Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Любовь Юрьевна Казарновская - оперная певица
Источник: Яндекс картинки
09:08 / 03.05.2023

"Высокая музыка сегодня отодвинута"
"Музыка как камертон эмоционального настроя, как стилистическая скрепляющая весь «каркас» спектакля, отодвинута на «задворки» вместе с певцом-артистом, которому остаётся только встроиться во всякого рода измышления и «осовременивания». И вообще - высокая музыка, как важнейший фактор сохранения духа человека в гармонии и здравии, отодвинута на «дальние рубежи» в плане приоритетов культуры. " -Любовь Казарновская

Знаменитое российское сопрано - о юбилярах года, наставничестве, литературе и драматическом театре 

Любовь Казарновскую знают все: редко кто из оперных певцов достигает такой славы и известности. Театр Станиславского, Большой, Мариинский, Зальцбургский фестиваль, Ковент-Гарден, Метрополитен, Ла Скала - вехи её большого оперного пути.

- Этот год - большой юбилей Сергея Васильевича Рахманинова. Что значит для вас его музыка и какое место она занимает в вашем творчестве?


Могу утверждать словами из его романса, что Рахманинов «в душе у каждого из нас». Русский композитор до самых глубин сердечных - во всех интонациях, мелодике, гармониях, звукообразах. Когда слушаю «Вокализ», особенно в инструментальном варианте, слёзы проступают.

А его симфонии, прелюдии, романсы! Ну, просто все сердечные струны рвутся от страстных и высоко-эмоциональных восклицаний, от боли и радости, от тоски и воспарения к горним.

Рахманинов говорит с тобой искренне, эмоционально открыто, «глаза в глаза», подчас доходя до крика души, и вдруг - нежно, точно лаская и обнимая как дитя.

Я счастлива, что могу высказать свою любовь Сергею Васильевичу на концертах и спектаклях с моими молодыми стажёрами и принять участие в установке памятника ему на Казанской улице в Петербурге.

Юбилей - лишь повод признаться Рахманинову в любви, но он всегда в моей душе. И его великое сердце, так глубоко страдавшее от разлуки с родиной, так и не нашло покоя на чужбине, несмотря на успех и признание.

Сколько благих дел было совершено, сколько жизней было им спасено - мало кто это знает и помнит. Гордостью переполняется сердце, что такой сын Отечества нашего стал духовным маяком мировой культуры.

- А ещё такой же юбилей у Фёдора Ивановича Шаляпина. Как повлияла на вас эта легендарная фигура русской музыки?

Что касается Фёдора Ивановича, то я могу говорить о нём бесконечно! Ведь «через одно рукопожатие» фактически я знакома с этим выдающимся артистом - через Надежду Матвеевну Малышеву-Виноградову.

Она не только аккомпанировала Шаляпину с концертах в консерватории, но и дружила с Ириной Фёдоровной, дочерью от первого брака с Иолой Торнаги.

Все наши уроки с Н.М. Малышевой начинались с голоса Шаляпина на огромной чёрной виниловой пластинке на старинном патефоне.

«Жил-был король когда-то…» или «Уймитесь волнения страсти...». «Смотри, какой спектр и окраска гласных у Фёдора Ивановича! В зависимости от драматической задачи меняется «цвет» и динамика полностью.

И при этом понятно каждое слово, читается вся палитра переживания героя. И особенно это ярко появлялось в концертах - вся гамма красок души», - наставляла меня Надежда Матвеевна.

Да, в спектакле всё помогает артисту - грим, костюм, свет, а в концертах - только ты сам должен создать образы: разные, противоположные по характеру и задачам - вот тут и виден весь спектр дара артиста.

И Шаляпин показал образец этой «жизни человеческого Духа» на сцене, перевернув представление об артисте музыкального театра не только у нас, в России, но и во всём мире!

С Шаляпина начался «новый отсчёт», начала вестись новая хронология прекрасного оперно-концертного жанра - так считали Станиславский, Немирович-Данченко, Рахманинов, Бунин, Чехов, Коровин, Дягилев и многие другие.

И, как и Рахманинов, Шаляпин безумно тосковал и страдал на чужбине, говоря: «Эх, окунуться бы в мою Волгу - вся тоска, все хвори и невзгоды отступили...»

Как говорил Рахманинов: «Любовь наша и земной поклон тебе, плоть от плоти земли нашей. Гениальный, пылкий, мощный, порой бесшабашный, но такой любимый Фёдор Иванович».

Разговор о музыке

- 2023 год объявлен годом педагога и наставника: кому из своих наставников вы благодарны более всего, кому обязаны и кого вспоминаете чаще?


Для меня каждый год - память и безмерная благодарность учителям и наставникам с большой буквы. Мне очень посчастливилось учиться и общаться с выдающимися личностями культуры, науки, которые оставили огромный след в моей душе.

Прежде всего, конечно, это Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова и весь филологическо-лингвистический, научный культурный фонд страны - Д.С. Лихачёв, М.П. Алексеев, В.Г. Кастомаров, Ю.В. Рождественский, И.Л. Андроников, А.П. Чудаков, Ю.М. Лотман - все они были коллегами и друзьями Виноградовых.

Далее, это мои вокальные педагоги - И.К. Архипова, Е.И. Шумилова, П.Г. Лисициан, Б.А. Покровский. На профессиональной сцене я училась у моих выдающихся коллег - это дирижёры Е.Ф. Светланов, Е.А. Мравинский, Ю.Х. Темирканов, Г.Н. Рождественский, В. Третьяков, С. Сондецкис и т.д.

Очень много мне дала работа с нашими замечательными концертмейстерами Л.А. Орфёновой, В.Н. Чачавой, Е.М. Шендеровичем, а позже с их зарубежными коллегами - Джоан Дорнеман (Метрополитен-опера), Бобом Кеттельсоном (Ла Скала и Зальцбург), Рони Шнайдером (Венская опера).

Огромная благодарность выдающимся западным дирижёрам и режиссёрам, с кем свела судьба - могу перечислять до бесконечности эти дорогие сердцу имена. И всегда подчёркиваю, что учимся мы до конца дней своих!

И если твой разум пытлив, сердце открыто, дух горит жаждой знаний, то учителем и наставником становится тот, в ком ты нуждаешься в данный момент твоего развития - это важно помнить и не закрывать свой дух ложными установками о своём, якобы «всеведенье и всезнании»: мы ведь вечные ученики в этом чудесном мире.

- Педагогика в певческом деле - особенно сложная и тонкая настройка. Сегодня вы этому отдаёте много сил, занимаясь с молодыми. Чему вы их стараетесь научить прежде всего?

Я бы назвала мою работу с молодыми наставничеством. Это широкое понятие включает в себя все аспекты нашего взаимодействия - техника пения, интерпретация и стилистические особенности произведения, разбор смысловых драматических задач, пластика тела. И очень важный момент - мировоззрение и кругозор исполнителя!

Я рекомендую книги, спектакли, фильмы, ориентиры на корифеев, которых необходимо знать: не подражая им, но понимая ценность традиций. «Необходимо трудное сделать привычным, привычное - лёгким, лёгкое - прекрасным» - так говорил К.С. Станиславский, повторяла мне Н.М. Малышева, и я говорю моим молодым.

Привычка к серьёзному, честному, искреннему, ежедневному созиданию себя и воспитанию не эго, но целеустремлённого, горячего сердца, трудящегося ради искусства в себе, а не себя любимого в искусстве.

- Вы пестуете своих питомцев, а потом они попадают в сегодняшний реальный оперный театр, в руки, например, режиссёрской оперы... Не жалко своих трудов?

Мир музыкальной индустрии сегодня предлагает жёсткую парадигму бытия в нём - либо ты «сдаёшься и плывёшь» по воле тех, кто заправляет процессами, либо ты сопротивляешься, стараешься следовать своей индивидуальности и в голосе, и в проработке образа, и в поиске «своих» красок, но тогда подчас становишься «инородным телом» и даже изгоем.

Надо быть очень сильной личностью, верить в себя, идти по пути духа и сердца, и тогда ты победишь и получишь интересную творческую судьбу, а не карьеру: как сегодня выражаются многие молодые - «я строю карьеру».

Вот это и заметно повсеместно, что они «строят», приспосабливаясь, выбирая педагогов и покровителей, которые будут продвигать только своих на конкурсы, в программы, фестивали, театры.

Такие «покровители» увеличивают свой «авторитет» и привлекают молодых, которые из конъюнктурных соображений становятся на этот путь «карьерного строительства» и выращивания своего эго до неимоверных размеров.

Таким образом, создаётся «порочный круг» артистов, любящих себя в искусстве, а не искусство в себе. Страдает от этого оперное и концертное дело? Ответ очевиден.

Но я не настаиваю, чтобы мои стажёры делали выбор по моему видению - это их жизнь, им и решать. Но работая над своими проектами, я понимаю, кто и что выберет и как будет складываться их творческая судьба.

Даю им возможности выхода в концерты, спектакли, рассказываю о своём опыте и охотно делюсь секретами мастеров пения. А дальше - дальше каждый решает для себя «быть или не быть».

- Почему в оперном театре стала возможна печальная подмена – когда музыка перестала быть главной?

С развитием киноиндустрии, интернета, новых идей и технологий появилось новое поколение режиссёров, принесших принципы массовой культуры в музыкальный театр. Очень грубая ошибка называть Станиславского «отцом режоперы»!

Станиславский принёс глубокие смыслы в музыкальный театр, отринув «костюмированное» представление соревнующихся за «звучок» вокалистов, сделав драматическое наполнение и слово таким же важным компонентом спектакля, как и музыка.

«Слово - как, музыка - что»: то есть что даёт нам основу? Музыка, конечно! А как мы это выражаем - через драматическую смысловую интонацию.

Сегодня же мы видим и техническое оснащение, и «изыски» выдумок режиссёров, а музыка как камертон эмоционального настроя, как стилистическая скрепляющая весь «каркас» спектакля, отодвинута на «задворки» вместе с певцом-артистом, которому остаётся только встроиться во всякого рода измышления и «осовременивания».

И вообще - высокая музыка, как важнейший фактор сохранения духа человека в гармонии и здравии, отодвинута на «дальние рубежи» в плане приоритетов культуры.

Чем более примитивная музыка пропагандируется СМИ, тем легче управлять сознанием масс - то же самое и со словом, мыслью: думающий, гармоничный человек сегодня не в почёте.

- Ещё одна грань вашего творчества, особенно яркая в последние годы - литературная: каждый год вы дарите миру новую книгу. Чем вызван такой интенсив?

Первая книга родилась из бесед с моей подругой Амарией Рай (Марией Богдановой), с которой я делилась впечатлениями обо всех моих путешествиях, встречах с блистательными артистами, коллегами по сцене и просто интересными людьми.

Много говорили о моих учителях, наставниках, семейных традициях, интересных эпизодах жизни, которые сложились в некую биографическую повесть. Но, конечно же, биография человека и артиста переплетаются такой вязью, что становятся неразделимы.

В первой книге есть даже мастер-класс по некоторым романсам. Эта книга, названная «Любовь меняет всё», вызвала большой отклик у людей, и возник запрос от издательства о написании некоего моего «романа с оперой».

Появились сначала «Оперные тайны», потом «Страсти по опере», где я описываю, например, работу над любимой Татьяной с моим выдающимся педагогом Н.М. Малышевой-Виноградовой, трудившейся в Оперной студии К.С. Станиславского и записавшей весь процесс постановки «Евгения Онегина» в 1922 году.

Это бесценная информация, переданная мне из первых уст, она как раз воспроизведена в книге.

И недавно вышла ещё одна книга «с улыбкой»: «Вкусная опера» с рецептами блюд, любимых великими - Верди, Пуччини, Каллас, Паваротти, Чайковским. И я поделилась «семейными рецептами» фирменных блюд. Теперь на очереди книга об обожаемом русском романсе.

- Сегодня вас чаще можно видеть на драматической сцене - в ярославском Волковском театре идёт великолепная «Пушкиниана» с вашим участием.

Мне всегда был интересен драматический театр. Следуя той системе обучения, в которой я воспитывалась Н.М. Малышевой (она была педагогом-концертмейстером Оперной студии певцов Большого театра), Станиславский настаивал на серьёзной актёрской подготовке роли и проработке смыслов, вокально-драматической интонации у певцов не меньше, чем у актёров.

Интонирование смыслов, окраска тембра в зависимости от внутреннего состояния, свобода мышц и правдивость языка тела - всё это мною прорабатывалось с большим тщанием. В общем, дорога судьбы вела меня к воплощению своей мечты - сыграть на драматической сцене и в кино.

Так родились фильм «Анна» по сценарию Г. Данелии (литературная основа - «Без вины виноватые» Островского) и музыкально-драматическая феерия «Пушкиниана» Владимира Алёникова (по пушкинским «Онегину» и «Пиковой», конечно же, с музыкой Чайковского). Есть предложения и идеи ещё и ещё...

У меня идёт свой проект «Молодая опера России», в котором я тоже волей-неволей вмешиваюсь в музыкально-драматическую партитуру проработки партий. Это, как говорил Станиславский, чрезвычайно важная работа по достижению высокого качества спектакля. Наставничество!

- Будут ли новые музыкальные проекты от Казарновской - в театре или на концертной эстраде?

Проекты задуманы и готовятся уже. Но раскрывать подробности не будем пока: всему своё время. И жизнь сегодня такая непредсказуемая, что говорить о проекте можно только тогда, когда он осуществлён!


Беседу вёл  Александр Матусевич



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.