Русский композитор
Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова
«Я русский,
И мне повезло.
Я русский,
Всему миру назло».
Из репертуара современного певца SHAMAN
В производственной мелодраме «Весна на Заречной улице» (1956) есть замечательный фрагмент - рабочий Савченко приходит к учительнице Левченко, а та, небрежно кивнув, начинает с упоением слушать по радио Второй концерт Сергея Рахманинова. Лицо строгой девушки преображается, делаясь мечтательно-задумчивым.
Мелодия накатывает, как волны. Каждая нота попадает прямо в сердце. Что ж, тогда влюблённый пролетарий тихонечко ретируется, не выдержав конкуренции - где он, а где - Рахманинов?!
Эта пятиминутная сцена сыграна без реплик - мы слышим фортепиано Льва Оборина в сопровождении оркестрантов, но музыка становится чем-то, вроде лакмусовой бумажки - в этот момент Савченко понял: учительница настолько выше него, что есть лишь один выход - учиться, дабы его приняли в свой круг.
Такому, как есть, без понимания Рахманинова, сюда хода нет.
Итак, Второй концерт был создан в 1900 году, и в тех звуках воплотился русский Модерн с его противоречивой гармонией. А мы отправляется на выставку «Я - русский композитор», приуроченную к 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943).
В названии проекта - часть цитаты: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.
Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка». По факту Рахманинов свершил почти невозможное, соединив в своём творчестве московскую и петербургскую школы, а они считались антагонистами, не сказать грубее.
Во всём мире Сергей Рахманинов - один из символов России, как и Пётр Чайковский, Игорь Стравинский, Александр Скрябин. Даже нынешняя cancel culture, направленная против русских, не способна вытравить память о величии нашей музыки.
Нетривиально и место проведения экспозиции - Новая Третьяковка. Сейчас это популярнейший тренд - смешивать жанры: в исторических музеях выставляют живопись, а в художественных галереях беседуют о симфониях.
Экспозиция не столько биографическая, сколько социокультурная. То, чем жил композитор, чем дышал, что созерцал. Это, прежде всего, разговор об эпохе Рахманинова, а потом уж о нём самом.
Кому-то, наверное, захочется иронизировать (мне довелось прочитать ряд критических заметок, где авторы сочли, что во всём этом - преизрядная доля искусственности).
В первый момент действительно вспоминается диалог из довлатовского «Заповедника», где главный герой спрашивает у служителей, что конкретно в усадьбе относится к Пушкину.
Пространно-велеречивый ответ не заставил себя долго ждать: «Река, холмы, деревья - сверстники Пушкина. Его собеседники и друзья. Вся удивительная природа здешних мест».
Поэтому, когда на выставке о Сергее Рахманинове …встречаем холсты Константина Коровина и Василия Кандинского, никак не относящиеся к самому герою, приходит на память именно тот спич музейной работницы.
Мол, все эти персоны созидали и мыслили в одном и том же направлении. Но для грамотного зрителя, умеющего синтезировать информацию, тут всё на месте - эта выставка похожа на шкатулку с секретом, и его - тот секрет - не возьмёшь наскоком.
Дивная коровинская «Сирень» навевает мелодию романса с тем же наименованием.
«Поутру, на заре, / По росистой траве / Я пойду свежим утром дышать; / И в душистую тень, / Где теснится сирень, / Я пойду свое счастье искать», - поётся в произведении Сергея Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой.
На полотне изображена девушка в белом платье и светлой шляпке, увенчанной алым бантом. Жара. Лето. Воздух исполнен солнцем. Героиня вдыхает ароматы белых гроздьев, словно желая напитаться тем волшебным духом.
Здесь же - ноты романса, изданные со всей виньеточной кокетливостью Ар нуво. Картина плюс романс - получается «объёмное» чувствование.
Совсем другой настрой у картины «Остров мёртвых» символиста Арнольда Бёклина - всё окутано пугающей тайной. Кладбищенская эстетика.
Сюжет оказался так интересен публике, что художник создал несколько вариантов картины, одну из которых мы наблюдаем в экспозиции.
Ошеломление, вызванное вещью Бёклина, заставило Рахманинова сочинить одноимённую симфоническую поэму, звучащую, как приглашение за грань.
Тема смерти и потусторонности была чем-то, вроде лейтмотива Серебряного века, и рахманиновский «Остров мёртвых» идеально совпал с мировидением 1900-х.
Илья Ильф и Евгений Петров на излёте ревуще-зовущих 1920-х, описывая «старорежимное» обиталище мадам Боур, не преминули глумливо заметить:
«Над пианино висела репродукция картины Бёклина «Остров мёртвых» в раме ‘фантази’ тёмно-зеленого полированного дуба под стеклом.
Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мёртвых - узнать было уже невозможно».
Это, исполненное презренья, упоминание картины - свидетельство её растиражированной славы до революции.
Однако мы забежали вперёд и нелишне поговорить о самом юбиляре. Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии, а умер в Беверли-Хиллз.
Между этими двумя события - жизнь гения, наполненная аплодисментами, провалами, поиском и сомнением. Нас встречает портрет композитора, написанный в 1929 году Борисом Шаляпиным, сыном великого баса.
Шаляпин-младший не польстил своему другу - перед нами уставший человек с надменным лицом. Взгляд - пронизывает. Но самое главное - это руки, восторгавшие публику. Таких длинных пальцев практически не бывает в природе.
Портрет сделан уже в эмиграции, а Борис Шаляпин везде значится, как французский и американский живописец.
Меж тем восприятие Родины и для сына Шаляпина, и для Рахманинова никак не изменилось - оба оставались настоящими русаками, пусть и включёнными в общественную, светскую жизнь Парижей, Нью-Йорков да Беверли-Хиллз.
Русский пейзаж - образ покинутой отчизны - представлен картиной Аполлинария Васнецова с лаконичным названием «Родина». Высокие небеса, простор, деревушка, пахарь - тут всё очень скромно, и при том - щемяще-прекрасно.
Эта неброская тишь рождает ностальгию. Рахманинов, потомственный дворянин, чью родословную мы видим на одном из стендов, провёл детство в имении Семёново под Новгородом, где такое же - чуть серенькое небо, как на картине Васнецова.
…Музыкальность проявилась рано. Его ждали столицы - он получил первоклассное образование, окончив консерваторский курс с золотой медалью (правда, не сказать, чтоб его учёба все годы шла ровно - парень был вспыльчив и самолюбив).
Ещё, будучи студентом, он получил известность в среде московских интеллектуалов - как потрясающий пианист, а вот в качестве начинающего композитора Серж Рахманинов …провалился.
Его первая серьёзная заявка - симфония №1 - вызвала ругательные отклики профессионалов и полное равнодушие публики. Обвинили в эклектизме, вторичности и …скуке.
После этого он три года не мог фантазировать - словно бы парализовало разум. Думал о том, чтобы лишь играть чужие произведения - в его пианистическом таланте никто не сомневался.
Эра, названная позднее Belle Epoque, с одной стороны благоволила к сочинительству и, вместе с тем, была жестока к неудачникам.
Но добрые музы не оставили Рахманинова - вскоре он прославился, а тот самый Второй концерт вызвал фурор.
На импрессионистском портрете, написанном Яном Ционглинским в конце 1900-х годов, мы видим красивого молодого человека, погружённого в свои думы. Или - в грёзы.
Причём, ему нет никакого дела до окружающих - он играет на фортепиано, извлекая божественные звуки.
Ещё одна импрессионистская вещь - портрет Фёдора Шаляпина, сделанный Константином Коровиным.
Это уже не просто «дуновение времени», а конкретика - Рахманинов дружил с семейством Шаляпиных, о чём говорят фотографии на стендах.
Кстати, по этой картине можно установить, чем отличался русский импрессионизм от аутентично-французского. Движением! У парижан вся их impression - застывший момент, а у нас - вечная динамика. Зрителю кажется, что Шаляпин вот-вот вскочит и примется шагать по помещению.
Рядом - картина «У Константина Коровина», созданная Сергеем Виноградовым. Дача в Охотино показана, как приют неги. В уютный дом проникают лучи солнца, а за окном - зелёное, сочное лето.
Хотя, это не место для беспечного отдыха - видны мольберты, рамы и уже готовые холсты на подрамниках. Женщина в белой блузе, что сидит к нам в профиль, гражданская жена Коровина, актриса Надежда Комаровская.
Летние виды Охотитно были знакомы и Рахманинову, любившему комфорт.
В мы переходим к иной теме - к восприятию Бога и религии. Наш Серебряный век, как и западный Модерн, выделялся двумя крайностями - 1) рьяным богоискательством, которое предлагалось очистить от делового цинизма XIX столетия и 2) богоборчеством.
Рахманинов взял для себя первое - искать Град Небесный, и потому неслучайно его обращение к духовной музыке - им была написана Литургия святого Иоанна Златоуста и Всенощная.
Среди экспонатов - несколько живописных работ, связанных с храмами, иконографией, молитвами.
Так, можно увидеть картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» - здесь благость и умиротворение, что подчёркивается неяркими тонами и общей лёгкостью.
На контрасте дан пейзаж Аристарха Лентулова «Новый Иерусалим. Ворота над башней», где чувствуется и колокольный звон, и борение, и внятная тревожность, свойственная атмосфере 1910-х годов.
Тут же - «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского - ощущение, что город уходит из-под ног. Люди ждали не то конца света, не то - изначальности нового мира. Что характерно, дождались и того, и другого.
Сергей Рахманинов не принял Революцию - она казалась проявлением хаоса. Да, его музыку транслировали в СССР - композитор никогда не был врагом России, как таковой, а в годы войны передал огромные средства в помощь фронту.
В отличие от большинства уехавших, Рахманинов и на Западе оставался востребованным специалистом, респектабельным денди, участником светской тусовки, в чём убеждаемся, глядя на фотографии, а «Симфонические танцы», считающиеся одной из вершин его мастерства, Рахманинов создал аж в начале 1940-х.
Привлекает портрет, написанный Борисом Григорьевым - ещё одним эмигрантом, который бежал из Петрограда, переплыв на лодке Финский залив. Потом бесконечно путешествовал, точнее мотался, но не выдохся, как профессионал.
С Рахманиновым он пересекался ещё в России, таким образом, это - портрет хорошего знакомого, с коим опять свела судьба.
Григорьев, несмотря на резко-авангардную манеру, всегда передавал суть персонажей - его Рахманинов с полуприкрытыми глазами; он - в мире тонких гармоний.
На выставке есть не только живописные экспонаты, дополненные фотоснимками, но и личные вещи, ноты, афиши, фоновая музыка.
Это - межотраслевой проект, изысканный и неординарный. А рефрен - чёток и прям: «Я - русский композитор».