Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Хор Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
Источник: Яндекс картинки
14:18 / 08.06.2022

Мастер-класс длиною в столетие
История музыкального образования в «соловьином крае» началась гораздо раньше и являет собой наглядный пример преемственности и непрерывности традиций. Сегодня трудно, практически невозможно разделить «биографии» двух курских учебных заведений - колледжа и Детской школы искусств № 1 им. Г.В. Свиридова. Оба они выросли из единого корня.

Юбилей Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова

Сухие документальные строки свидетельствуют: «Курский музыкальный техникум основался в 1921 году под наименованием «музыкальная студия» и затем в 1922 году преобразован(а) в техникум, с какого времени он находится в ведении губпрофобра».

29 октября датирован список учащихся и преподавателей, направленный его руководством в Курский губпрофобр, что свидетельствует о начале деятельности техникума не позднее октября 1922 года.

Но история музыкального образования в «соловьином крае» началась гораздо раньше и являет собой наглядный пример преемственности и непрерывности традиций.

Сегодня трудно, практически невозможно разделить «биографии» двух курских учебных заведений – колледжа и Детской школы искусств № 1 им. Г.В. Свиридова. Оба они выросли из единого корня.

Ещё в 1824 году в Курск переехал и начал давать частные уроки игры на скрипке удивительный человек, подвижник и энтузиаст – М.П. Гердличко (1767/1768–1869), участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинской битвы, награждённый за отвагу золотой саблей.

Известна точная дата – 5 июня 1843 года – день открытия на Сергиевской улице (ныне улица Гайдара) Музыкальной школы с пансионом, основанной Матвеем Петровичем, в которую он принимал детей всех сословий с 10-летнего возраста.

Гердличко руководил своей школой до последних дней жизни (он скончался на 101-м году) и за время своей педагогической деятельности подготовил свыше двух тысяч учеников.

Его дело продолжил композитор, пианист, педагог Аркадий Максимович Абаза (1848–1915), открыв в феврале 1882 года свои Музыкальные классы, в которых велось обучение игре на фортепиано, струнных инструментах и сольному пению. Классы Абазы просуществовали до 1915 года.

Прочный фундамент для профессионального музыкального образования в Курске уже был создан. И в том же 1915 году после смерти Абазы на смену его учебному заведению пришли музыкальные классы при Императорском музыкальном обществе.

Тогда, в годы Первой мировой войны, в Курск переехали преподаватели Императорского музыкального училища, среди которых был и Илья Абрамович Егудкин, будущий первый директор Курского музыкального техникума.

Кстати, именно у Егудкина по классу скрипки учился знаменитый советский композитор Матвей Блантер. Ещё только несколько памятных дат.

В 1936 году техникум был переименован в Курское музыкальное училище. В 1949 г. оно обрело свой постоянный адрес: улица Ленина, 75. В 1998 году учебному заведению присвоено имя Георгия Васильевича Свиридова и, наконец, в 2003 году - новый статус - колледж.

Но лучше всего воспринимается не официальная хронологическая летопись, а живые воспоминания от первого лица. Многолетним очевидцем жизни КМК им.

Свиридова изнутри является Людмила Ивановна Чунихина, выпускница 1967 года, а затем - с 1989-го по 2019 год - директор, во многом определившая нынешний курс «свиридовского корабля».


«С колледжем связана буквально вся моя жизнь! От учёбы до директорства в течение более 30 лет. Какая яркая творческая атмосфера была здесь, когда я училась! В 1950-х годах к нам приехали молодые педагоги из Ленинграда, Саратова, Москвы.

Преподаватели занимались не только непосредственно обучением ребят, но сами стали давать концерты. Много и часто. Учили на собственном примере.

Мы тогда силами училища фактически заменяли целую филармонию. У нас существовали два хоровых коллектива. И студенты всех отделений, независимо от основной специальности, обязательно должны были петь в хоре.

Кстати, принимать государственные экзамены в Курск приезжали маститые профессора, чаще всего из Гнесинки. И опять же абсолютно все студенты присутствовали на этих итоговых испытаниях.

Другими словами, училище функционировало как единый неделимый организм.

Одна из первых моих задач, когда я уже стала директором, - вернуть непрерывность обучения с самых ранних азов и до высокого профессионального мастерства.

Не могу в этой связи не упомянуть об отчётных концертах колледжа! По 600-800 человек собирались послушать наших студентов. При коллед­же сформировалась своя неравнодушная слушательская аудитория.

Мы потом внимательно разбирали отзывы, учитывали критику, пожелания, даже замечания к репертуару. Мы всегда стремились к тому, чтобы студент по возможности не останавливался на среднем образовании, а продолжал совершенствоваться дальше.

Вот, к примеру, смешанный хор (художественный руководитель и дирижёр Наталья Вродливец) работал с такими корифеями, как Александр Ведерников, Владислав Чернушенко, Владимир Минин.

Столько интересных программ вместе сделали! Да и в сфере образования многие свиридовцы нашли свою судьбу. В 1960-1980 годы у нас в области стали открывать музыкальные школы. И директорами в них становились наши выпускники».

КМК им. Свиридова - действительно уникальное учебное заведение! Вот, например, такое редкое для учебных заведений отделение, как «Музыкальное звукооператорское мастерство», было открыто в МССМШ им. Гнесиных в сентябре 2018 года.

А в Курске, по инициативе Чунихиной, это отделение было открыто уже в 2011-м.

А главное - начиная с 2005 года колледж регулярно проводит Международные студенческие научно-практические конференции «Свиридовские чтения», на которых выступают как авторитетные профессора и учёные, так и студенты.

Неоценимую помощь в организации и проведении «Чтений» оказывал и оказывает президент Национального свиридовского фонда и директор Свиридовского института Александр Сергеевич Белоненко, племянник композитора. Инициатором же проведения конференций являлась также Л.И. Чунихина.

Она вспоминает: «Как зарождались «Свиридовские чтения»? Можно сказать, именно у нас Георгий Васильевич начинал своё музыкальное образование. Его творческая и жизненная позиция оказалась абсолютно созвучна тем идеалам, какие мы старались воспитывать в студентах.

Поэтому я выступила с инициативой присвоить колледжу имя Свиридова, что и было сделано в 1998 году. Тогда же родилась идея устраивать у нас встречи с теми, кто мог бы поделиться своими личными воспоминаниями о композиторе.

И из простого и задушевного общения с земляками-курянами мы в итоге пришли к регулярным научным конференциям».

Как символично созвучие этих слов с высказываниями нынешнего директора колледжа Валерия Сергеевича Яковлева - буквально перекличка поколений.

«В колледж я пришёл с готовой концепцией дальнейшего развития учреждения. Думаю, не секрет, что проблема кадров очень актуальна для городов, в которых отсутствуют консерватории.

Плюс все «прелести» пандемии, которая показала хрупкость сложившейся системы в сфере педагогических кадров.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что наш коллектив, сплотившийся в такое непростое время, смог сделать всё, чтобы не только не потерять, но и приумножить сложившиеся добрые традиции.

Отдельно хотел бы остановиться на нашем коллективе. Начать стоит с того, что я пришёл не в незнакомый коллектив. В определённый период времени моя судьба была тесно связана с колледжем, и со всеми сложились партнёрские и тёплые отношения.

Когда занял пост руководителя, очень сильно ощущал поддержку коллег! Это высочайшие профессионалы, преданные своему делу и своим студентам. Не могу выделять кого-то из них, каждый хорош и уникален по-своему!»

Беседуя с Валерием Сергеевичем, мы не могли не коснуться нынешних проблем музыкального образования. «В отношении современного музыкального образования всё неоднозначно.

Мы видим огромный возрастной разрыв в педагогическом составе. Некогда был утерян престиж профессии, и его возвращение - процесс тяжёлый, трудоёмкий и долгий.

Отрадно видеть в рядах педагогов колледжа молодых специалистов, только что окончивших высшие учебные заведения. Они «горят» и хотят проявлять себя, а наша задача - поддержать их в этом.

Нам нужны молодые кадры, нам есть кому передать образовательную эстафету, и это радует. Считаю огромным достижением упразднение «конкурса аттестатов» и введение творческих испытаний при поступлении.

Это позволит нам отбирать и обучать действительно лучших и талантливых детей, коих немало. Мне кажется, что охранения достойна вся система образования, складывающаяся десятилетиями, и скоропалительные реформы не делают её лучше.

Разрушить хорошо отлаженный механизм очень просто, весьма непросто его восстановить и запустить с новой силой. По окончании колледжа, как правило, ребята поступают в консерватории либо профильные институты и академии.

Часть из них попадают в ряды Вооружённых сил Российской Федерации и проходят службу в оркестрах, ансамблях, хорах и многих других войсковых творческих коллективах. Мы помним и радуемся успехам каждого из наших выпускников.

Каждый - это наша история, настоящее и будущее. Можно долго рассказывать о сделанном и ещё больше о запланированном, но лучше мы будем делать, чем говорить».

Вообще студенты ведут активную концертную и творческую жизнь, принимают активное участие в конкурсах-фестивалях «Курский карагод», «Дежкин карагод», фестивалях имени Г.В. Свиридова, имени В. Гридина, Н. Плевицкой, конкурсах «Новые имена», «Учитель и ученик», «Студенческая весна».

Да и само творчество Свиридова является мощным магнитом, притягивающим к себе лучшие музыкальные (и не только) силы. И центром этого притяжения является Курск, ныне по праву признанный одной из культурных столиц нашей страны.

Сколько поколений профессиональных музыкантов прошло за эти годы мастер-класс курской школы, закалилось в ней, научилось жить и творить!



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.