"Текущая ситуация характеризуется высокой степенью террористической опасности"
В рамках «Правительственного часа» на 421 заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации впервые выступил директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Виктор Золотов с докладом по теме: «О состоянии и перспективах строительства войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу».
Выступление генерала армии В.В. Золотова:
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые члены Совета Федераций!
Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за приглашение и предоставление высокой трибуны Верхней палаты парламента для первого публичного рассмотрения перспектив строительства и развития самой молодой силовой структуры нашей страны – войск национальной гвардии.
Решение о создании Федеральной службы войск национальной гвардии принято с учетом положений стратегии совершенствования военной организации государства, и продиктовано, в первую очередь, потребностью повышения эффективности противодействия современным вызовам и угрозам.
Проведенные полтора года назад (5 апреля 2016 г., 1 год и 7 месяцев) комплексные преобразования правоохранительного блока способствовали концентрации усилий реформированных структур (МВД, ФСКН, ФМС России) на наиболее важных направлениях государственной и общественной безопасности, обеспечив оптимизацию системы органов управления в данной сфере.
Текущая ситуация характеризовалась высокой степенью террористической опасности, обусловленной, в основе своей, внешними факторами, что требовало принятия оперативных мер по упорядочению деятельности сегмента специальных подразделений правоохранительного блока в интересах охраны правопорядка и безопасности.
В контексте рассматриваемой проблематики особую актуальность приобрели вопросы антитеррористической защищенности жизненно важных объектов инфраструктуры, а также совершенствования системы территориальной обороны.
Кроме того, продолжал вызывать озабоченность рост криминальных посягательств на собственность и имущество, обострившийся в условиях кризисных явлений в экономике последних лет и сложной миграционной ситуации.
Одновременно отмечалось нарастание потенциальных проблем в области легального оборота оружия, связанных, прежде всего, с недостатками в обеспечении его сохранности.
Указанные обстоятельства, наряду с отдельными задачами в сфере военной организации государства, обусловили необходимость создания Росгвардии, объединившей в своей структуре два полнофункциональных блока:
Во-первых – это силы специального и оперативного назначения, как силовая компонента для прямого противодействия актам внутренней агрессии. Он сформирован на основе оперативных соединений и воинских частей, подразделений специального назначения и разведки внутренних войск, а также ОМОН, СОБР и специальных авиационных подразделений, переданных из МВД России.
Во-вторых – это подразделения, обеспечивающие непосредственную охрану объектов различных секторов экономики, а также осуществляющие функции государственного контроля за иными формами охранной деятельности в стране, и оборотом оружия, в том числе используемого в деятельности негосударственных структур безопасности.
Данный блок представлен соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов бывших внутренних войск, а также полицейскими подразделениями вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы, перешедшими из органов внутренних дел.
Это позволило системно подойти к выработке государственной политики в сфере охраной деятельности, включая координацию работы по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов особой важности и повышенной опасности.
Комплекс организационных и практических мер по созданию Росгвардии условно разделен на три этапа, два из которых в настоящее время фактически реализованы.
В кратчайший срок удалось завершить выполнение мероприятий переходного периода, сформировать систему органов управления, включая создание, что называется «с нуля», территориальных органов Росгвардии во всех субъектах Российской Федерации, а также девяти центров материально-технического обеспечения для самостоятельного осуществления всестороннего обеспечения войск.
В качестве опорной единицы системы управления сохранено оперативно-территориальное объединение в виде округов войск национальной гвардии.
При непосредственной поддержке Федерального Собрания, за что я хотел бы высказать членам Совета Федераций слова благодарности, в сжатый срок сформирована правовая основа деятельности войск национальной гвардии, позволившая оперативно интегрировать Росгвардию в систему органов исполнительной власти страны.
Полагаю, что принципиальным достижением первого этапа реформирования явилось сохранение устойчивого функционирования войск.
В условиях жестких временных рамок, параллельно с реализацией мероприятий по реформированию, войска обеспечили безусловное выполнение поставленных задач.
Только в текущем году применение сил и средств Росгвардии позволило обеспечить безопасность проведения двадцати пяти крупных массовых мероприятий, включая Всемирные военные игры (г. Сочи), пять международных форумов (г.г. Сочи, Архангельск, Ялта, Санкт-Петербург, Владивосток), и, конечно, Кубок конфедераций по футболу и Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Качественно решаются задачи в сфере охраны объектов.
Под защитой войск состоит семьдесят четыре важных государственных объекта, значительная часть которых представлена предприятиями ядерно-энергетического и ядерно-оружейного комплексов.
По итогам первого полугодия задержано свыше шестнадцати тысяч нарушителей пропускного режима, в том числе сто двадцать три человека за попытки проникнуть на охраняемые объекты через периметры запретных и контролируемых зон.
Силами вневедомственной охраны обеспечена защита более трехсот семидесяти тысяч объектов различных форм собственности, а также свыше одного миллиона квартир граждан, пополнив доход федерального бюджета на сумму, превышающую четырнадцать миллиардов рублей.
В ходе несения службы сотрудниками вневедомственной охраны пресечено более пятидесяти шести тысяч правонарушений в отношении охраняемого имущества.
Не меньший вклад в дело государственной защиты имущества вносит и подведомственное Росгвардии федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», действующее на территории восьмидесяти двух субъектов Российской Федерации.
В текущем году деятельности предприятия придан новый импульс развития. В результате состоявшихся решений Правительства Российской Федерации к ФГУП «Охрана» Росгвардии присоединены подразделения расформированной ведомственной охраны Минпромторга России.
Кроме того, предприятию делегированы полномочия по охране объектов Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и Верховного суда. Сегодня под защитой ФГУП «Охрана» находится свыше семисот объектов указанной категории.
С учетом инициативы мэрии Москвы, ФГУП «Охрана» Росгвардии определено единственным исполнителем осуществляемых для нужд столицы услуг по охране общественно значимых объектов в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Рассматривается возможность распространения данного опыта на все города-организаторы турнира.
Важное место войска занимают в системе охраны порядка.
Соединениями и войсковыми частями выполнено более семи тысяч задач по охране общественного порядка.
Для реагирования на сигналы о происшествиях в населенных пунктах страны ежедневно выделяется более шести с половиной тысяч мобильных нарядов групп задержания вневедомственной охраны.
В целом за шесть месяцев на патрулирование улиц выделено почти полтора миллиона сотрудников и военнослужащих.
В ходе несения службы за различные правонарушения задержано около миллиона человек, в том числе более двадцати четырех тысяч – по подозрению в совершении преступлений.
В зоне особого внимания Росгвардии находятся вопросы контроля за оборотом свыше шести с половиной миллионов единиц оружия, в ходе которого обеспечивается ежедневный мониторинг состояния его использования и хранения.
По результатам проводимых профилактических мероприятий за нарушение правил оборота оружия аннулировано почти сорок тысяч лицензий и разрешений, из оборота изъято около ста двадцати тысяч единиц гражданского и служебного оружия.
Одним из итогов данной работы стало снижение почти на треть (- 28,3 %) количества утраченного и похищенного оружия.
Безусловным приоритетом в деятельности войск остается участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, с концентрацией основных усилий в Северо-Кавказском регионе.
Важным событием текущего года стал Указ Президента Российской Федерации (от 29 июля 2017 г. № 345) «О совершенствовании системы управления Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», которым общее руководство деятельностью Объединенной группировки возложено на Росгвардию.
Ключевая роль здесь отведена специальным, разведывательным и инженерно-техническим подразделениям войск, силами которых проведено – пятьсот результативных специальных мероприятий, – нейтрализовано тридцать шесть бандитов, – уничтожено пятьдесят пять объектов их инфраструктуры, – обнаружено и обезврежено более восьмиста различных взрывоопасных предметов.
К сожалению, ограничения регламента не позволяют полномасштабно осветить весь объем реализуемых войсками служебно-боевых задач, в числе которых:
государственный контроль за деятельностью частных охранных структур и юридических лиц с особыми уставными задачами;
защита Международного детского центра «Артек» и охрана энергомоста в районе Керченского пролива;
федеральный контроль за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса;
охрана объектов, расположенных в Арктической зоне, включая защиту мест стоянок судов с ядерными энергетическими установками в портах Северного морского пути;
участие в решении задач территориальной обороны, охраны Государственной границы, а также обеспечения режима чрезвычайного положения.
Вместе с тем, даже перечисленные результаты работы свидетельствуют о весьма положительном влиянии войск на улучшение оперативной обстановки и снижение уровня преступности.
И, пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить подчиненных за профессионализм и самоотверженную работу в этот непростой период.
Уважаемые сенаторы!
Несмотря на позитивную, в целом, динамику развития войск, руководство Росгвардии отчетливо осознает необходимость совершенствования внутренней организации ведомства, оптимизации системы построения войск, повышения эффективности качества их служебно-боевого применения.
Проведенная на втором этапе реформ оценка состояния практической реализации возложенных задач позволила выявить объективные просчеты и недоработки, допущенные на этапе становления Службы.
Богатый опыт, полученный войсками в процессе выполнения задач по охране порядка в рамках крупномасштабных массовых мероприятий различной направленности, позволил пересмотреть подходы к организации службы, а также выработать новые решения в рамках межведомственного взаимодействия.
Практика подтвердила потребность скорейшего завершения работы по созданию полноценных группировок войск, ведомственной системы управления и материально-технического обеспечения.
Подверглась переоценке роль территориальных органов Росгвардии в решении стоящих перед войсками повседневных задач.
Отчетливо прослеживается необходимость укрепления подразделений вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы, выступающих ключевым звеном Росгвардии в крайне ответственной сфере предоставления государственных услуг.
Потребовали дополнительных шагов мероприятия, предусмотренные третьим этапом реформирования, связанные с переводом на военную службу сотрудников полиции ОМОН, СОБР и специальных авиационных подразделений.
Вышеуказанные факторы, сопряженные с результатами глубинного прогноза геополитической, социально-экономической и криминогенной ситуации, легли в основу замысла строительства и развития войск на период до 2021 года и дальнейшую перспективу, параметры которого утверждены Президентом Российской Федерации на совещании Совета Безопасности 30 мая текущего года.
Данные решение предполагают проведение комплекса мероприятий по оптимизации построения и состава войск, часть из которых уже реализуется в настоящее время.
Во-первых, с учетом корректировки задач по предназначению отдельных соединений и воинских частей, изысканы резервы для укрепления штатов территориальных органов Росгвардии, численность которых увеличится в среднем на треть.
Во-вторых, Указом Президента утверждено решение о формировании на основе Северо-Кавказского округа двух округов войск национальной гвардии – Южного и Северо-Кавказского.
Таким образом, организация органов управления оперативного звена приведена в соответствие с административно-территориальным делением государства.
В-третьих, для решения поставленных перед Росгвардией задач по обеспечению безопасности транспортного перехода через Керченский пролив, во вновь создаваемом Южном округе войск предстоит сформировать новое соединение – морскую бригаду.
С учетом предстоящего перевода сотрудников ОМОНов, СОБРов и авиационных отрядов специального назначения на военную службу, запланирован к реализации ряд мероприятий по совершенствованию системы управления и структурного построения подразделений специального назначения, отдельных соединений и воинских частей.
В ближайшие три года (до 2021 г.) основные усилия Росгвардии будут сосредоточены:
на создании в федеральных округах Российской Федерации группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время;
а также на дальнейшем совершенствовании системы управления войсками и системы их снабжения.
Как вы понимаете, планирование строительства и развития носит стратегический характер и, безусловно, не ограничивается вышеперечисленными инициативами.
В этой связи Росгвардией организована разработка проектов Концепции строительства и развития войск до 2030 года, Плана строительства до 2025 года, а также Государственной программы, направленной на создание условий для реализации задач, возложенных на войска.
Подготовку данных документов планируем завершить до конца будущего года.
Следует отметить, что достижение поставленных целей реформирования находится в прямой зависимости от финансового обеспечения проводимых мероприятий.
К примеру, уже сейчас, в целях исключения прогнозируемых негативных последствий ограниченного финансирования, Росгвардией и Министерством внутренних дел инициированы предложения о внесении изменений в законодательство,
предусматривающие - продление срока выполнения органами внутренних дел функций по хранению оружия (до момента оборудования в территориальных органах Росгвардии соответствующих помещений), а также - сохранение за МВД России полномочий по осуществлению контрольного отстрела оружия с нарезным стволом.
Одновременно с этим, для снижения в результате реализации таких предложений сохраняющейся нагрузки на органы внутренних дел, предложено передать Росгвардии полномочия МВД России по лицензированию и контролю за частной детективной деятельностью.
Данные предложения поддержаны Президентом России.
Некоторую озабоченность вызывают и перспективы перевода в 2018 году на военную службу сотрудников ОМОН, СОБР и полицейских авиационных подразделений.
Задача такого масштаба реализуется впервые.
Помимо сложностей, связанных с бюрократическими процедурами механизма перевода, требуют решения вопросы сохранения переводимым сотрудникам соответствующего уровня социальных гарантий.
Кроме того, необходимо обеспечить выделение Росгвардии дополнительных ассигнований для возмещения разницы в денежном довольствии, размер которого по воинским должностям, в среднем на двадцать процентов превышает денежное содержание сотрудников.
Несмотря на то, что достигнуть компромисса по увеличению расходов на денежное содержание не удалось, нами разработан законопроект, позволяющий оптимизировать процедуру перевода, а также предусматривающий компенсаторные механизмы социального обеспечения.
Учитывая исключительную важность озвученных законопроектов для планомерного развития войск и сохранения стабильности в служебных коллективах, прошу вас, уважаемые сенаторы, оказать поддержку при их прохождении в Совете Федерации.
Уважаемые коллеги!
Как субъект выработки государственной политики в установленных сферах деятельности, сегодня Росгвардия сосредотачивает усилия на подготовке перспективных предложений по совершенствованию правового регулирования отдельных областей правоотношений, которые с большой долей вероятности окажут существенное влияние на последующее развитие войск.
В ходе данной работы внимательно изучаются предложения парламентского сообщества.
Налажен конструктивный диалог с общественными организациями и институтами гражданского общества.
Серьезным подспорьем здесь также являются материалы, поступающие из средств массовой информации, а также публикации в социальных сетях и блогосфере.
Особо подчеркну: любые негативные сведения о работе войск становятся предметом пристального разбирательства, с принятием системных управленческих мер по искоренению самой основы вероятных просчетов и нарушений.
Так, в частности, было с серией резонансных преступлений, совершенных с применением оружия в Хабаровске, Тверской и Московской областях, а также ряде других регионов, повлекших ревизию деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы и формирование пакета предложений по совершенствованию законодательства.
Однако, должен заметить, что сегодня мы запаздываем с принятием решений.
Зачастую законодательная инициатива формируется пост-фактум чрезвычайного происшествия, возмутившего общественное мнение.
Правовая основа регулирования в таких сферах правоотношений, как оборот оружия или охранная деятельность, формировалась в начале девяностых годов.
За это время они фактически трансформировались в крупные самостоятельные отрасли экономики с многомиллиардными бюджетами, имеют устойчивую динамику развития, где внедряются и находят применение лучшие мировые практики и технологии.
Но, как я уже отметил, законодательство не поспевает за прогрессивным развитием.
С 1992 года в Закон «Об оружии» более пятидесяти раз вносились изменения, часть которых скорректировала концептуальные основы данного акта. При этом, бланкетные диспозиции практически нивелировали возможность государственного контроля в отношении большей части юридических лиц с особыми уставными задачами.
Не менее остро стоит вопрос о совершенствовании законодательства в охранной сфере.
Достаточно сказать, что законодатель до настоящего времени не закрепил сам термин «охрана», результатом чего стала подмена понятий, приравнивающая к охране термины «безопасность», «сохранность», «защита».
Нуждается в «перезагрузке» законодательство о ведомственной охране, которая в процессе нормотворчества приобрела возможность быть не только государственной, но акционерной, сохранив при этом полномочия по применению мер государственного принуждения.
В этом же ряду стоят проблемы с Законом «О частной охранной и детективной деятельности», первоначальная редакция которого подвергалась корректировке более двадцати раз.
По нашим оценкам, ежегодно в различные органы власти вносится в среднем до двадцати инициатив по изменению оружейного и охранного законодательства.
Особо отмечу, что экспертное сообщество неоднократно высказывало мнение о целесообразности кардинальной переработки вышеупомянутых законодательных актов.
К примеру, на рассмотрении в Росгвардии сейчас находится два инициативно подготовленных общественными организациями проекта.
Вместе с тем мы понимаем, что разработка такого рода законопроектов требует серьезного подготовительного периода, научного обоснования, обсуждения с ведущими юристами, охранным и оружейным сообществом.
В этой связи мной даны поручения профильным подразделениям ведомства на организацию системной проработки данных вопросов, с перспективой формирования конкретных предложений по итогам будущего года.
И я приглашаю вас, уважаемые сенаторы, принять участие в данной работе.
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые члены Совета Федерации!
На современном этапе усилия всех государственных институтов ориентированы на поддержку развития регионов, чему вы в своей работе, как представители интересов субъектов Российской Федерации, уделяете самое пристальное внимание.
В свою очередь, наращивание экономического потенциала невозможно без сохранения стабильности и правопорядка.
Безопасность – один из основных показателей инвестиционной привлекательности регионов, и личный состав войск национальной гвардии ежедневно доказывает способность силовых структур обеспечить законность и правопорядок на территории нашей страны, надежную защиту имущества и объектов, защитить население от террористических проявлений.
С удовлетворением отмечаю, что это взаимное движение.
О безусловной поддержке Федеральной службы свидетельствует позитивный настрой глав субъектов Российской Федерации, оказывающих содействие в развитии войск национальной гвардии.
Надеюсь, что положительный опыт такой работы и практика оказания содействия войскам национальной гвардии со стороны региональных властей будут только расширяться.
В завершение выступления хочу подчеркнуть, что налаженная система взаимодействия с представителями Совета Федерации является неоценимым подспорьем в реализации мероприятий строительства и развития войск, а оказываемая сенаторами помощь и поддержка, во многом способствует эффективному и качественному решению стоящих перед нами задач.
Выражаю уверенность в сохранении конструктивного сотрудничества и продолжении дальнейшей совместной работы на благо наших соотечественников!
Благодарю за внимание. Готов ответить на вопросы.