Белокаменные львы и древние клады
Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»
Экспонаты знаменитого Владимиро-Суздальского музея, привезенные в Новую Третьяковку, погружают в русский Золотой век.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник давно привлекает любителей белокаменного зодчества. Ведь на его территории находятся древние памятники, семь из которых внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дошедшие до нас домонгольские храмы неизменно вызывают восхищение - из-за своей красоты, пропорциональности и самобытности.
И хотя чтобы увидеть древние соборы, нужно по-прежнему ехать во Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский или Кидекшу, на образцы белокаменной резьбы можно полюбоваться в Москве.
Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Новой Третьяковке (куратор - Матвей Давыдов), приуроченная к 1000-летию первого упоминания Суздаля (в 1024 году), показывает предметы из богатых фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Проект институции, которую полгода назад возглавила Екатерина Проничева, во многом уникален: в столицу привезли около шестисот экспонатов, причем более двухсот из них зрителям раньше не показывали.
Белокаменное зодчество - пожалуй, центральный раздел выставки: залитый белым светом зал словно воплощает собой идею чистоты и святости. Белокаменная архитектура - особенная, непохожая на византийскую, и очень жаль, что ее взлет оказался прерван монгольским нашествием.
Многие секреты и технологии - не только в зодчестве - были утрачены, и восстанавливали их с трудом. В этом зале можно увидеть резных львов - символ города Владимира и его князей, - а также барсов и птиц.
Выставлены не только драгоценные оригиналы, в частности с храма Покрова на Нерли, но и слепки: например, рельефов Дмитриевского собора во Владимире. И хотя душа просит оригинала, умом понимаешь - не разорять же древние памятники ради праздного любопытства.
Впрочем, в других залах древнерусских сокровищ в избытке. Встречают зрителей западные златые врата суздальского Рождественского собора: словно распахивают перед нами дверь в средневековый мир.
Они были созданы в XIII веке в технике золотой наводки: эта старинная технология пришла к нам из Северной Европы. Золото растворяли в ртути, затем золотую амальгаму наносили на красную медь, покрытую черным лаком.
Тонким золотым контуром на черном фоне прочерчены изображения Христа и Богоматери, Святой Троицы, львов и грифонов. Эти врата - древнейший подобный артефакт, созданный на территории Руси. И за свою долгую жизнь - целых восемь столетий - он реставрировался лишь один раз.
В разделе, посвященном иконе, можно увидеть древнейший список с иконы Богоматери Владимирской. Саму святыню, присланную из Византии, в 1395 году перенесли из Владимира в Москву, на которую наступали войска Тамерлана.
Неожиданно противник повернул вспять, и чудо восприняли как заступничество иконы. Показанный на выставке список предположительно сделал Андрей Рублев: для этого образа характерны мягкость и умиротворение.
Необычный раздел рассказывает о кладах: оказывается, на территории Владимирской области было найдено шесть древнерусских кладов, причем три - совершенно случайно, во время строительных работ.
И за каждым из этих горшочков с россыпью монет-копеек или женских украшений - своя история, часто навсегда утраченная. Скажем, один из кладов был раскопан в 1993 году во Владимире - в подвале жилища, сгоревшего, вероятно, еще во времена нашествия Батыя.
Рядом обнаружили останки женщины, погибшей под руинами дома. Неизвестно, кто был владельцем этих резных иконок и крестов, но дом прозвали усадьбой священнослужителя - из-за сакрального характера средневековых сокровищ.
Открытия ждут и в разделах, рассказывающих о дереве, драгоценных тканях или богато украшенных книгах. Но по-настоящему драматична история колоколов, показанных в зале, посвященном металлу. Древних колоколов допетровской эпохи сохранилось мало.
И виной тому - указ Петра I, потребовавшего переплавить колокола в пушки. Решение было вынужденным и не слишком популярным: русские войска потерпели поражение от шведов - сильнейшей на тот момент армии Европы, - и наша артиллерия оказалась захвачена противником.
Медь в России в то время не добывали - покупали в Европе у тех же шведов. И как же быть? Заводы в Карелии и на Урале, созданные по велению Петра, заработали не сразу, и пришлось пойти на вынужденные меры.
Следующая волна истребления колоколов прокатилась уже в XX веке, но была вызвана совершенно другими причинами. На выставке можно увидеть редкие колокола XVI столетия, пережившие петровский указ, однако пострадавшие в советские годы.
Один сбросили со звонницы Спасо-Евфимиева монастыря, другой - разбили сотрудники военизированной службы охраны Суздальского политизолятора, расквартированные на территории Покровского монастыря.
И несколько слов о нематериальном наследии, которое порой значит не меньше артефактов. На выставке можно услышать знаменный распев, звучавший в средневековых русских храмах, а потом оказавшийся практически забытым.
Его название происходит от знаков - «знамен», которым он записывался. Это пение было одноголосым, с красивыми переливами - будто кто-то плетет в воздухе кружево. По одним теориям, распев пришел к нам из Византии, по другим - зародился здесь, на Руси.
В XIX веке он оказался вытеснен «партесным» пением: более привычным для нас многоголосьем. А единогласное знаменное пение осталось лишь в старообрядческих храмах, хотя в последние годы об этой традиции вспоминают все чаще.
А еще на выставке можно увидеть дивные фрески - конечно, на видео, - которыми гордится Владимиро-Суздальская земля, где работали Андрей Рублев, Даниил Черный, Гурий Никитин.
И заодно насладиться владимирскими пейзажами - тоже на видео, - чтобы уже начать планировать свою поездку.