Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Портрет Александра Зиновьева (фрагмент)
Автор: Белых Любовь Алексеевна
12:51 / 26.10.2017

Ольга Зиновьева: "Россия не прошла и четверти своего пути"
У России совсем «другая стать». Ей не годятся учебники западных университетов. Ей нужна своя школа, свое направление. Россия не прошла еще и четверти своего пути в цивилизации. Ей жить и развиваться дальше. Использовать все, что сделано на Западе, вникать, наслаждаться, но при этом не забывать свой лейтмотив. Вот это главное

Александр Зиновьев, один из самых интересных отечественных мыслителей, признанный во всем мире, ищет путь к сердцу российского читателя. Помогает ему в этом Ольга Зиновьева. Мы встретились с вдовой ученого.

- К памятной дате Вы готовите выставку. Расскажите о ней.

29 октября, как раз в день 95-летия Александра Александровича, по приглашению Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в Москве мы собираем небольшую выставку - «Зиновьев в искусстве» - портреты Александра Зиновьева, выполненные другими художниками. Есть целая серия интересных работ - и профессионалов, и любителей, и карандашные наброски, и масло. И стихи, это тоже портрет Зиновьева.

- Много материалов будет представлено?

Да. Кроме портретов, будут и плакаты, и часть переписки, цитаты Зиновьева, книги. И отдельные издания с его обложками. Поэтому выставка будет очень живая, очень непривычная. А первая экспозиция, которую мы сделали благодаря инициативе Павла Фокина (благодарны ему по сегодняшний день), называлась «Иди!».

Очень просто, очень призывно, так сказала мать Александра Александровича, когда он в 11 лет покидал родную деревню, практически как Ломоносов - пешком в город на учебу. Та выставка была очень обширной - на территории Литературного музея, занимала несколько залов. Она носила классический, исторически хроникальный характер с массой артефактов жизни.

- Я держу в руках журнал «Зиновьев». Почему он - «категорический», откуда такое определение?

Потому что высказывания Александра Александровича всегда носили недвусмысленный характер, не допускали двоякого толкования. И мы решили пойти по его стопам, надеясь, что нам удастся следовать его заразительному примеру.

- Нет ли в этой категоричности - уже переходя к личности Александра Зиновьева - того, что отталкивает. Мы же привыкли, что образ философа - это такой человек: строгий, мягкий, медленный...

Строгий и мягкий? Интересно.

- Да. Вдумчивый человек, который не «жжет глаголом».

А категорические императивы Канта? Не «жжет»? Дело в том, что всем нравиться просто невозможно. Это ненормально. Зиновьев, фигура яркая и неоднозначная, собиравшая вокруг себя и влюбленных в его идеи, и ненавистников, мог и должен был позволить себе высказываться так не от своей жестокости, а от любви.

Вот он - настоящий философ, любомудр, любящий человечество, и поэтому он, как лечащий врач, должен ставить диагноз и безапелляционно высказываться по поводу того, о чем идет речь. Можно, конечно, тяжело больного человека погладить по головке и сказать: «Мой голубчик, это не так страшно. Мы все умрем». Утешение.

- Но это правда, мы все умрем. Рано или поздно.

Я не спорю. Просто вы задаете вопрос: «Почему?» Да, Зиновьев был такой. Он был привлекателен. Его нельзя было разложить на полочки - взять один грамм его мудрости, два грамма его четкости и так далее. Он тотален в хорошем смысле этого слова. Но, я повторю, он был настоящим философом-человеколюбом. Я настаиваю на этом.

- Давайте поговорим о любви к человеку. Один современный автор, не буду его называть, сын известного писателя, выступил не так давно с гневной отповедью о том, что нельзя быть такими, как советские люди. Ужас, а не люди.

Ну надо же...

- Александр Александрович тоже ведь критиковал Советский Союз. Как он относился к советскому человеку?

Он написал книгу, которая называется «Гомо советикус». В предисловии сказано: «люблю и одновременно ненавижу... я сам есть гомо советикус. Потому я жесток и беспощаден в его описании». Право принадлежности к народу предоставляет тебе исключительную возможность называть вещи своими именами и быть критичным.

Он рассуждал: «Почему я должен любить народ? Я же сам его часть. Пусть другие любят, а я, являясь его частью, несу на себе всю ответственность, все задачи, все переживания, которые связаны с названием «советский народ». Любовь бывает, конечно, созидательная, но она может быть и разрушительной.

Если не видеть того, что творилось в твоей стране, сделать вид, что тебя это не касается, сказать: «Ну, ничего, и не такое видали», - вот они, самые страшные слова, которые можно услышать от мыслителя. Нет, он обязан быть призывным, это его задача. Это его категорический императив по жизни.

- От любви?

От любви, именно. Потому что любовь должна быть требовательной, призывающей к подвигу.

- А нет ли в этом призыве к подвигу некоторого перебора что ли. Слишком высокие требования.

Все очень просто. Как говорится, имеющий уши, да услышит, имеющий голову, да поймет. Конечно, мы не можем жить в стране, где сто сорок миллионов подвижников. Примером может и должна становиться жизнь писателей, ученых. Это высокий призыв - быть готовым совершить подвиг, сказав себе и миру: «Я не могу иначе».

- Когда-то Некрасов писал, что «Белинского и Гоголя с базара понесут» (но понесли в итоге самого Некрасова). Вы делаете все, чтобы Зиновьева читали как можно больше. Как Вам кажется, насколько он созвучен современности?

Если следуешь советам Зиновьева, если вообще прислушиваешься к нему, ты понимаешь, что сильно что-то не так в государстве. И дело не в том, что «деньги в долг ссужают неохотно».

Зиновьев - как лазер, к нему хочется прикоснуться, но им обжигаешься. Россия, будь она лишена Зиновьева, что с ней произойдет? От нее останутся рожки да ножки. Он ведь однажды совершенно не случайно сказал: «Что будет с моими работами - то будет и с Россией». Это не красивая фраза, которая просто соскакивает с языка. Да, его трудно читать, но не всегда, не везде и не всем.

У молодежи сейчас методично, последовательно, постоянно отбивается умение и способность к самостоятельному мышлению. Говорю это не потому, что я представитель другого поколения, - это очевидные вещи, мимо которых нельзя пройти. Вместо того чтобы думать, человеку предлагается формула. «А ты зайди на «Википедию». Вот позорище!

Зиновьев страдал, выбирая свой путь и идя по нему безапелляционно, бескомпромиссно и последовательно. Он утверждал: «Я провел эксперимент своей жизни, создал государство из одного человека». И уточнял: «Я не завидую тем, кто захотел бы последовать моим путем». Понимаете, он, привлекая, дает вам противоядие от себя.

Книги Зиновьева - о великом даре разума, который нам дан от рождения. Если им не воспользоваться, то он, как мышца неработающая, - отмирает.

- Думать можно по-разному. Скажем, в «Зияющих высотах», жители Ибанска тоже как бы «думают»...

Да. Бесконечно...

- Толку-то с этого?

Конечно. Но для того чтобы результат стал ощутимым, ты должен использовать инструментарий. А что такое инструментарий для мышления? Конечно, книга, в первую очередь. Книга - источник знаний. Мы росли с этой фразой, смеялись над ней, потому что для нас это было очевидно.

Я жила на Чистых прудах и ходила в 310-ю школу. Мы обитали в коммунальной квартире, и там, естественно, не было места для мебели, какой уж стол - делали уроки всегда в библиотеке. Здорово! По крайней мере, три раза в неделю я ходила в библиотеку и возвращалась домой, подбородком придерживая стопку книг. Вот это было мое преимущество.

- К вопросу о будущем. Есть ли, на Ваш взгляд, шанс спастись из того, что описывает Александр Александрович в «Глобальном человейнике»? Есть ли у нас возможность вырваться из тотальной информационной усредненности?

До тех пор, пока живы люди, которых будоражит и беспокоит состояние цивилизации, состояние страны, состояние умов, будем считать, что еще не все потеряно. До тех пор, пока, допустим, наш министр образования всерьез прислушивается к тому, что ей говорят.

Она сама учитель - и это очень здорово. Я вовсе не пою дифирамбы, а просто радуюсь, потому что человек очень симпатичный и думающий. Я была на ее первой пресс-конференции - она очень внимательно слушала. При том, что вопросы и рассуждения не носили сценарного характера, все было искренне.

И она заинтересованно отнеслась к проблеме преподавания астрономии - слава тебе, Господи! Я надеюсь, что вернется и логика в школу. Как раз сейчас мы с моими помощниками занимаемся проблемой создания общей хрестоматии по русскому языку.

Как у нас раньше был учебник Бархударова и Крючкова и хрестоматии по русской литературе от Калининграда до Камчатки - и не было необходимости придавать этим книгам какую-то зональную особенность, мы воспитывались в общей культуре.

То, что сейчас делается ставка на поиск индивидуальности, яркости, необычности или непохожести, это плохая услуга. Если бы мы были настоящей страной-победителем, что, к сожалению, после активного разрушения Советского Союза далеко не так, мы могли бы себе позволить проводить любые эксперименты.

Так легко позариться на то, что легко достижимо. Вы помните эти программы? «500 дней». А почему бы нам не пожить так, как живут в Швейцарии? Ну, и что из этого вышло? Можно, конечно же, замахнуться на любую идею и попробовать ее индивидуализировать на свой размер.

Но у России совсем «другая стать». Ей не годятся учебники западных университетов. Ей нужна своя школа, свое направление.

Россия не прошла еще и четверти своего пути в цивилизации. Ей жить и развиваться дальше. Использовать все, что сделано на Западе, вникать, наслаждаться, но при этом не забывать свой лейтмотив. Вот это главное.

- А какой он, лейтмотив?

Мы - самостоятельная гигантская система. Нельзя это забывать.

- Именно эта система и может противостоять «человейнику»?

Да. Как система.

- А суть этой системы? Кроме того, что она другая? Понятно, что зерно западной цивилизации - взаимоотношения человека и денег. Их взаимная обусловленность и перетекание. А у нас есть зерно?

Есть. Человек прежде всего. Человек в общении с другим человеком. Формула, в советские времена над которой мы тоже смеялись: «человек человеку - друг, товарищ и брат» - она такая полная. Не сосед соседу, не банкир банкиру, а человек человеку.

- Мир, который был бы устроен по Зиновьеву правильно, - каков? Пусть утопично. Но, тем не менее, у него же был идеал.

У него было видение нового мира, нового человека, неиспорченного, не обвешанного гаджетами. Человека чистого, наивного и тянущегося к знанию. Он понимал, что это невозможно, но мечтал об этом. Мир, в котором можно обойтись и без войны. Хотя Зиновьев понимал: несправедливость - она дана от рождения.

Мы не можем никуда деться, уничтожить неравноправие. Но надо асимптотически пытаться каждый день над собой делать какое-то усилие, чтобы не было стыдно перед детьми. Вот эта фраза очень важна. Чтобы ты был в состоянии ответить, что ты лично сделал для того, чтобы жизнь была другой.

- А если нет? Если обычный человек не может на это ответить. Вы его берете: «Что ты сделал?» А он как-то мнется.

Обыватель погружен в дрязги, в пучину. Он утром встает на работу, тащит детей в детский сад. Вы помните «Час пик» Ежи Ставинского? Замечательная была книга.

И у Александра Александровича это было описано - каждодневные будни. Просто встать. Просто пробудиться, увидеть жену, отвести детей в школу. На работе отсидеть на каком-то собрании. Сейчас, может, не сидят на собраниях, но все равно рутина остается рутиной. Она, может быть, стала более рафинированной, более отчужденной.

- Это правда.

И поэтому... Вы понимаете, Зиновьев ведь не осуждает. Он просто говорит о том, каким видит мир. Кто в состоянии - тот следует за ним. Когда к нему приходили новые курсы в начале учебного года, студенты его обожали, боготворили, боялись.

Как же - живая легенда. И вот к нему на сложнейший курс записывалось человек 40 сразу, и он начинал работать с ними на максимальных скоростях. И кто-то начинал жаловаться: «Ну как же? Мы не понимаем». Он говорил: «А меня это не касается. Подтягивайтесь на сильного».

Он никогда не ориентировался на слабых. Это тоже метод. И при этом он говорил: «Я не зову вас за собой. Если у вас есть мужество, если вы в состоянии, если вы знаете, что вы будете идти по моим стопам и вести себя так же, как веду себя я, это ваше счастье и несчастье одновременно». Он был беспощаден к себе и так же беспощаден к людям.

- Много ли в этой беспощадности любви?


Это и есть беспощадная щедрость любви.

Беседу вёл Михаил Бударагин



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.