Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Портрет Жуковского В. А. (фрагмет). 1816 г.
Автор: Кипренский О. А.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
18:53 / 08.02.2023

Сердце, стремящееся к добру

Вклад Жуковского в литературу трудно оценить по достоинству.. Он буквально совершает переворот в отечественной словесности сентиментальными, а позднее романтическими элегиями и балладами. За полвека в литературе он достиг многого. Например, он основывает целую поэтическую традицию поэзии о войне 1812 года («Певец во стане русских воинов»). Литературная слава и нравственный авторитет не покидают его.

Он прощал даже тех, кто причинил ему великое зло

Образ Василия Жуковского (1783-1852 ГГ.), классика русской литературы, мозаически сложен. Здесь есть романтические стихи, страшные баллады, несчастная любовь, подарок «побеждённого учителя» Пушкину, воспитание цесаревича Александра.

Даже в этом купированном виде Жуковский привлекает к себе - талантом, скромностью, способностью тонко и сильно чувствовать. Среди страниц его биографии есть немало замечательных. Вот некоторые из них.

Васинька

История нашего героя началась 29 января 1783 года и напоминает авантюрный роман. Он незаконнорождённый сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина. Среди родни - известные семьи Елагиных, Киреевских, Плещеевых, а ещё поэтесса Анна Бунина и в конце концов сам Иван Бунин.

Но происхождение от пленной турчанки, наложницы отца при живой жене, казалось, закрывает перед ним все двери. Однако случилось иначе: помогли усилия семьи и его труд. Васинька, как ласково называют его в семье, растёт добрым и честным мальчиком, и его любят все.

Конечно, без шалостей не обходится. Однажды мальчика так впечатляет образ Боголюбской Богоматери, принесённый на время в дом, что он, когда никого нет рядом, повторяет его мелом на полу.

Рисунок принимают за чудо, и Жуковский, впоследствии набожный и благочестивый, с лукавым интересом следит за этой суетой, прежде чем признаётся в проделке. Он умён, но, как ни странно, его способности не замечают домашние учителя.

Страсть к сочинительству Жуковский почувствует позже - в доме своей сестры Варвары Афанасьевны Юшковой. Жизнь здесь идёт на литературный лад: царит культ Карамзина и заведён театр, роли в котором исполняют члены семьи.

Юноша-поэт воспаряет душой и сочиняет пьесы, впрочем, не совсем успешно. Артистической атмосферы дома Юшковых оказывается недостаточно - нужны знания и опыт, источником которых становится пансион.

В «убежище наук»


Благородный пансион при Московском университете - не обычная школа для мальчиков, хотя и готовит к поступлению на службу или в «рассадник просвещения».

Воспитание здесь не мешает поэтическому таланту, о чём свидетельствует и список выпускников: Грибоедов, Лермонтов, Владимир Одоевский, драматург Шаховской.

Директор пансиона Антон Антонович Прокопович-Антонский, учёный-энциклопедист и выдающийся педагог, полагает, что развивать ум без воспитания души невозможно. Он становится для подо­печных не только требовательным учителем, но и другом.

В «убежище наук» царит культ дружбы - своеобразного отражения любви Бога к Своему творению. Эти идеи витают в воздухе, и Жуковский останется им верен, когда решит впоследствии «Творца, друзей, любовь и счастье воспевать».

Стараниями Прокоповича-Антонского в пансионе трудятся лучшие университетские профессора. В Жуковском просыпается жажда знаний, а стремление к самообразованию останется с ним до конца дней.

Тогда же он сходится с семейством Тургеневых, давшим России поэтов, мыслителей, историков, экономистов. Его «незабвенным» приятелем становится Андрей Тургенев - поэт, предтеча пушкинского Ленского, по словам академика Веселовского.

Именно он вводит Жуковского в мир английской и немецкой литературы. Их дружбу не омрачают даже непримиримые споры о поэзии, а память о ней после ранней смерти Тургенева Жуковский будет трепетно хранить всю жизнь.

В Татьянин день 1801 года, горя сентиментальными идеями, Тургенев и Жуковский создают Дружеское литературное общество. Это плод просвещения, который служит, по мысли основателей, развитию русской словесности.

Ради этого члены общества сочиняют и горячо обсуждают свои и чужие произведения, приобретая ценный опыт писательства и критики. Именно здесь Жуковский увлечётся поэзией Карамзина, своего будущего литературного наставника.

На поприще русской словесности

Вклад Жуковского в литературу трудно оценить по достоинству. Он буквально совершает переворот в отечественной словесности своими сентиментальными, а позднее романтическими элегиями и балладами.

Его читатель, воспитанный на морализаторстве и рационализме, с интересом открывает для себя дары британской музы - элегию и «страшную» балладу. Первая учит его, что поэзия способна выражать сокровенные движения души, а вторая - потрясает леденящим ужасом.

Ролью первооткрывателя Жуковский не ограничивается. Он не замыкается в самоповторах: черпая из европейских литератур, он адаптирует заимствованное, изменяя его и изменяясь вместе с ним.

Удачный пример тому - его элегии. Что общего у «классичного в своём сентиментализме» (слова С.С.  Аверинцева) «Сельского кладбища», подчёркнуто условной в декорациях Павловска «Славянки» и взволнованного «таинственным» «Моря»?

Прежде всего то, что это элегии одного автора, осваивающего новую форму. А в многочисленных балладах, «соперничая» с подлинниками, Жуковский сохраняет сюжеты Шиллера и Гёте, Скотта и Саути, но выражает свои нравственные и эстетические идеалы.

Поэтому рациональная и даже грубоватая «Ленора» Бюргера перерождается под его пером в утончённую «Людмилу» и народно-поэтическую «Светлану».

Впрочем, элегии и баллады лишь малая толика сделанного Жуковским. За полвека в литературе он достиг многого. Например, он основывает целую поэтическую традицию поэзии о войне 1812 года («Певец во стане русских воинов»)

- традицию, настолько разросшуюся, что впоследствии с ней полемизирует Лермонтов в «Бородине». Жуковский-переводчик впервые знакомит русского читателя с полным текстом «Дон Кихота».

Стоит Жуковский и у истоков русского байронизма, хотя и не принимает «дух отрицания, гордости и презрения» английского поэта. В «Шильонском узнике» он не столько возвышает подвиг Бонивара, сколько вызывает к нему милосердное сострадание.

Заметим, что у Жуковского непросто отделить переводы от оригинальных произведений: «Слово о полку Игореве» и эпос о Сиде, фрагменты из «Махабхараты» и «Шахнаме» Фирдоуси, обработки русских сказок и «Энеиды»

Вергилия в полной мере его собственные тексты. Особенно это бросается в глаза в крупнейшем переводческом проекте Жуковского - «Одиссее».

Не зная древнегреческого, поэт, по его словам, «подслушивает Гомера, не слыша его речей лицом к лицу» и придаёт скитаниям царя Итаки дух былинно-сказочной русской старины.

Рыцарь без страха и упрёка

Ещё в юности Жуковский выстраивает отношения с «лукавым светом на основании «людскости», то есть вежливой приветливости. Мыслям, чувствам, творческим открытиям надлежит оставаться в тени: их не оценят.

Иначе ведёт себя поэт в «малом круге» - среди родных и друзей, там, где не нужно скрываться. Таких людей у Жуковского немного - дорогие племянницы Протасовы (Мария, в которую он был безнадёжно влюблён с юношеских лет, и Александра), Андрей и Александр Тургеневы и некоторые другие.

История этих связей приоткрывается в стихах и письмах. Удивительным по своей откровенности становится «журнал» Жуковского. В юности он с упоением читает «Автобиографию» Бенджамина Франклина, который видит в дневниковой форме путь к нравственному совершенствованию.

Поверяя «журналу» свои мысли и планы, теперь уже Жуковский раскрывается как христианин и строго судит себя. Почти полвека Жуковский ведёт дневник, превращая его в выразительный текст, героями которого становятся дорогие ему люди, книги, места.

Если сам поэт аскетичен и строг к себе, то современники не скупятся на похвалы. Его племянница, переводчица Авдотья Елагина, замечает о нём: «Его каждый день своею возвышенностию и чистотою мог бы служить образцом сердцу, стремящемуся к добру».

Эта оценка кажется заслуженной хотя бы потому, что Жуковский был заступником многих. В восемь лет он спасает от двух драчунов свою шестилетнюю племянницу Анну Юшкову (Зонтаг), будущую детскую писательницу (вспоминая этот эпизод, она назовёт его рыцарем без страха и упрёка).

А потом, став педагогом и сблизившись с императорской фамилией, ходатайствует за Пушкина, добивается смягчения судьбы декабристов, спасает талантливых людей от крепостного рабства.

Жуковский незлобив и силён духом, он прощает даже тех, кто причинил ему великое зло. Когда поэт Александр Воейков под маской участия разрушает намечавшийся брак с Машей Протасовой, поэт находит силы не мстить и только навсегда отходит от ложного друга.

Разумеется, Жуковский далеко не всегда пример спокойствия. Когда его надежды пали прахом, он резок в своей переписке с Машей, о чём впоследствии горько сожалеет. Стоит ли говорить, что литературные скандалы не могут вывести его из себя.

Пародия на Жуковского в пьесе князя Шаховского «Урок кокеткам» вызывает гнев современников, но сам поэт отправляется в театр, чтобы увидеть комедию и от души посмеяться.

«Маститый старец»

Жуковский прожил долгую жизнь. Литературная слава и нравственный авторитет не покидают его. Семейное счастье находит его на склоне лет - рядом с двадцатилетней Елизаветой Рейтерн в маленьком домике в Пруссии он обретает всё то, о чём некогда мечтал:

«Спокойная, невинная жизнь, занятия, для меня и для других полезные или приятные, дружба, искренняя привязанность к моим ближним друзьям и, наконец, если бы было можно, удовольствие некоторых умеренных благодеяний - вот все мои требования от Провидения!»

Здоровье слабеет, он слепнет и вынужден диктовать свои произведения. Но дух его крепок, а сам он по-прежнему беспощадно строг к себе.

Удивительным образом перекликаются слова Жуковского-юноши о том, что «главная обязанность человека есть быть честным», и восклицание его же в старости: «Лгать скверно и грешно!» - когда его секретарь, выполняя просьбу поэта, для ускорения дела идёт на обман.

Тяжёлым ударом для Жуковского становится известие о смерти Гоголя, его близкого друга. Болезнь берёт вверх, и 12 апреля 1852 года, на Фомину неделю по Пасхе, он уходит из жизни как истинный христианин, после исповеди и приобщения Святых Таин, в кругу семьи, умиротворённый и счастливый.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.