьми, шумными клубами и модным развлечением — кинематографом. Здесь жизнь предстает во всем ее великолепном и пьянящем разнообразии.  Неизменным же в любое время остается главное — тугой узел человеческих судеб, которым стянуты любовь и предательство, страсть и корысть, холодный расчет и безупречная верность.

Творческая группа


Постановка: Юрий Еремин
Сценография: Валерий Фомин
Костюмы: Светлана Калинина
Свет: Владислав Власов
Проекции: Олег Черноус
Музыкальное оформление: Дмитрий Скрипченко
Помощник режиссёра: Ольга Рослякова

Действующие лица и исполнители

Юлия Павловна Тугина, молодая вдова: Марина Зудина
Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец: Олег Табаков
Вадим Григорьевич Дульчин, молодой человек: Максим Матвеев
Глафира Фирсовна, тетка Юлии: Ольга Барнет
Лавр Мироныч Прибытков, племянник Флора Федулыча: Валерий Хлевинский
Ирина Лавровна, его дочь: Дарья Юрская
Лука Герасимыч Дергачев, приятель Дульчина: Авангард Леонтьев
Михевна, старая ключница Юлии: Наталья Журавлева, Нина Гуляева
Салай Салтаныч: Игорь Золотовицкий, Роман Кузнеченко
Василий, человек Флора Федулыча: Олег Мазуров, Павел Ващилин
Иногородный, купец средней руки: Вячеслав Невинный-мл., Роман Кузнеченко
Пивокурова, богатая вдова: Кирилл Трубецкой
Швейцар, в купеческом клубе: Андрей Давыдов
Гардеробщик: Виктор Кулюxин
Сергей, клубный официант: Павел Ващилин, Артём Волобуев
Сакердон, клубный официант: Кирилл Трубецкой, Ростислав Лаврентьев, Артём Соколов

Московский Художественный театр им. А.П. Чехова (МХТ им. Чехова) | 2004 | Россия | Комедия | 156 мин.

Смотреть спектакль:

На YouTube

Часть I

Часть II



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.