Блок, Белый и "Жена, облечённая в Солнце"
Из блистательной четверки поэтов Серебряного века, чьи фамилии начинаются на «Б» (Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок), двое родились почти впритык, осенью 1880 года, 140 лет назад: москвич Борис Бугаев, вошедший в большую литературу под псевдонимом Андрей Белый - 14 (26) октября, петербуржец Александр Блок - 16 (28) ноября.
Оба юбиляра принадлежали к наследственной, «столбовой» русской интеллигенции. Но по-настоящему роднят, сближают их иные, еще более существенные условия и обстоятельства.
Маленький Борис появился на свет в квартире на углу Арбата и Денежного переулка, в центре «профессорской» Москвы. Его отец, математик и философ-позитивист Николай Бугаев являлся профессором, а затем деканом физико-математического факультета Московского университета.
Старик Яков Грот (академик, языковед, историк литературы, подготовивший первое в России академическое собрание сочинений Гавриила Державина, наиболее полное до настоящего времени) прислал тогда младенцу том своих сочинений с надписью как взрослому: «Борису Николаевичу Бугаеву».
Другой академик (филолог, фольклорист, литературовед, историк искусства) любимый старичок Федор Иванович Буслаев три года подряд каждый день кормил мальчика рябиновой пастилой на Пречистенском бульваре.
С лукавой приязнью поглядывал на малыша еще один академик, выдающийся историк Василий Ключевский. Боря запросто взбирался на колени ко Льву Толстому.
Соседями Бугаевых в доме на Арбате оказалась семья Соловьевых:
младший сын Сергея Михайловича (опять же академика и видного историка) переводчик Михаил Сергеевич, его жена художница Ольга Михайловна и - через пять лет после рождения Бориса - их единственное чадо, будущий поэт и священник, полный тезка деда Сережа.
Последний ко всему прочему - племянник известнейшего философа Владимира Соловьева и троюродный брат Блока. (Ольга Михайловна приходилась двоюродной сестрой матери великого поэта Александре Андреевне.)
Крохотного Сашу приняли на руки в ректорском флигеле Петербургского университета, ректором коего был дед новорожденного по матери, «отец русских ботаников» Андрей Бекетов.
Тот был дружен с другим гением, первооткрывателем Периодической системы химических элементов Менделеевым.
Именно Дмитрий Иванович посоветовал Бекетовым купить в Подмосковье имение Шахматово, по соседству со своим Бобловом, нечаянно предопределив таким образом драматическую личную жизнь своей дочери Любови, избранницы Александра Блока.
Такие непримиримо разные писатели, как Достоевский и Салтыков-Щедрин, любили беседовать с Андреем Николаевичем, бывали у Бекетовых дома. В кабинет любимого внука со временем перейдет старинный дедовский диван, на котором все они, конечно, по отдельности сиживали.
Белый и Блок узнали друг о друге еще в конце века, до своих первых публикаций, из рассказов Сергея Соловьева-младшего, приезжавшего в Петербург и дружившего с обоими.
Александр показывал кузену собственные стихи, вдохновленные как умозрительной, возвышенно-рыцарской любовью к дачной соседке Любочке Менделеевой, так и мистическими грезами Владимира Соловьева о грядущем схождении на Землю Вечной Женственности, воплощающей красоту и любовь, которым предстоит обновить мир и духовно преобразить человечество:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Напряженно сосредоточенный на разгадке будущего Борис после Артура Шопенгауэра и Эдуарда Гартмана пришел за ответами как раз к Владимиру Сергеевичу, с которым впервые довелось встретиться в квартире его близких родственников, своих соседей.
Образ Жены, облеченной в Солнце (Софии, Души Мира, Вечной Женственности или - на языке Блока - Прекрасной Дамы), изначально позаимствованный Соловьевым в Откровении Иоанна Богослова, а затем послуживший опорой для нового религиозно-философского учения, был для московского юноши необыкновенно дорог.
Потому и ранние блоковские строки встречались им с восторгом - не только как стихи, но и как свидетельство духовной близости и родства душ.
Переписка между Блоком и Белым началась в самом начале 1903 года, и градус ее был так высок, что уже через два месяца, задолго до первой личной встречи, Александр пригласил Андрея приехать в августе в Шахматово на собственную свадьбу и стать шафером невесты.
С тех пор почти двадцать лет, до самой смерти Блока в августе 1921 года, они жили с оглядкой друг на друга, воспринимавшейся со стороны как постоянное двуединство.
Но внутри эта доходившая до экзальтации дружба стала натыкаться на взрывные конфликты.
Свободный в своем искусстве Блок мог позволить себе не только развивать соловьевскую символику, но и вышучивать ее почитателей, «мистиков обоего пола», например - в лирической драме «Балаганчик» (1906).
Для Андрея Белого отклонение от доктрины, напротив, было недопустимым кощунством, и он резко осудил друга. А впоследствии назвал свою судейскую непримиримость борьбой за Блока (которая, заметим в скобках, была заведомо обречена на поражение).
В знаменитой «Незнакомке» (1906) мир горний уже забыт, а обыденный, загородный, дачный так узнаваем, так вещественен, что его цитатными деталями автор буквально забрасывал приятеля Евгения Иванова, позвав того однажды на прогулку в Озерки.
«Пошли на озеро, - записал в дневнике Евгений Павлович, - где «скрипят уключины» и «визг женский»... Потом Саша... указывал на позолоченный «крендель булочной», на вывески кафе.
Все это он показывал с большой любовью. Как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда в тот вечер, как появилась Незнакомка.
Наконец привел на вокзал озерковский... Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам... Поезда часто проносятся мимо... Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается.
С этими пролетающими машинами и связано появление в окне Незнакомки».
А что до «пьяниц с глазами кроликов», то это можно было и на себя примерить:
Блок заказывает бутылку вина на двоих, потом вторую, третью, приятель-трезвенник пытается его остановить...
«Надо, чтоб пол начал качаться немного», - настаивает поэт, и все вокруг, как при легкой качке на пароходе, начинает плавно подниматься и опускаться.
В воображаемой незнакомке женственность, конечно, налицо, но какая-то она слишком чувственная, чересчур разогретая винными парами, чтобы быть по-соловьевски Вечной.
Для окончательного разрыва между Александром Блоком и Андреем Белым не хватало, пожалуй, лишь любовного треугольника, и несостоявшийся шафер, в отличие от законного супруга увлеченный земной телесностью Любови Дмитриевны, а не флером заоблачной Прекрасной Дамы, делал все, чтобы такая интрига разыгралась.
Сбегая из Шахматова в июне 1905 года после ссоры с матерью Блока, оскорбленный равнодушием его самого, Белый передал Любови Дмитриевне записку с признанием в любви.
А затем, пользуясь странной отрешенностью друга, начал забрасывать ее охапками цветов, письмами с уговорами уйти от мужа, вместе уехать за границу. Забалтывался, безумствовал, грозил самоубийством, обещая броситься в Неву с Троицкого моста, посылал сопернику поневоле вызов на дуэль.
К весне следующего года Любовь Дмитриевна разрывалась между обоими. «Никакой уже преграды не стояло между нами, - вспоминала она свои встречи с Андреем Белым. - И мы беспомощно и жадно не могли оторваться от долгих и неутоляющих поцелуев».
Однажды решилась поехать к нему домой. Уже уступая, позволила вынуть из волос тяжелые черепаховые гребни и шпильки... Но тут какая-то его неловкость отрезвила ее, и она, наскоро поправив прическу, выскочила на лестницу.
В растерянности советовалась с Евгением Ивановым, зная о его бесконечной преданности Блоку.
Три года продолжалась эта мучительная для всех троих неразбериха, после которой между бывшими пламенными друзьями сохранилась лишь «далековатая приязнь».
А Любовь Дмитриевна, удержавшись от полной и окончательной близости с Андреем Белым, уже не уклонялась от связей с другими... Чужого младенца Блок принял и даже связывал с ним собственное обновление.
«У нас в столовой, за чаем, - рассказывала Зинаида Гиппиус, - Блок молчит, смотрит не по-своему, светло и рассеянно. - О чем вы думаете? - Да вот... Как его теперь... Митьку... воспитывать?» Мальчик прожил всего несколько дней...
Объединив свою лирику в три тома, Александр Александрович назвал их «трилогией вочеловечения». Эта живительная эволюция заметно потеснила, но вовсе не упразднила в блоковских стихах соловьевский миф. Иначе не появились бы строки, понятные только в символистской, популярной в начале XX века трактовке:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
А вот почти то же у Андрея Белого:
Россия,
Страна моя -
Ты - та самая,
Облеченная солнцем Жена,
К которой
Возносятся
Взоры...
Блоку на его последнем творческом взлете, в поэме «Двенадцать» (январь-февраль 1918-го), подсказан Соловьевым едва угадываемый во тьме за вьюгой образ божества с кроваво-красным флагом.
Николай Гумилев в одной из своих лекций сказал, что финал «Двенадцати» кажется ему «искусственно приклеенным». «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? - ответил создатель поэмы. - Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: «К сожалению, Христос».
На третьем-четвертом месяце после Октябрьского переворота, когда писалось это произведение, достоверность поэтического свидетельства была для автора бесспорной, ибо творил он «в согласии со стихией».
Намек на «соавторство» Владимира Соловьева обнаруживается в дневниковой записи за 4 марта 1918 года:
«Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Исуса Христа». Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».
Спрашивается, а почему «женственный», и отчего там, посреди земного ада, на голову Спасителя надет не терновый венец, а «белый венчик из роз»? Да все потому же...
Поэма вызвала резкое отторжение у интеллигенции. Остроумием блеснула Зинаида Гиппиус. Узнав, что к Блоку подселили двух красногвардейцев, сказала: «Жалко, что не всех двенадцать».
В споре с ним Андрей Белый сочинял в апреле 1918-го, по сути, свой вариант «Двенадцати» - поэму «Христос воскрес», где к развернутой картине Распятия и Воскресения «приклеил» клочковатые сцены современных ему убийств: трещат револьверы, лают пулеметы, хлещет кровь, в России заново разыгрывается всемирно-историческая мистерия.
Однако безудержная патетика с проповедью подмяли личную причастность к событиям и живое чувство.
И в том своем сочинении, и в поэзии вообще он сильно уступал Блоку.
Вершиной творчества Андрея Белого остался написанный в 1913 году роман «Петербург» (Владимир Набоков ставил его рядом с «Улиссом» Джойса), в котором, в частности, отразились и увлечение чужой женой, и конфликт с бывшим другом.
В день похорон Блока, 10 августа 1921-го, путь скорбной процессии проходил от дома на Пряжке, где умер Поэт, до Смоленского кладбища, где он был похоронен.
Пройти эти пять километров, конечно же, можно и в одиночестве, в любой день и год, вспоминая при этом строки Анны Ахматовой:
Принесли мы
Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.
После его ухода Андрей Белый прожил еще двенадцать полных лет.
Помимо «Воспоминаний о Блоке» (1922–1923), написал мемуарную трилогию «На рубеже веков», «В начале века» и «Между двух революций» (1930–1934). Снова и снова мыслью возвращался к гениальному ровеснику, спорил с ним и с самим собой.